Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока чтения и кулинарии с презентацией, 6 класс. Рассказ Драгунского "Тайное становится явным"

Конспект интегрированного урока чтения и кулинарии в 6 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Автор: Смирнова Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и чтения ГОБОУ «АШИ № 10» г. Чудово Новгородской области
Описание материала: Предлагаю Вам конспект интегрированного урока чтения и домоводства по рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Данный материал будет полезен учителям чтения школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и учителям литературы общеобразовательных школ.
Это подробный конспект урока, направленного на расширение знаний учащихся о личности В.Ю. Драгунского и его творчестве, а также анализ текста рассказа «Тайное становится явным»
Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Кулинария», «Мировая художественная культура», «История», «Музыка», «Социализация»
Цели:
1. Вызвать интерес учащихся к творчеству В.Ю. Драгунского;
2. Анализируя текст рассказа «Тайное становится явным», научить школьников характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке;
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
2. Учить детей анализу литературного произведения.
3. Познакомить учащихся с историей традиционного блюда русской кухни, рассказать о его пользе для здоровья.
Развивающие:
1. Формировать навык литературного осознанного чтения.
2. Развивать умение обучающихся ориентироваться в тексте.
3. Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения.
Воспитательные:
Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- Самоопределение.
- Учебно - познавательный интерес к учебному предмету.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы.
- Следование моральным нормам и этическим требованиям.
- Ориентироваться в нравственном содержании рассказа.
- Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
2. Познавательные:
- Учащиеся должны уметь анализировать заголовок произведения.
- Формировать у учащихся умение проводить анализ.
- Характеризовать поступки героя рассказа.
- Восстанавливать последовательность событий по вопросам.
3. Коммуникативные:
- Формировать умение договариваться, находить общее решение.
- Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор.
4. Регулятивные:
- Прогнозировать содержание урока.
- Развивать умение давать оценку своей работы.
- Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.
Оборудование: Портрет В.Ю.Драгунского; выставка книг писателя; плакаты с изречениями; плакат с солнышком; мультимедийная установка со слайдами; карточки с заданиями.
Оборудование для стола: кувшин, кастрюля с кашей, тарелка, яйцо, солонка с солью, сахар, баночка с хреном, скатерть.
Одежда для героев сценки: шляпа, плащ, китель для милиционера, фуражка.
Тип урока: интегрированный, с элементами драматизации.
Ход урока:
I. Организационный и мотивационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
1. Чтение учителем стихотворения:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве нравятся хмурые лица
Или чья - то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

2. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы будем проводить его вместе с учителем кулинарии. А ещё у нас на уроке гости, а гости - это всегда радость, хорошее настроение.
Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и примемся за работу. Отвечать мы будем сидя.

3. Постановка целей и повторение изученного.
- Чему мы обычно учимся на уроках чтения? (читать, пересказывать, отвечать на вопросы, наблюдать, заучивать стихи).
Сегодня на уроке мы будем:
- знакомиться с личностью писателя, написавшего рассказ;
- читать рассказ «Тайное становится явным»;
- анализировать его заголовок;
- будем учиться давать характеристику поступков героя произведения, учиться быть честными.
И наконец, вы попробуете побывать в роли литературного героя. Будет представлено чтение с элементами инсценирования, а вы будете артистами.
А ключевыми словами на уроке будут: улыбка, солнышко (учитель вешает на доску эмблему урока - солнышко с улыбкой).
И давайте этот урок мы проведём с улыбкой.
II. Основная часть урока
1. Учитель:
Прочитайте на доске, как называется рассказ, который мы будем читать.
Слайд № 1. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

2. К какому разделу можно отнести этот рассказ? («И в шутку, и всерьёз»).

3. Рассматривание таблички «И в шутку, и всерьёз».
Учитель: В произведениях этого раздела рассказывается о смешном, но по их теме нужно подумать, поразмышлять. То есть задуматься о том, каким нам быть. Наш рассказ «Тайное становится явным» - об отношениях между людьми и о воспитании детей.

4. Работа по теме урока. Обыгрывание портрета писателя.
Учитель: Посмотрите на портрет В.Ю.Драгунского.
Слайд 2. Портрет В.Ю. Драгунского.
Большие умные глаза. Задумчивый взгляд. Добрая грустная улыбка. Друзья называли В. Драгунского писателем щедрым и радостным.

5. Учитель: Писателю было почти 50 лет, когда он опубликовал «Денискины рассказы» - одну из самых любимых книг детей. Эта книга покорила читателей, вошла в каждый дом, где есть дети. Её читало наше поколение, поколение ваших бабушек и дедушек, поколение ваших родителей. Я очень советую почитать «Денискины рассказы» и вам. Они очень добрые, умные, с юмором, и я бы назвала их солнечными.

Слайд 3. Книга "Денискины рассказы"

6. Учитель даёт краткую аннотацию книг.
Слайд 4. Книги В.Ю.Драгунского.
Все рассказы разные: над одними мы смеёмся до слёз, над другими грустим, но над всеми задумываемся. Читайте книги Драгунского, и вы будете добрее, честнее, у вас появится хорошее настроение, чувство юмора.

7. А как вы думаете, почему книга так называется «Денискины рассказы»? ( Потому что главный герой - мальчик по имени Дениска).
III. Работа над содержанием рассказа «Тайное становится явным»
1. «Расшифровка» заголовка. Беседа по вопросам.
- Что значит «Тайное становится явным»? Давайте разберём выражение по частям.
- Что такое тайна? Тайное?
1. Это то, что скрывают от других, что не всем известно.
2. Нечто неразгаданное, неясное.
3. Скрытая причина чего - нибудь.
- Назовите слово, близкое по значению к слову «тайна» (Секрет). Значит, « тайный» означает секретный, скрытый (Потайной, затаённый).
- А что значит «явное»? ( Не скрываемое, открытое, известное, всем доступное, откровенное).
А если проще: секретное (скрытое) становится известным.
Слайд 5. Тайна – что скрывают от других. Секрет.
Явное – известное, всем доступное. Скрытое становится известным.

2. Словарная работа.
Учитель: В рассказе вы встретите незнакомые, непонятные слова и выражения. Мы составим Толковый словарь по рассказу.
Слайд 6.
Интеллигентный - культурный, образованный человек.
Не клевещите (клевета) - ложное обвинение, наговор; порочащая информация.
Хрен - растение, корень которого содержит едкое эфирное масло. Корень хрена употребляют в пищу как острую приправу.

3. Первичное восприятие текста.
Чтение ( инсценирование) хорошо читающими детьми.
Задача читающего: выразительно прочитать отрывок из рассказа. Представить своего героя при помощи интонации, мимики, жестов. Представление героев. (Назначение ролей).
Задача слушающих ребят: внимательно послушать и оценить чтение товарища.
Чтение рассказа с начала до слов: « И мама ушла на кухню».

4. Показ слайдов:
Слайд 7. Московский Кремль.
Слайд 8. Грановитая палата.
Слайд 9. Оружейная палата.
Слайд 10. Царь - пушка.
Слайд 11. Место, где сидел Иван Грозный. Костяной трон.

5. Сообщение учителя кулинарии о крупах и кашах, их пользе для здоровья.
Хотите ли вы знать, что произойдёт дальше?
6. Чтение и инсценирование рассказа до конца. Дети – актёры выходят из класса ; «мама» убирает стол.
Спасибо, ребята!
IV . Закрепление
1. Беседа по содержанию рассказа.
- Понравился ли вам рассказ «Тайное становится явным»?
- Какой он? ( Смешной).
- Где вам было смешно?

2. А как играли наши герои? Оцените их.
Оценка чтения и игры «актёров». Оценки выставляем за артистизм, за умение войти в роль.
Ответы детей:
Дениска был и весёлый, и сообразительный.
«Мама» - и строгая, и весёлая, и ласковая.
«Милиционер» - строго разговаривал с мамой; интонация начальственная.
«Гражданин» - заикался, волновался.
Интонация «автора» спокойная.

3. Учитель: Очень маленький рассказ, но сколько в нём смысла! Где - то мы посмеялись, но потом задумались.
- Правильно ли поступил мальчик?
- И можно ли быть таким?
- И чему нас учит рассказ?
- И какими мы должны быть?

4. Вспомним, из - за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской.
- Как вообще можно разрешить конфликт? ( Договориться).
- И Дениска с мамой договорились. Как? ( Дениска съест кашу, и они пойдут в Кремль).
- Денис кашу не любил, но мама хочет, чтобы её сын вырос Каким?
- Здоровым, крепким, выносливым.

5. Учитель: Представьте себе ситуацию: сидит Дениска перед тарелкой с ненавистной кашей, мучается, думает: как ему сделать кашу вкуснее. Он её и посолит, и посластит, и кипятку вольёт, а потом хрена целую банку. Но каша от этого стала ещё хуже, ещё противнее. И решение пришло мгновенно: выкинуть её за окно!
Выкинул. Сидит. Успокоился.
Дениска наверное и не думает, что обманывает, что от его обмана кому - то может быть плохо. И маме он не думает рассказать о своём поступке. Входит мама. Тоже радуется, видя пустую тарелку.

6. Но обман Дениски раскрылся. Каким образом? ( Вошёл милиционер, а потом гражданин, у которого одежда и шляпа были в манной каше).
И когда Денис увидел этого гражданина, он испугался. Он понял, что его маленькая тайна, обман раскрылись. И мальчик понял, что в Кремль ему не пойти.

7. Мог ли Денис признаться в своём обмане? ( Мог, но он этого не сделал. Уж очень ему хотелось пойти в Кремль).

8. Проблемная ситуация.
Учитель: Подумайте, ребята: если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль?
- И как он себя чувствовал?
- Рассказал бы маме?
- Спокойно ли было на душе у мальчика?
- Как называется чувство, когда на душе неспокойно после плохого поступка? ( Совесть, стыд).
- Была ли у Дениски совесть? Докажите.
- Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать?
- Вспомните, какие чувства вы испытали? ( Краснели; было неудобно; в глаза не смотрели).
- Как вы думаете, почему мама «долго - долго смотрела на сына»? ( Она хотела понять, что чувствует Денис. Мама боится, что из сына вырастет обманщик, лжец. Ведь из маленького обмана вырастает большая ложь. Маленький хитрец, врунишка становится большим обманщиком).
- Почему мама не наказала сына? ( Мама поняла, что Денис раскаивается).
Очевидно, бывают в жизни ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомнится на всю жизнь.
- Что понял наш герой после разговора с мамой? Какой же урок вынес Дениска из этого случая? (Нельзя лгать, правда станет известной).

9. Учитель: Нельзя лгать не только другим людям, нельзя лгать и самому себе. Это и будет главная мысль рассказа «Тайное становится явным». Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что ты пытаешься скрыть, станет явным.
- Почему опасна ложь? ( Узнав, что нас человек обманул, мы ему больше не верим, теряем доверие).
- Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( Честным, надо уметь признаться).
- Каким человеком вырастет Денис? ( Честным, совестливым).
- Страдал ли Дениска от своего поступка?
- А что почувствовал, когда признался в своём обмане? ( Облегчение, чувство победы над собой. Он стал сильнее).
- Что же вы узнали о Дениске? Какой он? (Весёлый, остроумный, находчивый, хитроватый, любит маму. Но может обмануть, но потом исправиться).
ИТАК, Дениска постепенно начинает оценивать себя, свои мысли, поступки, продвигается к пониманию, что рядом существует другой человек.
- А взяли бы вы Дениску в друзья?
- А какая у Дениски мама? ( Называем по очереди: добрая, трудолюбивая, весёлая, заботливая, мудрая, ласковая, серьёзная, наблюдательная, чуткая, бескорыстная).
- Какую деталь в портрете мамы подчёркивает автор? ( Зелёные глаза. Когда мама сердилась, её глаза становились зелёными).
- Какие отношения между мамой и Дениской? ( Доверительные, дружественные).

10. Учитель обобщает. НО ведь Дениска обманул маму. Поэтому в рассказе раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей, воспитания детей.

11. А сейчас мы посмотрим иллюстрации к рассказу «Тайное становится явным».
- Опишите, какой момент проиллюстрировал художник.
Показ слайдов.
Слайд 12 - «Я вспомнил, что есть хрен.
Слайд 13 - «Выбросил кашу за окно».
Слайд 14 - «Вошёл дяденька»…
Слайд 15 - «Мама чистит костюм».
- Почему именно эти иллюстрации нарисовал художник? ( Они главные).
- А можно ли назвать рассказ по - другому? («Денискина каша»).

12. Работа с пословицами.
Учитель раздаёт карточки с пословицами: 2 группы по 2 штуки. Поработайте в группах и подумайте, какая пословица могла бы быть заголовком к рассказу.
• Никто так детям не верит, как мать родная.
• Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
• Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
• Ветра не удержишь, правды не скроешь.
• После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

13. Практическая работа. Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. ( Что было вначале, а что - потом).
• Видеть не могу манную кашу.
• Выливаете разную гадость за окно.
• Ты это запомнил на всю жизнь?
• Ты должен съесть всё до дна.
• А я остался с кашей наедине.
V. Подведение итогов урока
1. Рефлексия. Учитель говорит предложение.
• Мне понравилось на уроке… ( Что?).
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• Хорошее, солнечное настроение было на уроке?

2. Выставление оценок. При выставлении учитывается и ваша оценка, выставленная одноклассникам за чтение и раскрытие роли в сценке.

3. Домашнее задание: Выбрать из книг на этой выставке одну книгу, прочитать рассказ по выбору.
Задание по желанию: нарисовать иллюстрацию к этому рассказу.

4. Учитель: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
«Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский. Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины».
Учитель показывает гигантскую конфету и раздаёт детям конфеты - «витамины».

5. Возвращение к эпиграфу урока, его толкование.
- Почему я повесила на доску солнышко?

6. Учитель читает стихотворение.
Никогда, нигде не забывай,
Что улыбка украшает наше детство.
И почаще щедро применяй
Это главное техническое средство.
Учитель благодарит ребят за урок и вешает на доску « ромашку» со словом «Молодцы!» Под запись песни В.Шаинского «Улыбка» учащиеся уходят с урока.

Использованная литература:
"Библиотека мировой литературы для детей.М. Алексеев. В. Драгунский. В.Медведев. М.Прилежаева. Ю Яковлев". Москва. "Детская литература", 1985

Итоги, анализ урока.
Проведённый урок интегрировал два учебных предмета – чтение и кулинарию. Проводил урок учитель чтения. Кроме того, это урок внеклассного чтения.
А уроки внеклассного чтения – это относительно свободные уроки, на которых развивается кругозор детей, их эстетические чувства, их воображение и творчество. И в то же время на этих уроках выполняются определённые программные требования – мы продолжаем обучать детей чтению. Все эти требования на данном уроке были реализованы.
Проведена необходимая словарная работа.
Таким образом расширялся активный словарь обучающихся. Наш урок стал праздником книги, уроком радости. Шестиклассникам была интересна форма урока – инсценирование рассказа с попутным чтением.
Дети были одеты в костюмы героев рассказа, исполняли свою роль. Заранее в классе был подготовлен уголок – столовая, в которой будет происходить действие.
Здесь "Дениска" будет есть ненавистную кашу, а потом выбросит её в окно. Каша была приготовлена в кабинете кулинарии и горячей принесена в класс.
Учитель кулинарии «представил» эту замечательную кашу и рассказал о русских кашах и их пользе для здоровья. Сотрудничество учителей на интегрированном уроке было органично.
Оба учителя - и чтения, и кулинарии - учитывали личность, способности, склонности и интересы каждого ученика.
Ребята великолепно справились со своей ролью. У них наблюдалась эмоциональная вовлечённость в проблему.
Прекрасно вписалась в урок красочная презентация. Она помогла больше узнать о творчестве В.Ю. Драгунского, лучше вникнуть в содержание рассказа, дополнить историческими сведениями, поработать с пословицами, иллюстрациями к изучаемому рассказу.
Велика плотность урока.
Применены коррекционные приёмы, наблюдалась частая смена видов деятельности. Ученики были меньше подвержены утомляемости, так как задания вызывали у них интерес. На уроке дети выполнили много заданий, получили много новой информации, развивали творческие способности.
А главное, они были активными участниками образовательного процесса: читали, отвечали на вопросы в ходе беседы, выполняли творческое задание, исполняли свою роль в спектакле.
Наш урок прошёл интересно, эффективно, содержательно и является здоровьесберегающим. Подведены итоги урока, проведена рефлексия.
Отношения между детьми были дружескими. За урок выставлены только хорошие и отличные оценки. Домашнее задание было задано по желанию учащихся.Эмоциональный климат на уроке был позитивный.
Презентация на тему: Презентация к уроку В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Короленко "В дурном обществе" Конспект урока литературы для 6 класса с презентацией. Величие науки и знаний - основной пафос произ Конспект урока литературы для 6 класса с презентацией. Повесть покойного Белкина Конспект урока литературы с презентацией, 6 класс. Лермонтов «Тучи»
Участник №53 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2019
Литературно - музыкальная композиция для школьников о Н. А. Некрасове. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 1711 день назад (13 августа 2019)
Просмотров: 2140
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!