Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Итоговая НОД по математике в детском саду в средней группе. Конспект

Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями «Новые приключения Колобка» в средней группе
Автор Москалева Светлана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ 407, г. Екатеринбург
Материал будет полезен воспитателям средних групп ДОУ для организации итоговой НОД по ФЭМП. Ценность разработки состоит в том, что все этапы занятия объединены единым сказочным сюжетом, а родители исполняли роли цифр, которые предлагали детям различные математические задания.

Пояснительная записка
В методической разработке рассматриваются методы организации новой формы взаимодействия участников образовательного процесса. Описан опыт проведения интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми совместно с родителями. Закон «об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и расвноответственными участниками образовательного процесса. Одно из важных требований ФГОС – это открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Детский сад является первым социальным институтом, в котором «проходят обучение» не только дети, но и родители, поэтому так важно повышать компетенцию родителей в воспитании и развитии детей, именно в тот период.
В современном обществе со стороны родителей повысились требования к достижениям ребёнка. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Использование разнообразных игровых приёмов и методов в непрерывной образовательной деятельности по математике вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче. Как известно, математическое развитие дошкольников - важная составляющая формирования личности. Этот процесс является основной функцией семьи, которая нуждается в психолого-педагогическом сопровождении ДОУ.
Согласно Концепции развития математического образования, родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач ДОУ становится поиск эффективных форм взаимодействия с родителями.
Опора на отечественный опыт
Конкурсный сценарий разработан с опорой на исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Так, П.Я. Гальперин и А.В. Запорожец свидетельствовали о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют важное значение для интеллектуального развития ребенка в будущем.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, В.Ф. Паламарчук, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Таким образом, формирование математических представлений является мощным средством формирования познавательных интересов дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
Согласно Концепции развития математического образования, можно выделить несколько основных принципов в организации и проведении непрерывной образовательной деятельности:
• принцип воспитывающего обучения;
• принцип индивидуального подхода;
• принцип научности обучения и его доступности;
• принцип осознанности и активности;
• принцип наглядности.
Новизна данного сценария наблюдается в следующем:
• игровой характер мероприятия;
• родители – активные участники встречи;
• данное мероприятие позволяет решать максимальное количество задач развития детей в рамках различных форм работы и видов деятельности.
Использование инновационных форм
• Использование мультимедийной установки для просмотра компьютерной презентации «Четвёртый лишний»,
• Авторское дидактическое пособие «Соседи чисел»
Оригинальность сценария выражена
• в создании предметно-пространственной и информационной среды,
• в изменении сценария известной русской народной сказки;
• в интеграции образовательных областей.
Перспективность
• Представленная форма взаимодействия с родителями даёт возможность использовать её на базе других образовательных организаций.
• Родители становятся активными участниками встреч с детьми и педагогами, овладевают приёмам работы с детьми, которые позволяют им решать вопросы развития математических способностей детей, т. е. становятся более компетентными в вопросах развития дошкольников;
• Родители заново открывают для себя радость общения с детьми.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями «Новые приключения Колобка» Средняя группа
Цель мероприятия: обобщение и систематизирование знаний детей, полученных за год в игровой форме, через использование математического занимательного материала при активном участии родителей; повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах математического развития детей.
Задачи
1. обучающие:
• закрепить умения считать в пределах 10;
• узнавать цифры на ощупь;
• находить соседей чисел;
• отгадывать загадки про геометрические фигуры;
• повторить дни недели.
2. развивающие:
• развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей),
• развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, воображение.
3. воспитывающие:
• воспитывать у детей интерес к математике,
• желание работать в коллективе.
Целевая аудитория: дети 4-5 лет, родители
Описание формата мероприятия
Мероприятие рассчитано на 20 детей. Продолжительность 25-30 минут.
Условия проведения:
Мероприятие проводится в музыкальном зале
Предварительная работа:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Беседы с детьми «Путешествие», «Что такое хорошо».
• Настольная игра «Колобок».
• Консультация для родителей «Концепции развития математического образования».
• Консультация для родителей «Использование занимательного материала для развития детей».
• Изготовление атрибутов для мероприятия.
• Предварительная работа с родителями по исполнению ролей.
ОО «Познавательное развитие»
• Знакомство c цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
• Разгадывание загадок о цифрах.
• Рассматривание геометрических фигур.
• Работа в тетрадях «Моя математика».
• Дидактические игры: «Математические фигуры», «Что бывает круглым?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Соседи чисел», «Геометрическая мозаика».
ОО «Речевое развитие»
• Разучивание стихотворений про цифры и дни недели.
• Разучивание математических считалок, пальчиковых гимнастик.
• Настольный театр «Колобок»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
• чтение РНС «Колобок»;
• просмотр мультфильма «Колобок», «Сказка про Колобок».
• Рисование и лепка героев сказки «Колобок».
• Слушание музыки.
ОО «Физическое развитие»
• Разучивание подвижных игр «Прячем Колобка», «Лиса и Колобок».
• Разучивание физкультминутки «Замесила бабушка ни булку, ни оладушки».

Материально-техническое оборудование
Демонстрационный материал:
• панно с изображением леса, домика и дорожки с цифрами 1-9, Колобок на липучке;
• наборы корон с цифрами 1-9 и карточек с заданиями для взрослых,
• «чудесный» мешочек с цифрами;
• дидактическое пособие «Соседи чисел», цифры на липучках;
• мультимедийная установка, компьютерная презентация «Четвёртый лишний»;
• большой игральный кубик из мягкого модуля;
Раздаточный материал:
• наборы цифр 1-6 и геометрических фигур на каждого ребенка;
• дедушка и бабушка на руку; корзинка с угощениями.

Родители заранее рассаживаются в музыкальном зале, надевают короны с цифрами 1-9.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Эмоциональный настрой
Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
2. Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые взрослые, я вам предлагаю стать сказочниками и придумать «Новые приключения Колобка». Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого надо попасть в сказку. Ребята, встаньте, пожалуйста, возле стульчиков.
На носочки поднимитесь,
два раза повернитесь
и в сказке очутитесь.
Дети садятся на стульчики.
2. Содержательно-операционный этап
Воспитатель: Жили-были дедушка и бабушка. Испекли они Колобок, а он от них укатился в лес погулять.
Колобок: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Колобок, почему ты такой грустный?
Колобок: Я заблудился в лесу, никак не могу отыскать тропинку, чтобы добраться к бабушке и дедушке. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем Колобку?
Дети: Да.
Воспитатель: Иди, Колобок, по этой тропинке и придешь к домику.
Покатился колобок по тропинке, а навстречу ему … (Выходит родитель-цифра 1)
Колобок: Ой, кто это?
Воспитатель: Ребята помогайте, кто это?
Дети: Это цифра один.
Цифра 1 (родитель): Выполни, Колобок, мое задание, и я пропущу тебя дальше.
1 задание «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Помогайте, ребята! Надо в мешочке найти цифру и на ощупь определить ее.
Дети выполняют задание.
Цифра 1 (родитель): Молодцы!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему … (Выходит родитель-цифра 2)
Колобок: А это кто?

Воспитатель: Ребята, помогайте!
Дети: Это цифра два.
Цифра 2 (родитель): Выполни мое задание, тогда я тебя дальше пропущу.
Задание «Соседи числа».
Воспитатель: Ребята, назовите соседей числа 8, 6, 4
Дети выполняют задание.
Цифра 2 (родитель): Молодцы!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 3)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра три.
Цифра 3 (родитель): Назовите сказки или героев сказок, в которых есть число три.
Дети выполняют задание.
Цифра 3 (родитель): Правильно, молодцы!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 4)
Колобок: А это кто?
Дети: Это цифра четыре.
Цифра 4 (родитель): Задание называется «Четвертый лишний» посмотрите, ребята на экран и найдите четвёртый лишний.
Дети выполняют задание.
Цифра 4 (родитель): Правильно, ребята!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 5)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра пять.
Цифра 5 (родитель): Выполнишь, Колобок, физкультминутку, покатишься дальше.
Колобок: Ой, ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Физкультминутка:
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки, (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо)
Доставала из печи (Руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи, (Повороты туловища влево-вправо,руки в стороны)
Как поставила на стол, (Наклон вперед, руки вперед)
Он от бабушки ушел и от дедушки ушел. (Поворот вокруг себя в одну и в другую стороны)
Кто же бегает без ног? (Бег на месте)
Это желтый Колобок! (Хлопки в ладоши)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дальше катиться Колобок, навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 6)
Колобок: Кто это?
Дети: Это цифра шесть.
Цифра 6 (родитель): Выполни мое задание.
Задание «Кубик» - покажите такую цифру, сколько точек выпало на грани игрального кубика.
Дети выполняют задание
Цифра 6 (родитель): Молодцы! Правильно.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 7)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра семь.
Цифра 7 (родитель): Назовите дни недели. Сколько их всего?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Всего семь дней.
Цифра 7 (родитель): Отлично!
Воспитатель: Никак Колобок не может добраться до домика. А навстречу ему опять кто-то вышел… (Выходит родитель-цифра 8)
Дети: Это цифра восемь.
Цифра 8 (родитель): Отгадайте загадки про геометрические фигуры.
Воспитатель: Послушайте мои загадки, а отгадки найдите на столе и покажите.
1.Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
2. Я фигура - хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я …….
3.Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Цифра 8 (родитель): Молодцы, ребята, проходи Колобок дальше.
Воспитатель: Устал Колобок, нет больше сил и тут навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 9)
Дети: это цифра девять.
Цифра 9 (родитель): Посчитайте от 1-10, а теперь от 10-1.
Дети считают.
Цифра 9 (родитель): Какие вы молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Колобок добрался до домика. Бабушка и дедушка его встречают, радуются и вас, ребята, благодарят за помощь.
4. Рефлексирующий этап
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, как мы Колобку помогали? Какие задания выполняли?
Дети отвечают.
Воспитатель: А какое задание было для вас самое интересное? Самое сложное?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Молодцы, уважаемые Цифры! Я получила большое удовольствие от общения с вами! А самое главное, у нашей сказки счастливый конец. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые цифры, которые с ним играли, и Колобок вернулся домой. Бабушка и дедушка вас благодарят и дарят вам гостинцы!
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие.
«На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Снова в зале очутитесь».

Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г.
2. Федеральный закон об образовании в российской федерации, 2012 г.
3. «Радуга» — основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Москва, «Просвещение», 2014 г.
4. Осечкина Л. И., Чапкова В. В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014
5. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012
6. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010
8. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду – 2002
10. Использование интернет-ресурсов



Приложение № 1
Четвёртый лишний






Приложение № 2
Фото с мероприятия




Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по математике в средней группе детского сада. Число и цифра 7 Конспект НОД по ФЭМП в средней группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада Конспект НОД по ФЭМП в средней группе детского сада. Математические представления условной меры
Участник №82 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Конспект НОД по математике «Весенняя прогулка в лес» для детей средней группы
Опубликовано: 1807 дней назад (15 мая 2019)
Просмотров: 1540
+3
Голосов: 3
Вера Валерьевна Павлова # 15 мая 2019 в 19:35 0
Светлана Анатольевна!
Вы представили очень интересный Итоговый НОД по математике в детском саду в средней группе.
В начале Вы подробно описали, как Вы реализовывали программу: описание и обзор отечественных подходов, предварительная работа, новизна и оригинальность данного мероприятия.
Потом Вы подробно описали сценарий проведения НОД по математике. Очень правильно, что Вы привлекаете родителей, показывая какой объем работы Вы сумели выполнить за учебный год. Ваш НОД задуман в сказочной форме, что для детей такого возраста очень интересно, увлекательно, познавательно.
В ходе реализации НОД Вы решили все задачи и достигли цели - обобщение и систематизирование знаний детей, полученных за год в игровой форме, через использование математического занимательного материала при активном участии родителей; повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах математического развития детей.
Спасибо за такой интересный опыт по работе с детьми и родителями. Желаю Вам творческих успехов в работе.
Мой голос для Вас.