Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока истории в 7 классе по теме «Петр I: чудо или чудовище?».

«Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)
Описание материала:  предлагаю Вашему вниманию конспект урока истории в 7 классе по теме «Петр I: чудо или чудовище?». Данный урок будет интересен учителям истории. Он является вторым уроком в теме «Петровские преобразования» и рассматривает реформаторскую деятельность Петра I с положительной и отрицательной точек зрения, учит обучающихся работе в малых группах, развивает навыки критического мышления, коммуникативные навыки.

Цель: проанализировать деятельность Петра I по преобразованию России в XVIII веке.

Задачи:
Образовательные: сформировать представление о реформаторской деятельности Петра I, определить цели и итоги реформирования.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в малых группах, навыки критического мышления, умение давать оценку изучаемым историческим событиям.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории России.

Оборудование: компьютер, сенсорная интерактивная доска, проектор, портрет ПетраI, иллюстративный материал, изображающий первые корабли русского флота, солдат петровской армии, заседание Сената, строительство Санкт-Петербурга, бал во дворце, овощные культуры, завезенные в Россию Петром I, карточки с номерами от 1 до 4, таблички с названиями «министерств»: военных дел, культуры, экономики, государственного управления, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Раздаточный материал:[/u] фрагменты текстов различных исторических источников (учебников, энциклопедий, журналов), дающих представление с различных точек зрения о ходе петровских преобразований, положительных и отрицательных последствиях этих реформ.

Ход  урока.

Учитель.  Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с детством и юностью Петра I. Сегодня мы продолжаем разговор о деятельности Петра и поговорим о его преобразованиях в России. Сама личность первого российского императора и его реформы вызывали много споров еще при жизни Петра I, идут споры и сегодня. Многие историки и деятели культуры пытаются ответить на вопрос: а так ли уж нужны были России эти преобразования и какую цену пришлось за них заплатить? И не слишком ли высока эта цена? И кто же такой Петр I: чудо или чудовище? Гений, выведший  страну на новую ступень развития, или злодей, погубивший самобытный уклад России? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.
Работать мы будем в немного необычной форме. На данном уроке в роли учителя попробует себя каждый из вас. Но, прежде, чем мы начнем работу, давайте вспомним, какие проблемы стояли перед страной в начале правления Петра I?

Учащиеся:
- отсутствие выходов к незамерзающим морям,
- отсутствие постоянной армии и флота,
- экономическая и культурная отсталость России.

Учитель.  Верно. И сегодня мы выясним, каким образом решались данные проблемы в первой четверти XVIII века. Сейчас вам необходимо разделиться на 4 группы. Сделаем мы это путем жеребьевки. Каждому из вас необходимо из колоды карточек вытянуть себе номер – от 1 до 4  (учащиеся вытягивают свой номер). А теперь я попрошу всех учащихся, вытянувших номер 1, сесть за первый стол. Всех учащихся с номером 2 сесть за второй стол. Всех учащихся с номерами 3 и 4 сесть за столы с соответствующими номерами. У нас получились четыре группы. Каждая группа в течение 15 минут будет работать над своим заданием, но помните, что вы должны так изучить материал с различных точек зрения, чтобы могли донести свои знания до других учащихся.
Группа под номером 1 будет военными министрами и получает конверт с раздаточным материалом, на основе которого вы будете изучать петровские преобразования в военном деле. Также необходимо использовать материал учебника.
Группа под номером 2 будет министрами экономики и получает материал, касающийся экономических преобразований. Его также необходимо дополнить материалами учебника.
Группа под номером 3 является министрами в сфере государственного управления и изучает реформы в области управления на основе материала учебника и раздаточного материала.
Группа под номером 4 – это министры культуры, они  с помощью учебника и полученных материалов рассматривают преобразования в области культуры.

В  течение  15  минут  учащиеся  работают  над  изучением  полученных  материалов.

Учитель.  Ваше  время  вышло.  А  теперь  я  прошу  вас  поменяться  местами  и  сесть  таким  образом,  чтобы  за  каждым  из  столов  оказалось  по  4 участника, но по одному  участнику  из  каждой  группы, то есть за каждым из столов будет по одному «министру» из каждого «министерства». Теперь вы являетесь экспертами. Ваша задача состоит в том, чтобы каждый из вас побывал сейчас в роли учителя и по очереди рассказал ребятам из своей группы о петровских преобразованиях в той сфере, о которой вы узнали и в которой вы теперь компетентны. Пользоваться учебником нельзя. Используете только ваши знания. По мере ваших рассказов друг другу вам необходимо начертить и заполнить таблицу в вашей рабочей тетради. Она состоит из следующих колонок:
- название реформы
- основное содержание реформы
- положительные моменты
- отрицательные моменты
На  данную  работу  вам дается 15 минут.
  
В  течение  15  минут  учащиеся  работают  над  заполнением таблицы в тетради.

Учитель. А теперь все садятся на свои обычные места. Сегодня вы самостоятельно изучали вопрос о петровских преобразованиях, а также итогах этих преобразований. Но вернемся к теме нашего урока: «Петр I: чудо или чудовище?». На этот вопрос вам также предстоит ответить самостоятельно. Сейчас посмотрите на иллюстративный материал на обычной доске, на нашу интерактивную доску. Перед вами таблица, состоящая всего из двух колонок – «чудо» и «чудовище». А также рядом с таблицей вы найдете записанные в столбик  аргументы, подтверждающие то или иное мнение:
- построены мануфактуры
- рост налогов
- развитие металлургического дела
- казни, в том числе близких Петру людей
- создание флота
- многочисленные жертвы среди крепостных крестьян
- создание регулярной армии
- крепостническая система
- выход в Балтику
- «картофельные бунты»
- продвижение по службе за личную выслугу
- обязательная служба для дворян
- создание городов
- гибель седьмой части населения страны
- развитие образования
- голод
- культурное развитие
- упорядочение системы государственного управления
Каждый из вас, по очереди, выходит к доске и перемещает один аргумент в ту колонку, которая вам больше нравится, которая отражает ваше мнение и вы даете краткое пояснение, почему выбрали этот аргумент и что он означает. В конце работы мы с вами посмотрим, что же у нас получится.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Сегодня вы хорошо поработали. Личность Петра I и его преобразования всегда вызывали споры. Каждый из вас имеет право на собственную точку зрения. И она будет правильной. Дать однозначную оценку деятельности Петра I никак нельзя. Но, тем не менее, вы должны знать о тех преобразованиях, которые были проведены в России в первой четверти XVIII века. Конспект в виде таблицы, составленный вами в тетради, будет вашим домашним заданием.

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Опубликовано: 1019 дней назад (23 февраля 2014)
Просмотров: 3635
+2
Голосов: 2
Алёшина Марина Леонидовна # 23 февраля 2014 в 20:08 0
Урок интересен!Учащиеся в интересной форме самостоятельно проанализировали деятельность Петра I.Данную форму можно применить  и в других видах деятельности учащихся (почему бы и не в рукоделии )!!!Спасибо!!!+1
Светлана Евгеньевна Виноградова # 23 февраля 2014 в 20:17 0
Мне тоже понравился Ваш урок! Интересно, креативно, каждый учащийся может выражать свою точку зрения! Рассмотрение одного вопроса с различных точек зрения, причем точку зрения вырабатывают сами ученики, дает возможность оценить и разрешить поставленную проблему! Голосую!
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 14:27 0
Урок легко можно воспроизвести или просто взять за основу. Заслуживает премии
«Мастер». Желаю автору успехов!