Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий развлечения в старшей, подготовительной группе «Легенды народов Севера»

Сценарий развлечения для старших дошкольников
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера». Для детей группы дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет.
Автор: Ладыко Надежда Владимировна, музыкальный руководитель, детский сад №18 «Северяночка», г.Радужный, Ханты-Мансийский автономный округ(ХМАО).

Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМАО.

Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Задачи:
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Предварительная работа:
• Слушание хантыйской музыки, разучивание песни «Север наш»
• Подготовка слайдовой презентации
• Вход детей «Волшебный край»
• Разучивание национальных игр
• Разучивание танца «Дружбы»
• Разучивание стихов о Югре.
Атрибуты:
1. Веревочки-косички
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен
5. Чум
6. Хантыйский костюм
7. Раскраски
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он -

ДЕТИ: Ханты-Мансийский Автономный Округ.

ВЕДУЩАЯ: А старинное название нашего округа – Югра.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

ДЕТИ: Ханты и манси.

ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько я годы - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

ВЕДУЩАЯ:
Ребята, давайте послушаем стихи про нашу землю Югорскую…

РЕБЕНОК:
Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

РЕБЕНОК:
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!

ПЕСНЯ «СЕВЕР НАШ»
1.Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,
И грибы и ягоды собирать мы в лес пойдем.
ПРИПЕВ: Люди все говорят,
Что наш край красив, богат,
И полярное сиянье
Каждый видеть очень рад.

2. Кто на севере бывал, ночки светлые видал.
Полюбил он всей душой север наш дорогой.
ПРИПЕВ:

3. Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,
Голубику и чернику собирать мы в лес пойдем.
ПРИПЕВ:

ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.
А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.
Игра«Оленьи упряжки»
раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!
Только я хочу узнать
Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)

Тогда слушайте…

Загадки:
1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6.На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки.
Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их,
волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах.
Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…

Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА»

Легенда:
Озёра и реки
Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.АГАН, р.ОБЬ, о.САМОТЛОР, о. ГОЛУБОЕ.)
А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
1.Игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Легенда:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

ВЕДУЩАЯ:
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.

Слайд 3 «ТАЙГА»
Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось.
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».
Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
ВЕДУЩАЯ:
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в две игры, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».

3.Игра «Собери ягоды».
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.
4. Игра «Капканы».
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.

ВЕДУЩАЯ:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята подарят тебе замечательный танец Дружбы!

ТАНЕЦ «ДРУЗЕЙ»

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства Югорской земли. Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!

Хозяйка Тайги вручает детям подарки - раскраски. И по музыку уходит.

ВЕДУЩАЯ:
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий развлечения для детей 6-8 лет «Путешествие по родным просторам на ковре самолете» День здоровья в средней группе. Сценарий Интеллектуальная викторина "Что? Где? Когда?" в старшей группе Развлечение для старших дошкольников. Сценарий

Похожие статьи:

Экологическое развлечение для дошкольников

Сценарий развлечения в младшей группе

Сценарий тематического развлечения для детей подготовительной к школе группы

Открытый день здоровья в старшей группе. Сценарий

Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»

Сценарий зимнего развлечения для подготовительной группы
Опубликовано: 3747 дней назад (15 января 2014)
Просмотров: 22305
+17
Голосов: 17
Вера Петровна Кириченко # 16 января 2014 в 20:49 +3
Интересный конспект , с интересом читаю конспекты педагогов их других республик. Узнаю каждый раз что то особенное из народного творчества, народные игры , песни характерные для   этого народа. обязательно что то беру себе на заметку . Я их западного Казахстана, а вы из Ханты .Поистинне МИР -БЕЗ ГРАНИЦ!!
Вера Петровна Кириченко # 16 января 2014 в 20:49 0
Мой первый голос вашу копилку +1 !! удачи и успехов!!
Надежда Владимировна Ладыко # 16 января 2014 в 21:14 0
Спасибо огромное! Казахстану привет! v
Светлана Евгеньевна Виноградова # 16 января 2014 в 22:02 +1
мне тоже нравятся конспекты , содержащие региональный компонент. Всегда узнаю что-то новое и интересное для себя, а ученики на таких уроках проникаются чувством дюбви к своему краю!
Людмила Валерьевна Фаузетдинова # 17 января 2014 в 12:18 0
очень интересно, креативно, живенько, материал легок для восприятия ребенку, молодец Надежда, так держать!!!!
Наталья Владимировна Коренькова # 17 января 2014 в 14:13 +2
Заинтересовали своими хантами и мансами)Любопытно было бы такой и подобные сценарии проводить с детьми других республик,с целью расширения кругозора и обогащения знаний о народах других республик! Это уникальный материал! Единственное-цель и задачи оформить точнее,ибо и цель и задачи ну не могут звучать "одинаково" - воспитЫВАТЬ,приобщАТЬ,обогащАТЬ,расширЯТЬ -ну как то это больше работа вашего методиста:)...Но удачи вам! Вы Молодец!
Лариса Викторовна Борисова # 17 января 2014 в 16:22 +1
Очень интересно! У нас в д. саду в этом году дети подготовительной группы показывали танцы народов севера. Какое это было завораживающее зрелище! Вам +1
Гульсина Шамилевна Гильмханова # 17 января 2014 в 22:31 +3
"Вдохнула" запах хвои, "вкусила" таежной морошки с голубикой... Очень свежо и интересно! Дети пели, играли, стихи прочитали, загадки отгадали, легенды узнали! Плюс  применение  т.н. мультимедийных технологий! Внятное описание игр. Сценарий можно брать и использовать! Олтул олнэ! Спасибо! Рахмат!
Надежда Владимировна Ладыко # 18 января 2014 в 14:41 +1
Спасибо за поддержку и  содержательные коментарии!
Наталья Валентиновна Черникова # 18 января 2014 в 19:09 +1
Замечательный сценарий развлечения по обогащению детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.Ценно,что это реализуется через национальные игры, песни, танцы.
Руссова Татьяна Валерьевна # 21 января 2014 в 19:09 +2
Здравствуйте Надежда Владимировна! Сценарий развлечения очень содержательный. Все действия очень логичны. Презентация дополняет гармонично всю Вашу задумку. Очень познавательно и интересно. Очень много игр и замечательные легенды. Недавно я проводила открытое занятие по теме "Волшебный орнамент", в котором продолжала знакомить детей с культурой бурятского народа. Поэтому мне было интересно прочитать Ваше развлечение. В сравнении поняла, что можно было ещё добавить в моё занятие. Большое спасибо за столь содержательный сценарий. Успехов Вам и творчества!
Оксана Викторовна Смирнова # 22 января 2014 в 10:39 +3
Прочитав сценарий узнала много полезной информации для себя. Мероприятие составлено очень удачно,грамотно и четко. Дети постоянно вовлечены в развлечение, наверняка у них остались хорошие впечатления.Самобытность и особенности народа рассмотрены и со стороны танцев,песен, народных сказаний, условий жизни и т.д.
Ирина Ивановна Ошева # 24 января 2014 в 17:39 +4
Национально - региональный компонет всегда был и есть, поэтому мы на своих занятиях должны знакомить детей с нашими традициями, обычаями, праздниками. И в конце января, когда заканчивается полярная ночь и у нас на Таймыре появляется большой красный диск Солнца и мы празднуем Праздник Солнца или Хэйро... У вас замечательный насыщенный и познавательный сценарий, и у вас очень интересные игры, которые с удовольствием возьмем себе на заметку. Огромное спасибо, и ловите мой голос! Вы - молодец!
Василя Раисовна Амирова # 30 января 2014 в 11:57 0
Очень познавательный и доступный материал. Многое взяла на свои занятия по развитию речи по лексической теме "Быт народов Севера".
Надежда Николаевна Галкина # 9 февраля 2014 в 00:54 0
Интересный сценарий.Обязательно воспользуюсь им!Желаю вам творческих успехов!
Файруза Василовна Валиуллина # 12 февраля 2014 в 21:23 +1
Очень рада видеть такой сценарий насыщенный региональным компонентом, интересного много, даже для взрослых.Так как работала пять лет в Эвенкии и сейчас живу в Татарстане, горда тем, что наша Россия такая многонациональная и многообразная. у каждого народа есть, что рассказать и чем гордиться. Молодцы!
Валентина Андреевна Пищулина # 18 февраля 2014 в 23:35 +1
Очень познавательно и интересно. Для себя узнала много новой интересной информации о самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа. Много игр и замечательные легенды через которые дети проникаются чувством любви к своему краю!  Здорово, достойная работа!
Болдарева Юлия Александровна # 19 февраля 2014 в 11:37 0
Очень интересный сценарий замечательные игры. Спасибо
Алла Вениаминовна Черенкова # 10 сентября 2014 в 07:56 0
Замечательный сценарий, насыщенный региональным компонентом. Наша Россия такая многонациональная и многообразная. У каждого народа есть, что рассказать и чем гордиться. Заинтересовали хантами и мансами. Было бы весьма познавательно такой и подобные сценарии проводить с детьми других республик,с целью расширения кругозора и обогащения знаний о народах других республик России! Это уникальный материал! Мы обязательно организуем подобное мероприятие.
Анна Юрьевна Дыбенко # 21 января 2015 в 16:41 0
Очень интересное мероприятие. Актуальная тема для северных регионов, спасибо за интересный материал!!!
Котофей # 10 февраля 2015 в 22:37 0
Качественная организация праздников http://annalegenda.ru/ Благодаря сценариям Анны Легенды, праздники становятся интересными.
Ирина Васильевна Белых # 2 января 2017 в 16:37 0
Здравствуйте Надежда Владимировна !Спасибо за интересное развлечение! Вашим воспитанникам повезло - у них такой творческий воспитатель с огромной фантазией и желанием создать детям ежедневный праздник! Так держать!Особенно спасибо ,что развлечение ориентировано на национальные традиции .Это очень важно в наше время.А современным детям в особенности.Мой голос вам!!!!!