Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Изучение семейных традиций посредством анкетирования родителей в подготовительной группе ДОУ

Изучение семейных традиций посредством анкетирования родителей в дошкольной организации
Герасимова Татьяна Александровна
Инструктор по физической культуре, МДОУ д/с №1 "Медвежонок" г.Юрюзань

Аннотация. В данной статье указывается проблема значимости семейных традиций. Статья посвящена диагностике родителей при помощи метода анкетирования, а также представлены результаты, проведенного исследования.
Ключевые слова: семья, семейные традиции, семейные увлечения, семейное чтение, взаимоотношения.
Abstract. This article is about the importance of family traditions. It is devoted to the diagnosis of parents, which use a method such as a questionnaire, as well as the results of study.
Key words: family, family traditions, family hobbies, family reading, relationships.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) в ст.18 п.1 установлено, что первыми педагогами детей выступают родители [1]. Именно семья обуславливает общепризнанные нормы воспитания подрастающего поколения, но на современном этапе семейные традиции отходят на второй план. Родители демонстрируют некомпетентность в воспитании детей, одна из многих этому причин – неумение выстроить внутрисемейные отношения [2].

Одной из задач нашего научного исследования по проблеме влияния семейных традиций на формирование дружеских отношений в семье выступает изучение данного вопроса в практике дошкольного образования.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы разработали анкету для родителей «Семейные традиции и их роль в воспитании», которая включала в себя такие вопросы как:
1. Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать?
2. Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят?
3. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье?
4. Считаете ли вы свою семью дружной?
5. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
6. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Можно отметить несколько вариантов.
7. К каким из семейных увлечений вы приобщаете своего ребёнка?
8. Какие виды трудовой деятельности вы осуществляете совместно?
9. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:
10. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

В анкетировании приняло участие 15 родителей, дети подготовительной к школе группы, которые посещают муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Медвежонок» г. Юрюзани Катав-Ивановского муниципального района, им разрешалось отвечать на один вопрос по несколько вариантов ответа.

На первый вопрос по 9 человек родители отметили положительные качества такие как, честность, вежливость и отзывчивость; по 3 человека считают: трудолюбие, аккуратность, храбрость, решительность.

Черты ребенка, беспокоящие родителей: 9 человек считают неусидчивость и 6 человек – невнимательность.

На 3 вопрос 8 человек считают взаимоотношения в семье отличными; 6 – хорошими, 1 – нормальными.

Порадовал тот факт, что родители единогласно ответили на 4 вопрос, считая, свою семью дружной.

Нас удивило, что на 5 вопрос мнение родителей разделились почти на половину: 8 человек считают, что традиции в семье возможны, если они сложились сами, а 7 человек думают, что они должны обязательно присутствовать в жизни семьи.

Наиболее приемлемыми формами семейных традиций 13 родителей находят праздники; приятно удивило, что 12 родителей считают ужин в кругу семьи; 9 – поездки и путешествия, 8 – поход в кино, театр, цирк; 5 полагают взаимные подарки и сюрпризы.

На вопрос, к каким из семейных увлечений Вы приобщаете ребенка, 11 родителей ответили домашние животные; 9 – спорт; 7 – чтение; 5 – коллекционирование и по 3 родителя считают рыбалка, компьютерные игры, музыка.

На 8 вопрос 8 человек ответили – уход за домашними животными. К сожалению, 4 родителя считают, что общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи; 3 человека полагают помощь близким родственникам.

На 9 вопрос 5 родителей семейное чтение понимают – «чтение вслух для всех членов семьи»; 3 – «когда все члены семьи заняты чтением»; 2 – «обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью»; и один человек полагает, что семейное чтение – «это литература, интересующая всех членов семьи или ее части».

На 10 вопрос мнения разделились: 7 человек приобщают ребенка к тем ценностям, которых придерживается семья через воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.; 5 – Через требование соблюдения норм и правил, установленных в семье; 3 человека приобщают через личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь.
Таким образом, мы видим, что родители обладают представлениями о семейных традициях; что они присутствуют в повседневной жизни семьи, однако существует проблема, родители не понимают важность влияния традиций на отношения в семье. В связи с чем, в рамках нашего исследования, мы обратились к разработке психолого-педагогических условий формирования внутрисемейных дружеских отношений на основе семейных традиций, которые предполагают наличие программы повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, предоставления консультативной помощи родителям, проведение мастер-классов, семейных праздников.

Список использованных источников и литературы:
1. ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Градусова Л.В. Дошкольникам о семье (из опыта работы): [метод. пособие] / Л.В.Градусова, Л.А. Маколдина: МаГУ. Магнитогорск: Изд-во МаГУ. 2007. 36с.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Спортивное развлечение на улице в подготовительной группе. Сценарий
Опубликовано: 1746 дней назад (15 июля 2019)
Просмотров: 1067
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Ольга Андреевна Ильичева # 17 июля 2019 в 05:06 +1
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Интересный опыт работы с родителями по изучению семейных традиций Вы предоставили. Обязательно возьму на заметку. Примите мой голос!
Татьяна # 17 июля 2019 в 10:48 0
Благодарю за отзыв. Буду рада,если наш материал пригодится для Вашей работы.