Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Первый урок по фортепиано для ребенка дошкольника 5-7 лет

Первый урок дошкольника по классу фортепиано в музыкальной школе
Автор: Ахметшина Маргарита Фанисовна, преподаватель по классу фортепиано, МБОУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Галины Алексеевны Шкала»
Описание работы: предлагаю вам методическую разработку, представленную в виде конспекта занятия дошкольника по классу фортепиано, которая знакомит ребенка с начальным (донотным) этапом обучения. Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей.
Цель: Формирование пианистических навыков.
Задачи:
– привить интерес ученика к занятиям;
– развивать чувство ритма;
– знакомить с исполнительскими приемами;
– формировать музыкальный и эстетический вкус;
– воспитывать усидчивость, внимание.
Используемая литература:
А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Т.Н. Смирнова «Интенсивный курс» методические рекомендации, А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог: Здравствуй, Дарья! Ты первый раз пришла ко мне на урок. Я тебя познакомлю с инструментом, различными играми, расскажу сказку. И самое главное, ты сама попробуешь прикоснуться и даже сыграть маленькую песенку.
Сначала нужно разрядить обстановку. Педагог расспрашивает ребенка про его семью, хобби, чтобы он не чувствовал себя скованно и зажато.

II. Основной этап
Знакомство с инструментом

Педагог: Сейчас мы с тобой познакомимся с инструментом Фортепиано. Что мы видим: Клавиатура, которая закрывается специальной крышкой, пюпитр – подставка для нот, теперь поглядим вниз - две педали, как говорит Антон Рубинштейн, «Педаль – это душа рояля», в нашем случае фортепиано, подробно с этим мы познакомимся позже. Но, а теперь заглянем во внутрь и посмотрим откуда берется звук. (открываем верхнюю крышку инструмента). Смотри это у нас молоточки, струны и демферы (как я их называю «подушечки»). Теперь нажми на клавишу и держи. Смотрим во внутрь инструмента.

Что произошло? Молоточек ударяет по струнам, появляется звук. Так как держа клавишу, звук все это время звучит. А теперь отпусти клавишу. Звучит инструмент?
Учащаяся: Нет!

Педагог: Молоточек встал на свое место, а струны приглушил демфер. Вот отсюда и другое название клавишно-ударный инструмент. Самая главная задача пианиста, это противится слову ударный и учиться петь за фортепиано.
Посадка
Педагог усаживает ученицу на стул с подставками. Объясняет, что маленьким музыкантам нужно высоко и удобно сидеть, на середине клавиатуры. Поясняет родителя, на какой высоте должен сидеть ребенок. (прямой угол)

Упражнения для посадки за инструментом, постановки руки.
Педагог: Играем в игру «Кукла».
Слово «упражнение» стараюсь не говорить на уроке, так как ученика пугают такие сложные понятия.
Новая кукла- прямая спина, а сломанная– сгорбленная. Я тебе говорю: «Новая кукла», ты превращаешься в новую куклу, «сломанная» спину расслабляешь.
Теперь превращаемся в «Новую куклу» и наклоняемся вперед и назад. На уроке будем превращаться только в эту куклу.
Игра «Птичка»
Педагог: Я включаю музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (знакомлю с портретом) из цикла «Времена года» пьесу «Апрель» (2ч) в исполнении Дениса Мацуева (фото).



Ты с прямой осанкой, руками изображаешь «нежную, большую, красивую птицу».
«Подснежник»
Педагог спрашивает у учащаяся, что такое подснежник.
Педагог: Твои пальчики будут изображать нераскрывшиеся лепесточки подснежника, под эту же замечательную музыку великого композитора П.И. Чайковского «Апрель» (1ч).

На первую фразу поднимается правая рука, на вторую– левая, а на третью фразу - обе руки. Слушай ушками музыку, а я тебе буду помогать.

Сказка про пальчики.
Педагог: На каждой руке по пять пальцев. Пять братьев — это одна дружная семья. Самый старший является третий братец. Крепкий и сильный. На нем держится вся семья. Второй братец– «неваляшка», за ним нужен глаз да глаз, неустойчивый и все время никого не слушает. Мы будем воспитывать его с тобой. Четвертый – не плох, но ленив. Привык надеяться на старшего третьего братца. Самый маленький и слабенький пятый братец. Но он большой помощник первому. Удерживает весь домик («Свод руки»).
Темп музыки.
Педагог объясняет ребенку про пульс в музыке.
Педагог: У тебя есть бабушка?
Учащаяся: Да!
Педагог: Когда бабушка твоя ходит в магазин, быстро или медленно?
Учащаяся: Медленно.
Педагог: Тогда и сердце у нее бьется как?
Учащаяся: Медленно.
Педагог: Правильно медленно, спокойно. Это можно проверить по пульсу на запястье. Давай у тебя прощупаем пульс. У тебя спокойный пульс, так как ты сидишь и некуда не торопишься. Так и у музыки есть свой пульс. Ну, а теперь поиграем в такую игру. Я буду музыкой, а ты моим пульсом.
Педагог дает ребенку карандаш стучать пульс.
Звучит «Марш» из цикла «Детская музыка» Сергея Прокофьева в исполнении педагога. Музыка в умеренном темпе. Ученица справляется и быстро находит по музыки пульс и стучит его в такт с пьесой. Дальше звучит из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» (зацикливаю внимание на композитора, на его портрет и говорю, что подсказка в название пьесы). Ребенок понимает и стучит пульс медленно.
Знакомство с клавиатурой.
Педагог: Но, а теперь обратим внимание с тобой на клавиатуру. На какие два цвета разделяются наши клавиши?
Учащаяся: Черные и белые!
Педагог: Молодец! Смотри черные чередуются по две и три клавиши. У вас есть дача? Где вы садите картошку?
Учащаяся: Да!
Педагог: У нас с тобой будет своя дача. Вот на двух черных клавишах мы построим домик на нотках. До и Ми.

Перед тем как мы исполним с тобой небольшую песенку, мы наденем «волшебные башмачки» на наши пальчики.
Педагог просит ребенка «отдать» мне ее руку. («Отдать» - полностью расслабить мышцы рук) или «Брось мне руку»
Педагог: Я ей поиграю и отдам.
Педагог берет карандаш и прикасается к каждому кончику пальца. Такое упражнение дает явное понятие ученику, чем нужно прикасаться к клавише. Как бы, «надеваем ботиночки», для того чтобы ходить по музыкальной дорожке т.е. по клавиатуре.

Если ребенок ловко со всем справляется, то в ансамбле с педагогом играет на двух нотках До и Ми. Если нет, то просто подпевает.
До – Ми, до – ми
В этот домике живи.
Если позволяет время, можно поискать, где можно поставить еще домик.
Дальше строим забор на трех черных клавишах. У забора посадили фасоль. На нотках Фа и Соль. Поем песенку.
Фа -соль, фа – соль
Вырастили мы фасоль.

Рядом с фасолью посадили лягушку, на нотках Ля и Си.
Ква – ква, ква – ква,
Прискакала к вам друзья.

А на оставшуюся клавишу поселили собаку Рекса, на нотке Ре. И спели песенку.
Наш Рекс сидит
Охраняет и молчит.

Вот такой прекрасный дачный домик у нас с тобой получился. А на следующем уроке мы будем ходить по гостям.
Физкультминутка
«Шалтай-Болтай»
Педагог вместе с учащаяся выполняют упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.
Педагог: Дарья, давай немножко передохнем и сделаем такую зарядку. Нужно со вздохом подняться на носки, поднять руки вверх и проговаривать такие слова: «Шалтай - Болтай сидел на стене». Затем легко вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, уронить или бросить расслабленные руки вниз. «Шалтай – Болтай свалился во сне».

Педагог спрашивает, знает ли она такого сказочного персонажа.
Попевка «Андрей-воробей»
Педагог: Ну, а теперь, поиграем. На какой нотке хочешь поиграть, выбирай?
Учащаяся: Ми!
Педагог играет первую фразу на этой нотке и говорит такие слова: «Анд-рей, во-ро-бей».
Учащаяся повторяет. Вторая фраза «Не го- няй, го- лу- бей!». И в ансамбле исполняют эту простую песенку.

III Домашнее задание
Педагог: Дарья, молодец! Жду тебя с нетерпением на следующем уроке! Дома выполнять за инструментом «Куклу», «Птичку», «Подснежник», нарисовать цветок и играть песенку, которую мы с тобой выучили. Мы с тобой будем много учить песенок, а самые понравившиеся будем собирать их в «музыкальную копилку». До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк Конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов с презентацией Цикл уроков с использованием интерактивной доски. Тема «Жанры камерно-вокальной музыки» Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеон
Участник №8 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 марта по 30 мая 2021 года
Классный час к 130-летию Прокофьева с презентацией
Опубликовано: 1068 дней назад (25 апреля 2021)
Просмотров: 9705
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!