Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок ИЗО в 5 классе на тему «Городецкая роспись». Конспект с презентацией

Конспект урока ИЗО «Городецкая роспись» с презентацией, 5 класс
Автор: Енова Наталья Викторовна, учитель ИЗО МАОУ Омутинская СОШ №2
Описание: конспект урока по изобразительному искусству будет полезен для учителей изобразительного искусства, рассчитан для детей 11 – 12 лет (5 класс). Соответствует программе курса изобразительное искусство 5 класс. Учебник под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2020.
Данный конспект является вторым занятием по теме «Городецкая роспись». Конспект первого занятия был опубликован ранее: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog80782/konspekt-uroka-izo-s-prezentaciei-po-teme-gorodeckaja-rospis.html
Тема занятия: городецкая роспись.
Тип занятия: урок формирования умений.
Вид занятия: практическая работа.
Цель занятия: закрепить практические умения выполнять основные элементы городецкой росписи и создать благоприятные условия для формирования практических умений выполнять растительные мотивы городецкой росписи.
Задачи занятия:
Обучающая: закрепить практические умения выполнять основные элементы городецкой росписи и создать благоприятные условия для формирования практических умений выполнять растительные мотивы Городецкой росписи.
Воспитательная: продолжить воспитывать культуру организации рабочего места, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уважение к труду городецких мастеров и интерес к их работе, любовь к искусству и народным традициям.
Развивающая: продолжить развивать интерес и любовь к народному искусству, умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии художника, умения подбирать цвета росписи в соответствии с описанием.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД:
Обще учебные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД:
- анализ;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- установление причинно-следственных связей;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Средства обучения:
1. Материально-техническое оснащение: краски гуашь либо акрил, кисть плоская синтетика №8-10, кисть белка №3, тряпочка (ватные диски), непроливайка, палитра, альбом.
2. Дидактическое оснащение: презентация «Городецкая роспись» слайдов
3. Методическое оснащение: план-конспект.
Методы организации занятия:
- словесные - беседа, объяснение, рассказ.
- наглядные – демонстрация презентации «Городецкая роспись»
- практические – выполнение упражнений.
Приёмы организации занятия: диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала, демонстрация презентации, поисковая и исследовательская работа.
Структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся (5-6 мин.)
4. Практическая работа (31-35 мин.)
4.1. Вводный инструктаж (1-2 мин.)
4.2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа (27-29 мин.)
4.3. Заключительный инструктаж (3-4 мин.)
5. Подведение итогов (2-3 мин.)
ИТОГО 45 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель приветствует и проверяет присутствующих. Проверяет наличие всех художественных принадлежностей у обучающихся (альбом А4, кисть белка №3 и 6, непроливайка, палитра, краски акрил или гуашь, салфетки сухие (промокашка) и обучающихся
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
Учитель: на прошлом уроке мы с вами изучили историю городецкой росписи, а также научились выполнению основных элементов городецкой росписи. Сегодня мы продолжаем изучение темы «городецкая роспись».
Демонстрация слайда 1.
Учитель: в ходе занятия мы с вами научимся выполнять основные растительные мотивы городецкой росписи: купавка и бутон, ромашка и городецкая роза.
Демонстрация слайда 2.
3.Актуализация и мотивация знаний (5-7 мин.)
Демонстрация слайда 3.
Учитель: давайте с вами вспомним, откуда появилась городецкая роспись?
Учащийся: на берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По Волге шли баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок были переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Немного позже люди Городца стали расписывать изделия так появилась городецкая роспись.
Демонстрация слайда 4.
Учитель: какие основные элементы мы изучили на прошлом занятии?
Учащийся: основным элементам городецкой росписи являются: точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи.
Демонстрация слайда 5.
Учитель: какие этапы проходит городецкая роспись?
Учащийся: сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Этот этап называют «подмалевка». Следующий этап «теневка» - на данном этапе используются темные цвета. Завершающий этап росписи называют «оживка» - добавляются цвета, которые помогают цветку ожить и стать более реалистичным.
Учитель: благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Демонстрация слайда 6.
Учитель: существует несколько видов композиций в городецкой росписи: цветочная, цветочная композиция с включением мотива коня или птицы и сюжетная. Рассмотрим каждый вид более подробно. Первый вид композиции цветочная роспись, на ней изображаются букеты цветов из «розанов», «купавок», «бубенчиков», «ромашек».
Учитель: следующий вид — это цветочная роспись с включением мотива «конь», «птица», здесь уже добавляется птица либо конь, это композиция становится сложнее, но при этом интереснее.
Учитель: последний вид – это сюжетная роспись (гуляния барынь и кавалеров, чаепития, всадники).
Демонстрация слайда 7.
Учитель: сегодня мы разучим технологию выполнения листьев и кустиков. Научившись выполнять их, вы уже сможете составлять цветочную композицию. При этом мы с вами будем использовать основные элементы городецкой росписи, которые изучили на предыдущем занятии.
4.Практическая работа (30-35 мин.)
4.1 Вводный инструктаж (1-2 минут)
Учитель: задание: выполнять основные цветы городецкой росписи: купавка и бутон, розан и ромашка и городецкая роза, а также листья и кустики на альбомном листе А4 гуашевыми или акриловыми красками кистью белка.
Учитель показывает образец выполнения задания «Основные цветы городецкой росписи».

Учитель сообщает критерии оценки практической работы:
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания: все цветы городецкой росписи: купавка, бутон, розан, ромашка и городецкая роза выполнены аккуратно помарок на листе нет, все выполненные элементы соответствуют описанию в ИТК
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если все основные цветы городецкой росписи выполнены и соответствуют описанному в ИТК, допускается не выполнение 1 вида цветка, но при этом остальные виды цветков выполнены правильно и аккуратно.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если основные цветы городецкой росписи выполнены не аккуратно, но соответствуют описанному в ИТК. Обязательно наличие всех видов городецкой росписи.
Оценка 2 (не удовлетворительно) выставляется в том случае, если основные цветы городецкой росписи не выполнены или присутствуют грубые ошибки в их выполнение (не соответствуют описанному в ИТК).
4.2. Самостоятельная работа и текущий инструктаж (27-29 мин.)
Работа организуется следующим образом. Учитель рассказывает особенности каждого этапа и вместе с обучающимися выполняет работу.
Учитель: для начала необходимо выполнить композицию расположения цветов: один главный цветок (городецкая роза), четыре средних (две ромашки и 2 купавки) и два маленьких (бутон).

Учитель: для начала выполним цветок ромашка (два верних цветка). Написание цветка начинаются с подмалёвка - основного объема цветка (розового цвета).

Учитель: следующий этап называется тенёвка - выполняется красным цветом. В центре поставьте круг меньшего размера чем подмалёвок. После чего от центра к краям подмалёвка расположите прямые капельки сначала вверх и вниз, влево вправо, в промежутки добавьте ещё по 2 прямых капли.


Учитель: и остался последний этап - это оживка - выполняется белым цветом. Между прямыми каплями красного цвета нанесите прямые капли белого цвета.

Учитель: далее выполним ромашку с другой стороны. После выполнения ромашок, композиция выглядит следующим образом.

Учитель: приступим к выполнению главного цветка – городецкая роза. Написание цветка начинаются с подмалёвка - основного объема цветка (красным цветом). Нанесите круг к нему снизу присоедините круг меньшего размера, а за ним по кругу кверху расположите круги помельче, вплоть до самой вершины, но оставив место для сердцевинки.

Учитель: тенёвка - выполняется бордовым цветом. Сверху (выходя на половину за пределы подмалёвка) нарисуйте сердцевинку. Нарисуйте дугу – крутую от сердцевинки по краям центрального круга подмалёвка. После чего по краям лепестков нанесите дуги – крутые.

Учитель: оживка - наносится белым цветом. В пространстве от дуги, нанесённой от сердцевинки до краёв большого круга подмалёвка, до сердцевинки нанесите капельки с поворотом влево и вправо. На сердцевинку снизу нанесите дугу – простую и поставьте точку малого размера сверху. После чего по краям дуги, нанесённой от сердцевинки до краёв большого круга подмалёвка, нанесите дуги – простые маленького размера. Цветок готов.

Учитель: после выполнения городецкой розы, композиция выглядит следующим образом.

Учитель: следующий цветок – это «Купавка», приступим к выполнению цветка. Первым этап подмалёвок - на лист бумаги наносим основной объём цветка розового цвета, т.е. рисуем круг розового цвета.

Учитель: приступим к выполнению второго этапа - тенёвки первое, что сделаем это внутри подмалёвка в центре сверху пририсуем маленький круг (сердцевинку), после чего по середине пририсуем дугу до середины подмалёвка и к дуге снизу пририсуем центральный лепесток округлой формы, а за ним по кругу кверху расположим лепестки помельче - тоже округлой формы, вплоть до самой сердцевинки, занимающей центр верхней части цветка.

Учитель: далее выполним оживку - в пустом месте между дугой и сердцевинкой нанесём капельки с поворотом влево и вправо. Затем, на сердцевинку снизу нанесём дугу – простую, а сверху нарисуем среднюю точку. И в заключении, в серединки лепестков поставим точки.

Учитель: далее выполним купавку с другой стороны. После выполнения купавок, композиция выглядит следующим образом.

Учитель: приступим к выполнению последнего вида цветка – бутон. Написание цветка начинаются с подмалёвка - основного объема цветка (голубого цвета).

Учитель: тенёвка – начиная сбоку, рисуем пологую дугу до конца круга.

Учитель: последним этапом выполняем оживку белым цветом, выполняется идентично тенёвки, только в обратную сторону.

Учитель: далее выполним бутон с другой стороны. После выполнения бутонов, приступим к последнему этапу выполнения нашей работы это листья. Подмалевок рисуется с помощью соединения двух элементов – капелька с поворотом влево и право.

Учитель: теневка выполняется черным цветом. Слева по листочку нанесите элемент «Листочек».

Учитель: оживка - выполняется белым цветом, в большом листе рисуется две капли с поворотом, в двух маленьких одна капля с поворотом.

Учитель: для того чтобы наша композиция была законченной добавим листьев возле бутонов и городецкой розы. Наша композиция закончена.

4.3. Заключительный инструктаж (3-4 мин.)
Работа организуется следующим образом: Обучающиеся выкладывают выполненные упражнения – цветы городецкой росписи на листе А4 на стол.
Учитель говорит обучающимся: найдите и проанализируйте ошибки в своих выполненных цветках - упражнениях и выполненных упражнений других обучающихся.
Обучающиеся обсуждают свои работы.
5. Подведение итогов (3 – 5 мин.)
Учитель: выполненные сегодня нами цветы городецкой росписи являются основными для данной росписи. Теперь, когда вы будете составлять композиции для росписи готовых изделий ДПИ, вы сможете их смело использовать. Как думаете для всех композиций они подойдут? Просит одного обучающегося ответить.
Обучающийся: т.к. данные цветы являются основными для городецкой росписи, то не зависимо от композиции: цветочная, с включением мотива коня или птица, или же это будет сюжетная композиция мы можем смело использовать данные цветы.
Учитель диктует домашнее задание: принести все необходимые художественные принадлежности: кисти, непроливайка, гуашь, тонированный лист А4, непромакашка.
Демонстрация слайда 8.
Учитель: спасибо за урок. Всем хорошего дня. До свидания.
Презентация на тему: История Городецкой росписи

Рекомендуем посмотреть:

Городецкая роспись на разделочной доске Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Панно из цветной бумаги своими руками. Мастер-класс с фото «Городецкие узоры»

Похожие статьи:

Городецкая роспись. Мастер-класс

Участник №20 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 ноября 2020 года по 30 января 2021 года
План конспект урока ИЗО «Городецкая роспись» с презентацией, 5 класс | Рисование акварелью зимней Птицы - свиристель поэтапно с фото для детей
Опубликовано: 1177 дней назад (29 января 2021)
Просмотров: 3088
+7
Голосов: 7
Владимир Сергеевич # 30 января 2021 в 18:34 +2
Добрый вечер, Наталья Викторовна. С удовольствием познакомился с вашей разработкой. Все этапы практической работы прописаны подробно. Презентация к уроку интересная. Спасибо за такой подробной конспект.
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 18:48 +2
Спасибо большое!!!
Жанна # 30 января 2021 в 19:07 +2
Замечательный и познавательный конспект для проведения урока. Который знакомит с историей городецкой росписи и растительными мотивами. Жду ваших следующих конспектов
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 19:15 +2
Спасибо большое. Обязательно будут ищу конспекты на данную тему.
Светлана Александровна Колесникова # 30 января 2021 в 20:55 +2
Спасибо за приглашение, очень интересный материал. Я совершенно не умею рисовать и ваш мастер класс для меня понятен и интересен. Мне было очень интересно и я попробовала нарисовать как говорится "по горячим следам". Получилось. Теперь попробую с детьми. Спасибо. Голосую.
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 21:02 +1
Спасибо большое!!! Творческих Вам успехов.
Виктория Александровна # 30 января 2021 в 21:57 0
Добрый день Наталья Викторовна.Очень интересное занятие у Вас получилось.Обучающиеся смогли закрепить ранее усвоенные навыки.После прочтения вашего конспекта захотелось сразу порисовать.
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 22:12 +1
Добрый день!!! Спасибо, творческих Вам успехов.
Наталия Владимировна Бритько # 31 января 2021 в 13:54 +1
Уважаемая Наталья Викторовна! Очень интересный, подробный , познавательный конспект, в котором Вы продолжили раскрывать секреты городецкой росписи. Яркие презентации, которые обязательно привлекут внимание детей. И как результат, получится красивая работа. Успехов Вам!
Наталья Викторовна Носова # 31 января 2021 в 13:57 +2
Спасибо большое, Наталья Владимировна!
Ольга Анатольевна Котенко # 8 февраля 2021 в 08:54 +1
Добрый день, Наталья Викторовна. Очень интересное занятие.Голос!
Наталья Викторовна Носова # 8 февраля 2021 в 08:56 +1
Добрый день! Спасибо.
Галина Васильевна Егорова # 11 февраля 2021 в 12:41 0
С интересом посмотрела ваш конспект. Он грамотно оформлен, подробно прописан. Поэтапное рисование наглядно показывает процесс росписи. Знакомство с разными видами росписи расширяет кругозор детей, умение передавать в цвете суть работы. Примите голос.
Наталья Викторовна Носова # 11 февраля 2021 в 20:27 +1
Спасибо большое!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 15 марта 2021 в 11:18 +1
Голос! Все супер!