Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока чтения с презентацией, 1 класс. Стихи Маршака

Урок литературного чтения в 1 классе на тему «Стихи С. Я. Маршака»
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям подготовительных групп детского сада.
Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, портрет писателя, иллюстративный материал, выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый!
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, размышлять
И друг другу помогать.

II. Включение в учебную деятельность (слайды)
- Прочитайте сначала буквы, написанные жёлтым цветом, а потом – красным, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

1) Психологический настрой на работу. Чтение чистоговорки.
Посмотрите, как играем мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем чисто, без помехи.
цы – цы – цы – мы, ребята, молодцы
ок – ок – ок – дружно мы начнём урок
ать – ать – ать – будем быстро мы читать,
на вопросы отвечать.
- Сегодня на уроке обучения грамоте нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.
Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

2) Артикуляционная разминка
- На уроках литературного чтения мы много говорим, а перед чтением нам разминка нужна для правильного дыхания, чтобы язычок был послушным, и наша речь была красивой и приятной.
Упражнения «Свеча». Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.
Подготовим голосовые связки.
Ра- ра-ра- начинается игра!
Са- са –са - в лесу бегает лиса?
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ру-ру-ру- мы закончили игру!

Скороговорка
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

II. Повторение изученного о звуках, буквах.
1) Фонетическая зарядка.
- Как квакает лягушка? Ква-ква.
- Как кричит петух? Ку-ка-ре-ку.
- Как мы зовем кошку? Кис-кис.
– Какой звук первый? Произнесем его.
Дайте ему характеристику.

2) Игровое упражнение «Камни и подушки» - мальчики хлопают, когда слышат твердый звук [к], а девочки - когда мягкий звук [к']: капля, булка, кенгуру, ветка, кит, клетка, киска, цыплята, кино, сорока, рука, киви, хлеб.

3) Игра "Слоговой конструктор" (работа в парах)
Много с буквами хлопот, уж такой они народ.
Но когда с умом, толково их построишь в чёткий ряд,
буквы превратятся в слово и с тобой заговорят.
ЛИ .... ЛЫ .... ВА .... РО .... СО
НИ .... НЫ .... РА .... ВО .... КА
КО .... БА .... ТЫ .... ЗА .... СА (Лиса, сова, корова, коза, коты, соколы, волы, кони, бараны, вороны, собака, сорока)

4) Физминутка (с движениями)
Поработали ребятки, а теперь все на зарядку!
Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп.
Мы глазами – миг-миг, мы плечами – чик-чик,
Раз – присели, два – привстали, руки к верху мы подняли.
Сели – встали, сели – встали и на месте зашагали.
Но закончилась игра – заниматься нам пора!

III. Работа над новым материалом
1) Постановка целей и определение темы урока.
Кроссворд «Стихи С. Маршака для детей». Вписав в кроссворд названия героев, сможем узнать фамилию автора этих произведений.

2) Рассказ учителя о поэте (слайды)
С.Я. Маршак - один из самых любимых детских писателей. Самуил Яковлевич очень любил шутку, смех, игру. Раз - другой прочитаешь, и стихи остаются в памяти. Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой.
Сегодня мы собрались на урок литературного чтения «В гостях у Самуила Маршака». С.Я. Маршак не только писал стихи, сказки, но и переводил на русский язык произведения иностранных писателей. Совсем маленькими вы с удовольствием слушали и учили наизусть его стихи: «Мяч», «Детки в клетке», «Усатый-полосатый» и другие.

3) Игровое упражнение «Я начну, а вы продолжайте».
Стал девочка котенка укладывать спать:
- Вот тебе под спинку – (мягкую перинку),
сверху на перинку – (чистую простынку).
Вот тебе под ушки - (белые подушки),
одеяло на пуху- (и платочек наверху).
- Из какого стихотворения строчки? (С. Маршак «Усатый-полосатый»)

4) Чтение «цепочкой» (по книге «Усатый-полосатый»)
- Вы стали учениками. Сколько нового, интересного ждёт нас в школе. Каждый день – открытие! И снова рядом стихи Маршака.

5) С. Я. Маршак «Весёлая школа». Из стихотворений Маршака можно составить целую школьную программу. И сейчас мы приглашаем вас в «Весёлую школу».
а) Первый урок – обучение грамоте.
«А» Аист жил у нас на крыше, а в подполье жили мыши.
"Б" Бегемот разинул рот - булку просит бегемот.
"В" Воробей влетел в окно, в кладовой клюет пшено.
"Г" Гриб растет среди дорожки, голова на тонкой ножке.
б) Второй урок – математика (ученики с цифрами, декламируют).
С. Маршак «От одного до десяти. Весёлый счёт»
в) Третий урок – окружающий мир. Приглашаем вас в зоопарк.
- Эй, не стойте слишком близко:
Я тигрёнок, а не киска.
- Дали туфельку слону, взял он туфельку одну,
И сказал: «Нужны пошире, и не две, а все четыре»
- Бедный маленький верблюд: есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра только два таких ведра!
- Как называлась первая детская книга, которую написал С.Я. Маршак? («Детки в клетке»).

6) Инсценирование отрывка из стихотворения «Кот и лодыри».
С. Маршак высмеивал в стихах лентяев, несобранных людей, хвастунов.

7) Работа над стихотворением С. Маршака «Угомон»
а) Словарная работа.
- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)
Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?
Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».
- угомон –успокоение от шума
- нынче - сегодня
- бушует - проявляет себя буйно, с необычной силой
- бас - мужской низкий голос
б) Прослушивание стихотворения «Угомон»
- Ребята, понравилось ли вам произведение? Чем понравилось?
- Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?
- Кто главный герой? (Угомон)
- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
- Кто помог успокоить детей? (Угомон)
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)
- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс?
в) Чтение стихотворения сильными учащимися (цепочка)
г) Подготовка к выразительному чтению
- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)
- Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)
- А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)
- Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)
- А слова остальных детей? (Крикливо, громко.)
- Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)
- Смогли ли дети успокоить друг друга? Почему?
- А у вас случались такие ситуации?
- Какой хороший совет дал детям Угомон? (прочитаем)
На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.)
Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!
- Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.
Полностью сказку об Угомоне вы можете прочитать, взяв книгу в библиотеке или найти в интернете, написав название и автора произведения.
д) С. Маршак «Школьнику на память».
Вы изучаете много предметов, а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение».
Пошли вы в школу первый раз
Иль перешли из класса в класс,
А я вас всех поздравил
И книжку написал для вас.
Про двадцать школьных правил. (С. Маршак)
Тех, кто в школу опоздал, она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс, он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять дома книгу и тетрадь!
Парта - это не кровать и нельзя на ней лежать!
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно,
На уроках не болтай, как заморский попугай.
- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе?
Физкультминутка для глаз

8) Работа над стихотворением С. Маршака «Дважды два»
Вы в школе изучаете много предметов. Назовите эти предметы.
- Какие математические действия вы уже умеете выполнять?
Вам уже хорошо знакома таблица сложения и вычитания, но в математике есть и другие действия – умножение и деление. Работа в парах. Прочитайте стихотворение «Дважды два» на стр. 101 и объясните, почему «Таблица умножения достойна уважения»?
Чтение учителем стихотворения
- Как вы понимаете последние четыре строчки?
Чтение стихотворение хором.

ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Игровое упражнение «Угадай произведение С. Маршака по отрывку»
Сел он утром на кровать стал рубашку надевать,
в рукава просунул руки – оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу он надел сковороду («Вот какой рассеянный»)
Дама сдавала в багаж: диван, саквояж, чемодан,
Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку («Багаж»)
Под праздник новогодний издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник, а не метель метёт,
И тот из вас мятежник, кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев»)
Бим – бом! Тили – бом! На дворе - высокий дом.
Ставенки резные, окна расписные.
А на лестнице ковер – шитый золотом узор.
По узорному ковру сходит кошка по утру... («Кошкин дом»)
- Что вы сегодня узнали нового о творчестве С.Я Маршаке?
Закончим урок стихотворением С.Я. Маршака «Пожелания друзьям».
«Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Я от души желаю вам, друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья, даётся нам недёшево!»
Презентация на тему: Урок литературного чтения в 1 классе. Стихи С. Я. Маршака «Угомон», «Дважды два»
Скачать Кроссворд «Стихи С. Маршака для детей»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока с презентацией. Литературное чтение, 1 класс Урок литературного чтения с презентацией «Звуки, которые обозначают буквы Ее, Ёё. Закрепление»., 1 к Урок литературного чтения в 1 классе с презентацией. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Участник №33 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2020 года
Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Тема «Имя прилагательное. Обобщение знаний» | Классный час с презентацией «Электричество», 2 класс
Опубликовано: 422 дня назад (25 июля 2020)
Просмотров: 3455
+2
Голосов: 2
Светлана Александровна Шаравьева # 14 августа 2020 в 20:23 +1
Здравствуйте, Галина Григорьевна!С удовольствием посетила Ваш урок, который соответствует требованиям ФГОС. В начале урока были созданы условия, которые настроили детей на доброжелательную обстановку, активизировали внимание детей и обеспечили у обучающихся необходимую мотивацию. В течение всего урока Вы развиваете у обучающихся интерес к творчеству С.Я.Маршака. Большое внимание уделяется работе над пониманием текстов и над выразительным чтением.В конце урока была организована рефлексия полученных знаний. Обучающий, развивающий и воспитывающий урок! Мой голос!