Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод Шаталова в современном образовании

Педагогический опыт и актуальность использования методов обучения и воспитания Виктора Федоровича Шаталова в современной образовательной деятельности в рамках реализации новых Государственных стандартов ДНР
Созданная В.Ф. Шаталовым в 70-х гг. система обучения, повышающая познавательную активность обучающихся, обеспечивающая улучшение качества знаний по предметным дисциплинам и способствующая формированию всесторонне развитой личности находит отражение в обновленных Государственных Образовательных Стандартах Донецкой Народной Республики и действующих Концепциях.
Цель работы – изучить педагогический опыт и актуальность использования методов обучения и воспитания Виктора Федоровича Шаталова в современной образовательной деятельности Донецкой Народной Республики.
Объект исследования – педагогический опыт В.Ф. Шаталова.
Предмет – метод опорных схем как средство обучения в рамках реализации партнерской педагогики В.Ф. Шаталова.

Опорные сигналы Шаталова - это своеобразные знаки-символы, несущие в себе сжатую информацию. При их использовании развивается способность к ассоциациям и пониманию материала обучающимися.

Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является эффективной технологией интенсивного обучения, способствующей повышению качества образования в Донецкой Народной Республике.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА
1.1. Школьные годы педагога – новатора
1.2. Педагогическая карьера педагога
1.3. Звания и награды
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА…
2.1. Проблема в образовании детей глазами В. Ф. Шаталова
2.2. Опорный сигнал как ключевое средство методики В.Ф. Шаталова
2.3. Психологический аспект «Шаталовского» метода
2.4. Рекомендации педагогам В. Ф. Шаталова по организации учебно-воспитательного процесса
2.5. Оценивание учебной деятельности по системе Шаталова
2.6. Крылатые фразы Виктора Федоровича Шаталова об обучении и педагогике
2.7. «Вопрос-ответ» Интервью с В.Ф. Шаталовым
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ
3.1. Алгоритм изучения учебного материала с использованием «Шаталовского» метода
3.2. Создание опорной схемы к уроку истории Отечества в 9 классе "Русско-турецкие войны"
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
"Рецепт успеха ученика прост:
нужно верить в ребенка
и при малейшей возможности
давать ему высказаться,
чтобы над ним не висел страх оценки,
страх отчуждения и осуждения"
(В.Ф. Шаталов)

Одной из важных задач, стоящих перед современным образованием в Донецкой Народной Республике – изучение, систематизация и внедрение эффективного педагогического опыта талантливых учителей, особенно земляков, таких как Р.З. Зубчевская, Л.Д. Аникеева, М.С. Винокур, В.Л. Чуйко, В.Ф. Шаталов. Из большого количества известных отечественных учителей больше других выделяется именно учитель-новатор В.Ф. Шаталов, разработавший в 70-х годах педагогическую систему обучения, которая обрела мировую популярность под названием "метод Шаталова". Новаторский подход к процессу обучения, разработанный педагогом, актуален на современном этапе развития образования в Республике.

Актуальность. Созданная В.Ф. Шаталовым в 70-х гг. система обучения, повышающая познавательную активность обучающихся, обеспечивающая улучшение качества знаний по предметным дисциплинам и способствующая формированию всесторонне развитой личности находит отражение в обновленных Государственных Образовательных Стандартах Донецкой Народной Республики и действующих Концепциях воспитания детей и молодежи ДНР. Педагог утверждал, что только с раннего возраста необходимо растить патриота Родины, не только словами, а и делом, личным примером. Теория неразлучна с практикой, и только комплекс образовательно-воспитательных мер приведет к формированию достойной личности. Взгляды Шаталова отображены в Концепции патриотического воспитания детей и молодежи ДНР: «Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются гуманизм и демократизм, научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия ДНР, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями воспитания социальное партнерство». [12]

В.Ф. Шаталов настаивал, что без гармоничного развития ума и тела невозможно становления личности. «Нужно 5 уроков физкультуры в неделю», - говорил Шаталов. О важности и необходимости физического развития гласит Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР: «Одним из путей профилактической работы, проводимой среди подростков и молодежи, является непосредственное участие личности в процессе получении знаний, поскольку знание является основой для формирования навыков, необходимых для сохранения собственного здоровья, эффективного взаимодействия с другими». [13]

Призывы к детальному изучению родного языка систематически звучат в лекциях Шаталова. По мнению педагога, язык нужно символизировать для лучшего понимания и запоминания правил. Кроме того он настаивает, что абсолютно неважно, на каком языке говорит человек, а важен тот факт, что именно он произносит. Одной из целей Концепции филологического воспитания является «воспитание уважения к русскому языку как одному из государственных языков ДНР и как языку межнационального общения народов, проживающих на территории ДНР, воспитание уважения к другим языкам, используемым в ДНР, иностранным языкам». [14]

Обновленные Государственные Стандарты ДНР рекомендуют системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение как эффективное средство повышения качества знаний обучающихся, что еще с 70-х гг В.Ф. Шаталов утверждал словами: ««С чего начинается творчество учителя? Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведет к рождению нового приема, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи? Почему не довольствуется он найденным, проверенным, действующим, над чем мучительно бьется, к каким вершинам стремится? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь – непрекращающийся поиск, эксперимент, «езда в незнаемое», чтобы из руды фактов, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть золотинку – прием, который включит в движение мысль ученика, зажжет в нем жажду познания, сделает учение радостным и победным».

Исходя из вышесказанного, педагогический опыт В.Ф. Шаталова актуален для повышения качества знаний обучающихся в рамках реализации Обновленных Образовательных Стандартов Донецкой Народной Республики в учебно-воспитательной деятельности.

Цель работы – изучить педагогический опыт и актуальность использования методов обучения и воспитания Виктора Федоровича Шаталова в современной образовательной деятельности Донецкой Народной Республики.

Задачи:
• Охарактеризовать особенности жизненного пути В.Ф. Шаталова.
• Ознакомиться с новаторскими взглядами В.Ф. Шаталова на процесс обучения и взаимоотношения учителей и обучающихся.
• Раскрыть особенности метода опорных конспектов и партнерской педагогики.
• Изучить пути применения метода опорных схем и конспектов на уроках.

Объект исследования – педагогический опыт В.Ф. Шаталова.
Предмет – метод опорных схем как средство обучения в рамках реализации партнерской педагогики В.Ф. Шаталова.
Методы исследования:
- анализ, синтез, наблюдение, изучение литературы и первоисточников (книги В.Ф. Шаталова).
- педагогика сотрудничество новатор обучение
РАЗДЕЛ 1.
БИОГРАФИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА
1.1. Школьные годы педагога – новатора
Виктор Федорович Шаталов – выдающийся ученый-педагог, народный учитель СССР родился 30 апреля 1927 года в Сталино (сейчас г. Донецк) безнадежно больным ребенком (Приложение 1). Точный диагноз врачам был неизвестен. За год до этого от подобной болезни умер старший брат Шаталова, а через год сестра Людмила. Виктор Федорович вспоминает: «Увезли меня в Курск, там и лечили всей деревней, как видите, до сих пор жив». Детские годы педагога прошли в родном городе. Учитель со временем вспоминает, что учился в неполной средней школе №8 г. Донецка. До войны успел окончить только 7 классов. В тяжелые повоенные годы трудно было всем, особенно школам. По словам Виктора Федоровича 2/3 учеников школы остались без отцов, и все хлопоты легли на плечи одиноких матерей.
«Помню, в какое увлекательное действо превращали мы тот же сбор металлолома. Собирали его целую неделю. На больших листах общих ведомостей фиксировали каждый добытый килограмм и, кроме того, разными красками выделяли чугун, цветные металлы, черный металл первой, второй и третьей категории - на базах вторчермета их оценивали по отдельным тарифам. Дети любят учет. Тем более если его итогом в конце недели становятся игрушки, книги, грамоты, подарки и, конечно же, пальто, платья, ботинки и другие предметы первой необходимости. Теплое зимнее пальто за призовое место в сборе металлолома не подачка - награда. А к награде иное отношение – ею гордиться можно [9.С.3]» - так с трепетом с сердце впоследствии напишет Шаталов.
Свидетелем войны и террора фашистов в Донецке В. Ф. Шаталов стал в молодом возрасте. Он стал очевидцем и вспоминал в устных рассказах, как сжигали гитлеровцы жителей 2-ого дома профессуры в Студгородке, перед отходом 7 сентября. Укрытием для жителей данного дома служил старый подвал. Утром фашисты закрыли этот подвал, облили горючим и подожгли. Сгорели все находящиеся там женщины, мужчины и дети. «Когда мы проезжали недалеко от этого места с друзьями на велосипедах, я отчетливо ощущал странный запах горелого мяса, и не знал, что это запах от сгоревших людей. До сих пор помню этот страшный запах…» - говорил Шаталов.
Обучение в школе давалось Виктору Федоровичу не так легко, но закаленный трудным временем школьный коллектив был сплочен. Из совместных игр Шаталов вспоминает «Выбей из круга» на крохотном внутреннем дворике с глухими стенами. Педагог вспоминает интересный случай о том, как команда начальной школы, в которую входил сам Виктор, вызвала на турнир по игре старшеклассников из соседней 6-ой школы, в котором блистательно выиграла.
«С тех пор прошло больше 30 лет, но и сегодня инженеры, исследователи, кандидаты наук, генеральные директора спортивных комплексов и... пенсионеры при встречах с волнением вспоминают счастливые дни учебы в маленькой семилетней школе № 8, сумевшей дать им в те тяжелые времена нравственную и физическую закалку, запас оптимизма на всю оставшуюся жизнь [5.С.5]».
Виктор Федорович прошел боевую закалку на службе в армии. Свою службу он закончил в 1951 году.
1.2. Педагогическая карьера педагога
Виктор Федорович Шаталов окончил Сталинский (Донецкий) педагогический институт, но уже с 1951 года преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором. Вместе с этим Шаталов обучал детей его погибших однополчан.
В 50-е годы педагог увлекся реформациями в системе образования и начал экспериментальную работу с учащимися. Целью эксперимента стало стремление повышения качества образования в школе, внедрение для этого экстенсивного метода преподавания опорными схемами, графиками и конспектами. Так, с 1956 года организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, д.65 по своей методике, которую разрабатывал 13 лет. Начал применять ее в свободное от основных уроков время 2 раза в неделю. В 1971 году педагог, пройдя 20-летний период экспериментов с малыми группами, пришел работать в самую простую школу №13 г. Донецка. Он стал учить детей одним из самых сложных предметов: физике, астрономии и математике. Принято считать, что прогресса в этих предметах ученик может добиться только благодаря природным данным. Первый экспериментальный класс Шаталова состоял из 33 человек и был сущей проблемой (фото Приложение 2). Средний бал за год по математике в этом классе по 5-бальной системе составлял 2.7, что соответствовало отсутствию знаний по предмету. На внедрение новаторских идей Шаталову отводилось 3 года до окончания классом школы. В конце 2-ого курса представитель Академии педагогических наук СССР провел 12-часовое тестирование. Дети выбрали из двух разноуровневых комплектов заданий самые сложные. Только трое из 33-х по результатам тестирования получили отметку «3». В ВУЗы поступило 100% учеников, причем более половины заработали повышенные стипендии (заметим, что изначально ученики не проявляли способностей к математике).
Однажды педагог-новатор преподал годовой курс геометрии в детской колонии (дер. Б.Поля, Ленинградской обл.) за неделю.
35-часовой курс астрономии со студентами по методу Шаталова студента прошли за 32 часа, получив при этом отметки «5».
Из-за высоких результатов в кратчайшие сроки за педагогом закрепилась слава шарлатана. Многие коллеги считали, что он специально выбирал лучших учеников и тайно готовил их по дополнительным инструкциям. В некоторых случаях поговаривали, что педагог гипнотизировал детей. Когда результаты стали очевидными, педагогическая общественность убедилась в особых таланах учителя и эффективности педагогики сотрудничества и методе опорных сигналов.
В 1971 году Шаталов был единственным учителем, использовавшим метод опорных символов, а к 1977 году насчитывалось 5000 учителей.
Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал множество научных работ и книг, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 года — членом АПН СССР.
С 1987 года Шаталов был назначен заведующим лабораторией, которая занималась проблемами эффективности учебно-воспитательного процесса АПН СССР в городе Донецке.
Педагогический стаж – более 53 лет, 40 лет из них - исследования и эксперименты.
Имеет более 60-и изданных книг (включая «Куда и как исчезли тройки» (1979 г); «Педагогическая проза» (1980 г); «Точка опоры» (1987 г), многие из которых были переведены на 17 языков мира и изданы в разных странах.
С распадом СССР в 1992 году Виктор Федорович стал доцентом Института последипломного образования в Донецке (с 2014 г Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования).
Долгие годы народный учитель занимается самообразованием и подвижничеством, имеет 14 разрядов и титул чемпиона по гимнастике Тихоокеанского флота. До 85-и лет учитель в любую погоду пробегал по 5 км, считая спорт необходимым для умственных нагрузок.
Доктор физико-математических наук, профессор Шаталов ныне проживает в Донецке, преподает в Институте социального образования, где читает студентам курс педагогического мастерства. В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста. 1 мая 2018 года Виктору Федоровичу исполнилось 91 год!
1.3. Звания и награды
Виктор Федорович является почетным президентом итальянской ассоциации "Данте Алигьери", а также отмечен наградами:
• 1987 – Заслуженный учитель Украинской ССР.
• 1990 – Народный учитель СССР за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодёжи, выдающуюся деятельность в области народного образования.
• Орден Отечественной войны II степени.
• Орден «Знак Почёта».
• Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
• Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
• Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
• Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
• Медаль «За победу над Японией».
• Медаль «Ветеран труда».
• Медаль Н. К. Крупской Министерства просвещения СССР.
• Медаль Макаренко Совета Министров УССР.
• Юбилейная медаль:
- «30 лет Советской Армии и Флота».
- «40 лет Вооружённых Сил СССР».
- «50 лет Вооружённых Сил СССР».
- «60 лет Вооружённых Сил СССР».
- «70 лет Вооружённых Сил СССР».
Награды Украины
- Орден «За мужество» III степени.
- Медаль «Защитнику Отчизны».
- Юбилейная медаль «60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков».
Награды России
- 2007 – Орден Дружбы за большой вклад в укрепление российско-украинских связей в сфере культуры и образования[10].
- Медаль Жукова.
Юбилейная медаль:
- «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
- «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
- «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
На фото Виктор Федорович Шаталов
ГЛАВА 2.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА
2.1. Проблема в образовании детей глазами В. Ф. Шаталова
Работая учителем в обычной Донецкой школе, Шаталов отметил низкие показатели учебных достижений обучающихся по точным техническим наукам. Учитель задался вопросом: что необходимо сделать, чтобы дети учились лучше? Другой известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы дети хорошо учились, они должны хорошо учиться».
Позиция Шаталова относительно проблем с успеваемостью и их решения:
Шаталов считал, что невозможно пробудить интеллектуальное любопытство и интерес к обучению в коллективе, где часть класса не понимает материал, обсуждаемый на доске, и не хочет его учить.
Интерес начинается с понимания материала. «Мне не интересна (не нужна, не важна) физика» - эта позиция кажется ребенку окончательной. «Давай учи!» - приказывает учитель или родители. Ребенок может читать книгу, но глубинно вникать изучать непонятный предмет он не станет. Причиной категоричной позиции по отношению к предмету может быть то, что вскоре ребенок перестает понимать, о чем ведется разговор на уроке, если систематически не выполняет домашнюю работу, не учится ежедневно и не видит систематической проверки выполнения работы.
Ученик скажет «мне нравится» только после слов «я знаю» и «я понимаю».
Ученики должны учиться с любовью к предмету, уверенностью в себе, без ворчания и наказания или ругательств. Только тогда дети не станут пропускать уроки, а будут ждать их с нетерпением.
Каждый обучающийся не должен бояться высказать свою точку зрения, даже если она ошибочна. Диалог на уроке ведется в дружеской форме с пониманием и одобрением не самого ответа, а попыток ребенка публично ответить. Нельзя ожидать, что отъявленный двоечник сразу станет блистать идеями, но если из сотни предположений одно окажется верным, нужно обязательно это отметить похвалить и поддержать начинания.
В 30-е гг психолог из СССР Петр Зинченко экспериментально доказал, что «понимать» и «запоминать» материал – это взаимоисключающие процессы мышления. Тот, кто пытается одновременно запомнить и понять материал, в итоге не запомнит и не поймет. «Нужно только понимать!» - уверяет Шаталов.
2.2. Опорный сигнал как ключевое средство методики В.Ф. Шаталова
Метод педагога содержит более 200 инноваций обучения, а его ядро – особая схема или, по словам Виктора Федоровича, «страница справочных сигналов». Основой для работы стала разница между двумя формами существования информации: детальной и сокращенной (сжатой).
Даже лучшие ученики после объяснения учителем новой темы в классе не стараются воспроизвести в памяти рассказ учителя слово в слово, заучить его наизусть. Это лишнее. Общий план, схема, конспект, понятия, использовавшиеся учителем, образуют своеобразный код в сознании ребенка. Проблема в том, что при низком уровне умственных способностей ученик может запомнить этот код в искаженном виде.
Шаталов освободит ученика от этой сложной задачи. По любой теме он составляет схему сигналов размером на лист тетради с ключевыми понятиями урока, краткими выводами, выдержек из примеров и схем в определенном порядке с цветовым кодом, стрелками ссылок и соединений. Схему без подробного объяснения составителя понять сложно даже опытному учителю. А после объяснения схема предельно ясна, а присущее Шаталову чувство юмора находит отображение даже в значках схем.
Опорные сигналы - это и есть то самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих методов. После развернутого изложения теории предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов.
Опорные сигналы - это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. При их использовании развивается способность к ассоциациям. У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. [1.С.40].
"Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия". [7.С.28].
Опорные сигналы ориентированы на зрительную память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится и затем при вспоминании вызывает цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.
Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными [2.С.17].
Основные принципы составления опорного конспекта:
• Неожиданность и экономность
• Лаконичность (300–400 печатных знаков).
• Структурность (4–5 связок, логических блоков).
• Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
• Унификация печатных знаков.
• Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
• Ассоциативность.
• Доступность воспроизведению.
• Цветовая наглядность и образность.
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую тему.
Более того, опорные сигналы, по мнению В. Шаталова, устраняют и семейные конфликты. "Теперь контроль и помощь родителей становятся действенными, направленными, исключающими возможность каких бы то ни было конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях между семьей и школой. И это понятно: родителям не стоит большого труда сопоставить письменные работы своих детей с оригиналами полученных в школе опорных листов" [7.С.82].
2.3. Психологический аспект «Шаталовского» метода
Педагогика сотрудничества обеспечивает психологический комфорт обучающихся в образовательном процессе, что благотворно влияет на качество усваивания учебного материала и гармоничного развития личности.
Например:
• Главное отличительное качество преподавания «по-Шаталовски» – гибкость. Если при изучении теории он демонстрирует контроль, оценивание знаний и требует дисциплину, то в решении проблем предоставляет полную свободу и не ставит отметок – только дружеские доброжелательные консультации, развивающие уверенность в себе и освобождающие творческий потенциал ребенка. При знании теории, решение проблем на 95 % зависит от уверенности ребенка в себе.
• Большинство учеников Шаталова изначально имеют средние способности, а некоторые из них в жизни не решили ни одной математической проблемы и паникуют уже перед лицом любых умственных усилий.
• После внедрения метода опорных схем педагогики сотрудничества сильные ученики Виктора Федоровича на практике решают задачи такой сложности, которые другие учителя даже не подумают дать детям, а более слабые находятся в приподнятом расположении духа, так как могут решать задачи и с низкого поднимаются до среднего уровня. Ученикам не нужно копировать решения и ответы друг друга, подгонять выполнение задания под конкретный ответ. Ученики обязаны стремиться не к высоким отметкам, а к решению трудных проблем.
• Классный коллектив превращается в группу заинтересованных искателей.
• Шаталов не разделяет класс на «слабых» и «сильных», а говорит: «Для меня вы все одинаковы, так как я одинаково в вас верю. Я даю каждому из вас 100 задач. Если вы решите 50 самых сложных из них, это хорошо, а если вы решите 1 самое простое, я также не буду вас ругать».
• Виктор Федорович выступает против письменных тестов до того времени, когда не будет точно знать, что все ученики преуспеют.
• В любой сложной ситуации учитель помогает ученику, если считает это нужным, выставляет хорошие оценки, что способствует налаживанию контакта с учителем. Через 6 месяцев ученик способен решать стандартные задачи, обращаясь без стеснения к помощи учителя. Только после воспитания у учеников уверенности в себе и отладке связи между учителем и ребенком, можно давать детям нестандартные задания для самостоятельного решения.
• Если после уроков необходимо провести дополнительное занятие с теми учениками, которые не успевают, чаще всего учитель перечисляет фамилии, что может смущать детей, заставлять их вжиматься в стул, нервничать и ощущать неловкость. Шаталов предлагает называть по 2-3 фамилии не в алфавитном порядке тех, кому можно идти домой. Так остальной коллектив не заострит внимание на оставшихся, а дети, которым нужно позаниматься, не ощутят дискомфорт. «Ребята, давайте поскорее разделаемся с заданиями, кому помочь?» - так педагог нацелит детей на дружеское сотрудничество.
2.4. Рекомендации педагогам В. Ф. Шаталова по организации учебно-воспитательного процесса
Педагог-новатор рекомендует учителям следующее:
• Для снижения временных потерь на уроках при разного рода ответах с мест вставать не следует.
• Одноместная рассадка улучшает дисциплину на уроках.
• Большие размеры доски помогут одновременно готовиться к устным ответам 6-8 ученикам, приспособления доски – крылья, возвышение перед доской для учеников небольшого роста – удобны для ведения уроков.
• "Справка-автомат" (набор листов с опорными сигналами по всем предметам) помогает любому ученику в классе получить короткую, справочного характера информацию по любому предмету.
• Метод "педагогический десант" позволяет на уроке учителю или выполнившему задачу ученику помочь затрудняющемуся в ответе ученику.
• Прием "релейные работы" в ходе обучения позволяет учителю проверить результат самостоятельной деятельности школьников над всеми видами задач.
• Использование на уроках самой разной научно-популярной литературы.
Одним из наиболее интересных методических приемов Шаталова: при решении задач в классе ребята ничего не записывают за учителем, а внимательно слушают, так как одновременно делать продуктивно два дела – и слушать, и записывать ученики не могут. [8.С.4].
Трудности надо разрешать, не допуская их развития и углубления. По мнению педагога-новатора, в этом могут помочь, к примеру, так называемые уроки открытых задач. На этих уроках каждый ученик имеет право обратиться к учителю с просьбой решить любую задачу, вызвавшую у него трудности. Прежде всего такие уроки исключают возможность списывания и не оставляют пробелов в знаниях и умениях. Как объясняет Шаталов, эти уроки вызывают у детей бурю положительных эмоций. Упомянув об уроках открытых задач, следует отметить и уроки открытых мыслей. Они заключаются в том, что ученикам предоставляется полная свобода мышления, фантазии. На любой поставленный учителем вопрос каждый вправе высказать свою точку зрения, свое предположение, свою логику мысли. "Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными!" [6.С.45].
Важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Каждый учебный день, согласно методике педагога-новатора, проводятся уроки физической культуры. Шаталов справедливо утверждает, что "слишком рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития" [6.С.25].
2.5. Оценивание учебной деятельности по системе Шаталова
По мнению В.Ф. Шаталова, педагогу нужно найти пути по созданию положительной реакции учеников на отметку.
В.Ф. Шаталов определил 8 факторов, позволяющие предотвратить получение школьником неудовлетворительной оценки:
• Любой ученик за безукоризненно выполненную письменную работу по воспроизведению опорных сигналов получает оценку "5".
• Систематические письменные работы.
• Ежедневное оценивание письменных работ.
• Самооценка.
• Контроль со стороны родителей: знание опорных сигналов легко могут проверить дома родители.
• Психологические светофоры -расцвеченные образцы опорного плаката на открытом стенде.
"Учение - процесс коллективный: на помощь всегда придут товарищи".
Применение тихого и магнитофонного опросов позволяет опросить в течение одного учебного дня до 70 школьников [2.С.18].
2.6. Крылатые фразы Виктора Федоровича Шаталова об обучении и педагогике
Великий педагог В.Ф. Шаталов имеет четкую позицию относительно развития педагогики и системы образования. Известные высказывания Шаталова:
• "Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится"
• «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».
• «Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».
• «Знания агрессивны. Накопляясь и совершенствуясь, они порождают новые реакции поиска новых знаний».
• «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным».
• «Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» - говорил Плутарх. Однако «не наполнив, не зажжешь» - перефразировал гениальный педагог Шаталов.
• «Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе вообще не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее - человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни».
• «Педагог-мастер всегда переведет лекционный рассказ в русло эвристической беседы, отличительная особенность которой – лаконичность и четкость высказываний, а сверх того – быстрота реакции на мысль собеседников».
• «Трагедия современной школы в том, что в ней нет разумно продуманной системы повторения. Что вы помните о химии, которой вас учили в школе? Кто сумел выучить в школе иностранный язык? А ведь обучению отдано по 7-8 лет. Спросите любого прохожего, он ни английского, ни немецкого, ни французского не знает. Почему? Потому что повторение было заброшено».
2.7. «Вопрос-ответ» Интервью с В.Ф. Шаталовым
Педагог-новатор с удовольствием отвечает на вопросы. Делает он это откровенно и понятно, не кривя душой.
Вопрос-Ответ В.Ф. Шаталова
Есть ли новшества в подходе?-Дети оканчивают обучение в 9 классе, то есть учатся не 11, а 9 лет.
Как из слабого сделать сильного ученика?-Рецепт прост: нужно верить в ученика, и давать ему высказаться в любых условиях без страха получения плохой отметки, осуждения, насмешки, отчуждения.
Как удается в сжатые сроки выучить детей?-На геометрию 7 класса нужно 3 дня. Изначально даю «скелет» из формул, аксиом и теорем, всего 70 штук за 7 минут. Раздаю листы, все многократно повторяют материал. Во второй день материал повторяется, и дети получают отметки. Кто не смог ответить, может попробовать ответить на следующий день. Далее еще раз объясняю ½ теорем с доказательствами за 30 минут. После этого объясняется вторая половина теорем. Далее решение задач.
Есть ли дети, которые не могут справиться с задачами?-Да, для этого есть я. Задачи выбираю не бездумно, а учитывая стремление. Часто учебниками не пользуюсь.
У вас нет домашних заданий?-В начале года ученик получает лист с 500 упражнениями на ½ года. Лист расчерчен на квадратики, в центре каждого – номер упражнения. Сколько решат, столько и решат. Каждая решенная задача проверяется, ее выполнение отмечается в сводной ведомости. Я скорее назвал бы это не домашним заданием, а домашним предложением. Если трудный день, можно задания не выполнять, а оставить их на другой случай.
Как ведут себя ученики при отсутствии «обязаловки»?-Визуально заметно, сколько клеток зачеркнуто у себя, а сколько у других, поэтому ребенок стремится идти вперед с азартом. Если ученик получает «тройку», я обязательно спрашиваю, выставлять ли ее в журнал. Ставлю только по согласованию с ребенком.
В чем секрет?-Мы открываем внутренние ресурсы детей, о которых они сами не подозревали. Начать перемены я предлагаю с 5-6 касса. Секрет связан с параллельным развитием физического и интеллектуального потенциала. Физкультура ежедневно, кроме воскресенья и субботы, свободный день без домашних заданий четверг.
А вы бы смогли научить управлять человека истребителем? Давно создан курс самолетовождения по моим конспектам.
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ
3.1. Алгоритм изучения материала с использованием «Шаталовского» метода
Применение метода опорных сигналов на практике требует соблюдения последовательного алгоритма действий от всех участников учебно-воспитательного процесса.
Этап/Действия
Преподнесение детальных знаний/Педагог читает обширные лекции по теме или предмету.
Преобразование обширных знаний в сжатые/Учитель повторяет лекции, опираясь на плакат с опорными символами.
Повторная детализация знаний/Ученики в домашних условиях проводят анализ материала, пользуясь учебниками и обязательно опорными схемами.
Сжатая проверка опорного конспекта/Учитель не расспрашивает тему в деталях, а предлагает написать ранее изученную схему всего на 1 лист. По времени этот вид работы займет 12 минут. Учитель после беглой проверки сортирует ответы стопками, в соответствии с отметками «5», «4», «3», не исправляя ошибок.
Подробная проверка знаний/Ученики, используя свои схемы, выходят к доске и отвечают.
Оценка/К концу урока каждый ребенок может получить минимум одну отметку. Тем, кто не понял или не ответил, «2» не ставится, а возле его фамилии остается «пробел», который обязательно должен быть заполнен позже, когда ученик улучшит успеваемость.
Многократное повторение материала/На последующих уроках учитель многократно повторяет пройденный материал, закрепляя и углубляя понимание. В итоге нет заучивания и страха что-либо забыть. По убеждениям Шаталова в идеале ученик может ответить на вопрос «проснувшись ночью».
3.2. Создание опорной схемы для урока истории Отечества в 9 классе
Для понимания использования метода опорных конспектов Шаталова предлагаем ознакомиться с принципом их создания на конкретном примере.
Создание опорного конспекта на уроке истории Отечества.
Текст кодируется с помощью ключевых слов, букв-сигналов и чертежей. Чтобы разобраться в использовании опорных сигналов, рассмотрим урок истории "Русско-турецкие войны" и выделим из этой большой темы всего только один эпизод - сражение на реке Рымник, одно из самых удивительных сражений в истории мировых войн.
«Это произошло в 1789 г., когда А. В. Суворову было уже 59 лет, а жить ему оставалось всего 11 лет. В распоряжении Суворова было лишь 7000 солдат, а у союзников-австрийцев - 18 000. Но австрийская армия была уже почти полностью окружена 100-тысячной турецкой армией, которая готовилась начать конную атаку на позиции австрийских войск. Отметим как чрезвычайно существенное: все уставы того времени допускали конную атаку только в случае большого превосходства сил со стороны атакующих. В противном случае организованный встречный огонь оборонявшихся мог нанести крупным боевым единицам наступавших, в частности кавалерии, слишком большие потери: в массах конницы почти каждая пуля и каждый снаряд находили свои жертвы. Отлично зная о соотношении сил между своей и русско-австрийской армиями, турецкое командование не сочло нужным вести оперативную разведку за действиями отряда Суворова: малочисленность русских войск притупила бдительность турок. Этим тотчас же воспользовался Суворов. Оказавшись вне зоны видимости турецких войск, он глубоким обходным маневром зашел во фланг и в тыл турецкой армии, резко изменив таким образом конфронтацию сил. Но, самое главное, Суворов бросил в атаку конницу! Вот оно, знаменитое суворовское: "Удивить - победить!" Как тонкий военный психолог, Александр Васильевич четко представил себе положение турок: перед ними еще полностью боеспособная австрийская армия, где-то вдали еще не вступившая в бой армия Суворова, а тут - вот она! - неизвестная русская армия (турки ведь не могли предположить, что войска Суворова могут совершить такой немыслимый по сложности марш-бросок). А это значит, что численность русских войск во много раз превосходит силы турецкой армии. И здесь, как и предполагал Суворов, в массы турецких войск вклинился генерал Паника. Все остальное, как вспоминали потом об этом бое попавшие в плен командиры турецких войсковых соединений, было сплошным кошмаром. Сколько же воинской дерзости и неувядающего боевого задора должно было быть у Суворова, чтобы осмыслить и осуществить такую боевую операцию! Вскоре после сражения указом императрицы к фамилии Суворова была сделана почетная приставка - Рымникский, после чего во всех официальных отчетах и приказах его так и именовали - Суворов-Рымникский.»
А теперь опорные сигналы, иллюстрирующие сражение на реке Рымник.

Здесь, как видим, всего 25 печатных знаков. Запомнить их после рассказа учителя можно практически с одного взгляда. Восстановить же по этому плану ход сражения во всех его деталях доступно абсолютно каждому ученику. Отметим: доступно! Принцип доступности в новой методике становится уже не благим пожеланием, а неукоснительным, многократно контролируемым практическим руководством к действиям каждого учителя. Заметим, дата сражения отражена опорным сигналом 89, а не 1789. Это очень существенно: создавая листы с опорными сигналами, необходимо со всей скрупулезностью учитывать каждый печатный знак. Чем их меньше, тем больше притягательная сила опорных сигналов, тем меньше времени тратят учащиеся на подготовку к уроку, тем быстрее они выполняют письменные работы на первых минутах урока, тем больше процент высоких оценок за эти работы. По поводу того, что отсутствие первых двух цифр в дате сражения может привести к смещению события на 100 или 200 лет, сомнения совершенно беспочвенны: А. В. Суворов жил в одно время с Наполеоном, а войну 1812 г. помнит абсолютно каждый ученик. При составлении опорных сигналов такие факты тоже необходимо учитывать.
Важно, что ни в методическом пособии, ни в учебнике истории плана сражения на реке Рымник нет. Есть только рассказ, который занимает 48 строчек параграфа - 1/6 общего объема урока. Отсюда следствие: страница с опорными сигналами этого урока может содержать не более 200 печатных знаков, а это всего 8 - 10 минут письменной работы на уроке. [7.С.8].
ВЫВОДЫ
В работе изучен педагогический опыт и актуальность использования методов обучения и воспитания Виктора Федоровича Шаталова в современной образовательной деятельности Донецкой Народной Республики.
Для этого:
• Рассмотрены и систематизированы этапы жизненного пути В.Ф. Шаталова, его особенности.
• Описаны новаторские взгляды В.Ф. Шаталова на процесс обучения и взаимоотношения учителей и обучающихся.
• Раскрыты особенности метода опорных конспектов и партнерской педагогики.
• Изучены пути применения метода опорных схем и конспектов на уроках на примере уроков истории Отечества.
В рамках реализации обновленных Государственных Образовательных Стандартов и основных Концепций воспитания детей и молодежи ДНР педагогический опыт Шаталова актуален как средство активизации познавательной активности обучающихся и повышения качества знаний по основным предметам.

Созданные педагогом схемы позволяют надолго закрепить в памяти большие объемы материала, используя минимум знаков и сигналов. Системно-деятельностный подход позволяет обучающимся не быть посторонним наблюдателем процесса, а способствует живому участию ребенка в процессе образования. Положительно оценивают Шаталова ученые. Доктор психологических наук, профессор В.И. Калмыкова, например, считает, что Шаталовым создана "оригинальная организационно-методическая система обучения" [8.С.16]. По ее мнению, она "обеспечивает всем учащимся усвоение программы средней школы в полном объеме; представляет учащимся самостоятельность; обеспечивает фонд опорных знаний, открывая путь к пониманию новых" [7.С.11] и т.д.

Оценки ученых в основном соответствуют оценке самого В.Ф. Шаталова, который считает, что им создана целостная, стройная, эффективная система обучения и воспитания ребенка.

Результаты исследования показали, что педагогика сотрудничества и метод опорных сигналов Шаталова соответствует современным требованиям системы образования и критериям технологичности учебно-воспитательного процесса [7.С.81].

Основные категории технологии обучения В.Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Учет и оценивание знаний в технологии обучения В.Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.

Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию в Донецкой Народной Республики, способствующим повышению качества образования обучающихся.
Составленные опорные схемы можно применять для улучшения понимания материала учебных предметов, а также как средство повышения качества знаний в будущем при обучении в высших учебных заведениях.

Список литературы
1. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 2011.- 21 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2013, - 101 с.
3. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. - М. : Педагогика, 1980. – 32 с.
4. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. - М., 1980. – 95 с.
5. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.-81.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры.- М., Педагогика, 1987.-38.
7. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. – 60 с.
13. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (утверждено приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815).
14. КОНЦЕПЦИЯ «ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РУСИСТИКА» (утверждено приказом Министерства образования и науки от «_16_» февраля 2016 г. No143).
15. Обновленные Государственные Образовательные Стандарты ДНР.
Скачать Актуальность метода В.Ф. Шаталова в современном образовании ДНР

Презентация на тему: Актуальность метода В.Ф. Шаталова в современном образовании

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Участник №13 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2020 года
Опубликовано: 1282 дня назад (16 октября 2020)
Просмотров: 14499
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!