Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока по ОБЖ, географии, 7 класс

Конспект интегрированного урока для 7 класса по ОБЖ, географии на тему: «Наводнения. Виды наводнений, их причины, последствия. Правила поведения во время этой ЧС»
На тему: «Наводнения. Виды наводнений, их причины, последствия. Правила поведения во время этой ЧС».
Вид урока: комбинированный.
Инвентарь: учебник ОБЖ 7 класс, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Время проведения: 45 мин.
Место проведения: МОУ Верхнеуртуйская ООШ, кабинет №6.
Учителя: Козлов В.В., учитель ОБЖ и Деряга Е.П., учитель географии.
Дата проведения: 02.12.18г.
Раскрыты темы: наводнение, виды наводнений (половодье, паводок, затор, зажор), низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические; их последствия; как действовать при наводнении.
Цель урока: Познакомить обучающихся с чрезвычайной ситуацией природного характера – наводнением; формировать знания учащихся по теме: «Наводнение», усвоить основные понятия и научные факты.
Задачи:
образовательные: Дать понятие «наводнения», причины наводнений в Амурской области, их виды, последствия; сформировать на уроке понятия о поражающих факторах наводнения; обеспечить усвоение правил поведения при наводнении, оказания первой медицинской помощи при утоплении; научить делать выводы; формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, научить самостоятельно делать выводы; формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве; активизировать познавательную активность.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с картой и схемами; умение работать в группе, коллективе.
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, формирование интереса к будущему страны; формирование ответственности; воспитание положительного отношения к знаниям; товарищеской поддержки; воспитание сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Ход урока
1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.
Вопрос? какая тема была на прошлом уроке
Ответ: ЧС метеорологического характера - смерчи.
Вопрос? (Просмотр ролика). Дайте определение смерчи.
Ответ: Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде тёмного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.
Вопрос? Как нужно действовать при угрозе смерча?
Ответ: При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам следует:
- Покинуть все виды транспорта и спрятаться в надёжном убежище: в ближайшем подвале, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле.
- При выборе места следует руководствоваться тем, что это природное явление может сопровождаться ливнем, градом, поэтому следует предусмотреть средства защиты от этих метеорологических явлений.

2.Актуализация знаний.
Просмотр видеоролика
Вопрос? А как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке
Ответ: Наводнения.
Вопрос? Почему наводнения?
Ответ: Потому что наводнения – это тоже ЧС.
Учитель ОБЖ: Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение?
Ответ: гидрологическим.
Учитель ОБЖ: Верно – это ЧС гидрологического происхождения.
Вопрос? А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение и чем же опасны наводнения?
Ответ:
Вопрос? Для чего именно на уроках ОБЖ мы их изучаем?
- А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (Выслушивается версия).
(ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения).
Учитель географии: стр. уч. 92-93, (презентация).
- Наводнение-затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, море или в результате снеготаяния, обильных дождей, ветрового нагона, прорыва плотин – слайд 2.
- Наводнения угрожают почти всей земной поверхности. Установлено, что только в США 10 миллионов человек живут на местности, подверженной наводнениям.
По статистике ЮНЕСКО только от речных наводнений за последние 20 лет погибло около 200 тысяч человек (не включая жертв наводнений вызванных тропическими циклонами).
По мнению некоторых гидрологов эта цифра сильно занижена. Только в одном 19 столетии число жертв наводнений на китайских реках достигло цифры 1 миллион – слайд 3,4.
Учитель ОБЖ: Рассмотрим схему классификации наводнений.
Слайды: 5-11
Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности
Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него.
Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него
Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей
Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явления.
- Показ видеоролика наводнения в Благовещенске. К какой из классификаций мы отнесём это наводнение. Почему?
Учитель ОБЖ:
-Соотнесите определение и понятие - слайд 12-13
это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей.
Половодье
это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей.
Паводок
это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объёма воды в реке, которое сопровождается выходом её вод из берегов и затоплением поймы реки.
Затор
это явление, сходное с …. льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Образуются на реках в период формирования ледяного покрова.
Затор
это скопление льда в русле реки, ограничивающее её течение. Образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек.
-Чем отличается половодье от паводка, затор от зажора?
-Могут ли люди предотвратить наводнение?

4.Закрепление знаний
Учитель ОБЖ:
Работа с текстом (в группах)
Задание: в тексте найдите и выпишите причины смерти людей во время наводнения, причины разрушения зданий
Текст 1
Первым смыло Андрея. у него не хватило сил, поток был просто сумасшедший. Дальше держаться не было сил и у нас. Под дождем, в полной темноте мы из последних сил гребли против течения к верхушкам деревьев. Кажется, в движение пришло все: деревья, обломки мебели, машины. Все это плыло, вставало на дыбы, ударялось о дома, разрушая их. Мы пробыли в холодной воде около 8 часов, было холодно и страшно.
Текст 2
В 24 00- 1.00 первый сильный выброс воды. Высота воды около 2,5-3 метра. Брус затопило полностью и понесло. Дочь ударилась головой о стойку потеряла сознание. Я ее придержал над водой, через несколько минут она пришла в себя. Когда вылазил в окно, меня чуть не унесло, напоследок успел схватиться за задний верхний габарит- фонарь. Потом с Андреем вытащили всех на крышу, Вода, а скорее бурлящая каша из глины досок, деревьев и веток. Было впечатление что просто где - то прорвало плотину. Ну не могла вода дважды за ночь прибавлять за считанные минуты по метру. Стены домов подмывало, они рушились.
Ответ:
Выслушать причины, найденные детьми. Дать понятие поражающих факторов наводнения.
Учитель ОБЖ:
- Ребята, а как вы думаете каковы причины наводнения у нас в Амурской области? (видеоролик)
Учитель ОБЖ:
Работа со схемой
-Как вы думаете, каковы последствия наводнения? (выслушать ответы детей)
Учитель географии: Работа по схеме: слайд 14
-От чего чаще всего гибнут люди при наводнении?
Дать сравнительную таблицу времени нахождения человека в воде в зависимости от ее температуры:
Температура воды +24∘ +10-15∘ +2-3∘ -2∘
Время До 9 часов Max/ до 4,5 часов Max до 15 мин. Max до 8 мин.
-Какую помощь необходимо оказать человеку, который тонет?
-Как вы думаете, почему спасатель подплывает к утопающему сзади, а не спереди?
-Расскажите последовательность действий после доставки пострадавшего на берег/сушу?
Учитель ОБЖ:
Рассмотрим классификацию наводнений:
Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет
Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин,
1 раз в 20-25 лет
Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет
Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет
Учитель географии: Познакомимся с характеристикой наводнений – слайд: 18
Учитель ОБЖ:
Каковы же последствия наводнений.
Наводнения делятся на первичные и вторичные.
К первичным относятся

К вторичным
-Избежать гибели можно, если правильно следовать сообщениям ГО ЧС и МЧС.
Просмотр видеоролика «МЧС. Правила поведения при наводнении» -2,5 минуты
-Каков алгоритм действий?

5.Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.
-Что не рекомендуется делать?
Ситуация: «Наводнение в вашем населенном пункте продолжается вторые сутки. Вы уже находитесь на чердаке своего дома со всем необходимым ( не захотели оставлять дом). Уровень воды поднялся до 70 см, течение сильное. Вам надоело сидеть на чердаке, и вы решили перебраться на соседнюю улицу, где находится пункт эвакуации.»
А) переберетесь самостоятельно
Б) будете ждать спасательную технику
В) воспользуетесь помощью соседей
-Что не относится к последствиям наводнения?
А) обморожение
Б) отключение электричества
В) отключение газа
Г) эпидемии
Д) переломы
6.Подведение итогов обучения.
-Что узнали?
-Чему научились
Учитель ОБЖ:
Творческая мастерская
-Нарисуйте знаки-подсказки на тему «Алгоритм действий при угрозе наводнения»

7.Определение домашнего задания
Защита проектов, учебник: стр.92-97,
Задание на выбор:
1. Составить кроссворд по данной теме.
2. Подготовить 10 вопросов теста.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по ОБЖ с ответами для 7 класса Дидактические игры по ОБЖ для 5-7 класса Конспект интегрированного урока по литературе и географии, 7 класс Технологическая карта урока ОБЖ в 7 классе

Похожие статьи:

Игры на уроках ОБЖ, 7-8 класс

Сценарий общешкольного мероприятия к 23 февраля «Праздничный парад». Начальная школа | Сценарий на юбилей учителя
Опубликовано: 1780 дней назад (15 мая 2019)
Просмотров: 1762
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 15 мая 2019 в 23:19 +1
Здравствуйте
Вам необходимо выслать презентацию по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
В теме письма надо указать "Презентация для моего материала в блоге".
В тексте письма надо указать свои ФИО и сообщить, что вы желаете опубликовать презентацию к материалу, размещенному в блоге. Обязательно укажите ссылку на запись в блоге, для которой вы присылаете презентацию. Размер до 25 Мб. Презентация должна быть в одном файле формата .ppt или .pptx
Мы сами разместим презентацию.
Это всё записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта