Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией, 4 класс. Заповедники России

Внеурочное занятие для учащихся 4-5 классов на тему "Заповедные места"
Конспект занятия будет интересен учителям, воспитателям. Конспект содержит предполагаемые ответы детей. Подходит для 4- 5 классов.
Цель:
1. Познакомить учащихся с понятием «Заповедник» «Заказник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий.
2. Дать знания о воздействии человека на природу, знания об охраняемых территориях.
3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.
Задачи:
• Образовательная - сформировать представление у школьников о заповедниках, обобщение и пополнение знаний о состоянии окружающей среды.
• Развивающая - содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, информационной и коммуникативной компетенции школьников.
• Воспитательная - содействовать воспитанию экологической культуры и активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, материалы о заповедниках России и Татарстана, словари, фотографии, выставка работ.
Основные слова и понятия: заповедники, заказник, национальный парк.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Педагог:
- Наша природа создала много различных творений. Это горы, леса, водопады, моря и океаны. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. Как вы думаете: Почему им угрожает опасность?
Воспитанники:
- загрязнение воды и воздуха, уничтожение птиц, зверей и рыб, вырубка лесов и т.д.
Педагог:
Правильно ребята. Все эти беды, или, как принято сейчас называть, экологические проблемы, которые угрожают исчезновению многих видов растений и животных, созданы руками человека. Прежде чем мы перейдем к основной теме нашего мероприятия я предлагаю выполнить вам следующее задание. Я предлагаю вам построить «Дерево предсказаний». Ствол дерева это та тема, которую мы в данный момент обсуждаем. Я назову ствол дерева «экологические проблемы». Перед вами на столах лежат ветви дерева и листья. ветви - это предложения которые начинаются со слов «Возможно, скорее всего, наверно, я думаю и т.д. (опорные слова на доске). Листья дерева - это аргумент, который доказывает правоту предложения (указанного на ветви. И так, если не решать экологические проблемы, то….(например, возможно погибнут все птицы) Все дети выстраивают «дерево», проговаривая вслух свои предсказания
Педагог: Молодцы ребята. К сожалению, вот такое мрачное будущее ждет нас, если мы не будем беречь нашу природу и решать экологические проблемы. В настоящее время резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными.
Теперь мы переходим к основной теме нашего мероприятия. Чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия: (у каждой команды на столе карточки с датами праздников и знаменательных дат)
Выбрать экологические праздники:
Международный День Земли - 22 апреля.
Международный День птиц - 1 апреля.
Международный Женский день -8 марта.
Всемирный День Воды (Водных ресурсов) - 22 марта.
Всемирный День защиты животных - 4 октября.
День заповедников России – 14 октября
День смеха -1 апреля.
День заповедников и национальных парков-11 января.
День космонавтики -12 апреля.
Всемирный День охраны здоровья - 7 апреля.
Новый год -31 декабря-1 января.
- Назовите дату, которая подходит на сегодняшний день к нашей теме.
Воспитанники. День заповедников России.
Педагог: - Правильно. Сегодня мы будем говорить о заповедниках.
Давайте вспомним, что такое заповедник. У каждой группы на столах словари. Найдите обозначение этого слова
1. Заповедники - от слова «заповедь». Заповедники – это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий, на которых сохраняются в естественном состоянии все природные комплексы, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
И так тема сегодняшнего мероприятия называется «Заповедные места». В настоящее время в России насчитывается более 100 заповедников и заповедных зон. Сегодня мы поговорим только о некоторых из них.
Педагог: - Для чего создаются заповедники?
Воспитанники: Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Стих о природе.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Педагог: Конечно же, было бы неправильно не рассказать сегодня о редких видах растений животных и рыб, охраняемых на территории нашего Татарстана.
История заповедного дела в нашей республике началась с 1960 года, когда был создан Волжско-Камский заповедник. Есть в Республике и 24 природных заказника и один национальный парк.
И так, первый заповедник, с которым мы заочно познакомимся - это Волжско-Камский заповедник. Мне бы хотелось, чтобы вы сами нашли материал и смогли бы рассказать много интересного об этом заповеднике.
Подготовленный вами материал нужно оформить в виде постера.
1 группе нужно подготовить материал об истории создания заповедника, места его расположения, чем удивителен заповедник и что в данном заповеднике взято под охрану.
Волжско – Камский государственный природный биосферный заповедник (Слайд). Организован 13 апреля 1960 года, состоит из двух участков – Раифского (Слайд) и Саралинского (Слайд). Площадь – 10091 га. В 2005 году заповеднику присвоен статус биосферного резервата ЮНЕСКО, как территории имеющей международное значение. Символом Волжско-Камского заповедника стал орлан-белохвост – вид, занесенный в Международную Красную книгу. Здесь зарегистрировано более 850 видов растений. Здесь же обитают 345 видов позвоночных животных, более 3000 – беспозвоночных, 240 видов лишайников, 800 видов водорослей. Раифский участок знаменит деревьями, возраст которых 250, 300 лет. 200 видов флоры и фауны занесены в Красную книгу Татарстана и России.

2 группа готовит материал о флоре заповедника: рассказать и оформить материал о редких видах деревьев и растений, некоторые из которых могут быть занесены в Красную книгу России и Татарстана.
В Раифе произрастает много редких и реликтовых растений- здесь сосредоточена почти половина всей флоры республики
Гордость заповедника –ДЕНДРАРИЙ (ботанический сад) основанный еще в 1921 году, где произрастают более 500 видов редких деревьев и кустарников трёх континентов; Америки, Европы и Азии. На территории заповедника более 600 видов водорослей, 207 видов мхов, 16 видов папоротников, 5 видов хвойных, возраст многих из них 250, 300 лет 102 вида растений занесены в Красную книгу Республики Татарстан. Отмечены редкие виды, внесенные в Красную книгу России: пыльцеголовник, лилия саранка, башмачок настоящий и другие редкие виды. В заповеднике есть и реликтовые растения — линнея северная, сальвиния плавающая. Книгу Татарстана внесено 38 видов грибов, а 4 вида в Красную книгу России; саркосома, грифола курчавая.

3 группа готовит материал и рассказывает о фауне заповедника.
Не уступает по разнообразию и животный мир заповедника . Главное место обитания символа заповедника – орлана-белохвоста – Саргалинский участок. В заповеднике много лесной куницы, ласки, хорька, в лес заходят медведи, волки, рыси. В лесу часто можно встретить кабанов, бобров и даже енотовидную собаку. Здесь обитают глухарь, трехпалый дятел, глухая кукушка, красная полевка и многие другие редкие животные. (Слайд)
Зарегистрированы гнезда птиц: коршуна, чеглока, канюка, ястреба – перепелятника. Из хищных птиц, занесённых в красную книгу России, выделяются беркут, осоед, могильник, скопа, филин. Так же можно встретить, внесенных в Красную книгу России, гагару чернозобую, пчелу-плотника и др.
В водах заповедника водятся лещи, сазаны, щуки, судаки, плотва. Всего в заповедных водах обитает 40 видов рыб.

На подготовку данного задания отводиться 5-6 мин. Затем команды по очереди выходят к доске и защищают оформленный постер перед другими командами.
Защита постеров.

Педагог: Молодцы, ребята. У вас получился интересный, познавательный рассказ о самом большом по площади заповеднике Татарстана Волжско-Камском заповеднике.
- Ну а сейчас самое время отдохнуть и размяться. Я предлагаю вам небольшую игру. Если вы услышите от меня название птицы, то поднимаете руки вверх, если я произношу название животного, рыбы мы тоже отнесем сюда, вы дружно приседаете. Ну, а если я говорю о растении, вы делаете глубокий вдох и выдох. Все эти растения, животные и птицы встречаются в Волжско-Камском заповеднике (кабан, кувшинка, судак, беркут, лилия, енотовидная собака, подснежник, осоед, венерин башмачок).
- Для того, чтобы понять о чем мы будем говорить дальше обратите внимание на доску. Вам нужно отгадать этот ребус (зашифровано слово « заказник»)
- Как вы думаете, что такое заказник?
ЗАКАЗНИК. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Педагог: Ребята, как вы думаете, на территории Республики есть заказники? (ответы детей). На территории Татарстана несколько заказников, но один из них находится в нашем районе. Это Спасский заказник. Сегодня у нас в гостях ученица 5 класса. Совсем недавно в районном конкурсе проектов «Я познаю мир» она заняла 1 место. Затем в Республиканском конкурсе «Рождественские чтения» в номинации проектов «Будь природе другом» она заняла 2 место. Так же она стала призером в научно практической конференции имени Валеева в городе Мамадыш. Во всех этих конкурсах Алена защищала сделанную ею Красную книгу нашего Спасского района. Я думаю, Алена с удовольствием расскажет вам о нашем Спасском заказнике.
Охраняется красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи.
Охраняются даже цветы,
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем.
Прощаем!
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит, она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.

В природе все одно с другим связано,
и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление –
ищи в нем руку человека.
Михаил Пришвин

Выступление Алены:
Земля Спасская. Эти удивительные по красоте места издавна привлекали к себе внимание людей. Владеть поместьем в Спасском уезде на берегу Волги считалось престижным. Здесь можно было вволю порыбачить и поохотиться.…
Со временем поредели густые леса, поубавилось в них живности, меньше стало рыбы в реках. Люди задумались о том, как спасти уникальные места, сохранить растительность и животный мир? Было принято решение о создании государственного природного комплексного заказника «Спасский» (23.03.2001 года)
Есть в Спасском районе места, которые отличаются особой природной красотой, богатством растительного и животного мира. Чтобы сохранить уникальные территории, в 2001 году постановлением Кабинета Министров РТ был организован государственный природный комплексный заказник, который получил название «Спасский». Здесь произрастает более 400 видов растений, 70 из них - лекарственные, более 20 занесены в Красную книгу РТ. Около 45 видов животных, находящихся на территории заказника занесены в Красную книгу РТ. Весной и осенью в заказнике останавливается на отдых большое количество птиц, в основном водоплавающих. Одна из самых примечательных птиц, которой приглянулся остров, - орлан-белохвост.
С первых дней создания заказника началась активная работа по его охране. И постепенно ситуация начала меняться к лучшему. В качестве примера «возрожденных» растений можно привести белую кувшинку.
Проведенная работа по ознакомлению с Красной книгой РТ привела меня к идее создания своей книги – Красной книги Спасского района. Мне хотелось, чтобы детям легче было находить сведения о животных и растениях Спасского района, которые находятся под охраной. Для своей книги я выбрала три раздела: растения, птицы и рептилии.
Когда вся информация была собрана, я приступили к оформлению «Красной книги». Листы в ней в форме книжных страниц, а чтобы легче было ориентироваться в книге, каждая страница имеет свой цвет.
На каждой странице я разместила: название объекта, фотографию, сведения о нем, причины исчезновения, интересные сведения или лекарственные свойства.
На красных страницах - вид, находящийся под угрозой исчезновения
На желтых страницах - редкий вид, численность которого продолжает сокращаться.
На зеленых – редкий вид, которому в настоящее время не грозит исчезновение, но при неблагоприятных условиях может исчезнуть.
На белых страницах – восстановленный вид.
В результате проведенной работы, собранного материала у меня получилась «Красная книга Спасского района РТ». Она получилась яркой и красочной .
Я надеюсь, что она будет интересна как детям, так и взрослым. Они могут найти в ней необходимую информацию для знакомства детей с животными и растениями Спасского района, находящихся под охраной.
Конечно, в ней собраны не все животные и растения, эту книгу можно и нужно дополнять. Я думаю, что «Красная книга Спасского района РТ» поможет задуматься о том, что каждое живое существо на Земле имеет право на свою жизнь и, мы не должны их лишать этого.
III. Заключение.
В заключении хочется сказать, что своим проектом я хотела показать, что в нашем районе ведется большая работа по сохранению и восстановлению животных и растений, которые чуть не исчезли с нашей Земли. С детства мы должны понимать, если не будем заботиться об охране нашей природы, то можем погибнуть.
Я сделала вывод, что создание Красных книг - первый шаг в борьбе за сохранение животных и растений, над которыми возникла угроза исчезновения.
Педагог:- А сейчас я предлагаю прослушать вам аудиозапись с голосами птиц. Там есть и голоса птиц обитающих в Спасском заказнике
- каждому из вас я раздам карточки или картинки с изображением птиц или со словом характеризующим звук который издает та или иная птица. вам нужно в течении 1, 1,5 минут найти свою пару.
- лебедь-шипун….(шипит)
– голубь… (воркует);
– глухарь… (токует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– журавль… (курлычет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– индюк… (кулдыкает);
На территории Республики Татарстан есть не только заповедники и заказники , но и национальный парк, но о нем вы узнаете на следующем мероприятии, материал о национальных парках России и Татарстана, я предлагаю вам, найти самим
Рефлексия.
Педагог. В заключении я хотела бы предложить вам снова выстроить «дерево предсказаний» Ствол дерева - это сегодняшняя тема «заповедники» . Ветви дерева должны начинаться с предложений «Возможно, скорее всего, наверно, хотелось бы верить, я думаю и т.д., а листья – это аргумент, который доказывает правоту предложения. (Например, «заповедники России, я уверен, спасут от исчезновения степную гадюку, и т.д.) Дети выстраивают дерево.
Педагог: Ребята большое спасибо вам за сегодняшнее мероприятие, на котором вы были активны и хорошо работали.
Закончить мероприятие хотелось бы стихами:

Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.

Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.
Презентация на тему: Красная книга Спасского района РТ

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра для 4 класса Внеклассное занятие по экологии, 4 класс Экологическая викторина-путешествие для 3-4 класса ко Дню воды Экологическая игра по станциям для школьников 4-5 класса. В мире птиц

Похожие статьи:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассное мероприятие «Земля - наш общий дом», 4 класс

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
Опубликовано: 685 дней назад (4 ноября 2019)
Просмотров: 2359
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Наталья Бармова # 5 ноября 2019 в 12:04 +1
добрый день. спасибо за материал. готовимся к конкурсу экологических проектов, многое можно взять на заметку.Всё гениальное просто))0 мне понравилась идея получения обратной связи -дерево. с вашего позволения возьму идейку