Конкурсы для педагогов и детей

Лекция-дискуссия на тему «Фашизм и коммунизм: близнецы - братья?», «Вера. Нужна ли она современному человеку?»

Конспекты лекций - дискуссий для старшеклассников
Автор: Топчий Борис Александрович, педагог дополнительного образования, МОУДОД "Киришский Дворец детского юношеского творчества" город Кириши.
Лекция-дискуссия на тему «Фашизм и коммунизм: близнецы - братья?», «Вера. Нужна ли она современному человеку?»
Цель: Изучение и обсуждение проблем, поиски решения спорных вопросов через дискуссии.

Задачи:
• создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного развития старших школьников, их социальной адаптации в быстро меняющемся мире.
• социальная поддержка подростков и молодежи в личностном самоопределении.
• самоутверждение личности.
• формирование у подростков активной жизненной и гражданской позиции, жажды деятельности направленной на благо своей страны, ее развитие и процветание.
• формирование устойчивых нравственных принципов.

Материал будет полезен – классным руководителям, родителям детей старшей возрастной категории, педагогам.

В школьном учебно-воспитательном процессе данный материал можно использовать на классных часах, при проведении мероприятий близких по тематике. Родители могут использовать материал для бесед с детьми. Педагоги дополнительного воспитания смогут им воспользоваться в ходе направления – патриотической воспитание детей.

Материал рассчитан на возраст – 14-18 лет.

Правила спора. /Объявляются хранителем традиций перед дискуссией /

Не будь твердолобым. Помни, что в итоге спора должна возвыситься истина, а не монумент твоего тщеславия.
Спор – не драка. В драке рождаются избитые истины. Работай мозгами, а не языком.
Уважай оппонента. Соглашайся с ним, если он приводит убедительные аргументы, ведь у вас одна цель-поиск истины.

Вначале договориться о понятиях. «Договоритесь о понятиях, и вы избавите мир от половины заблуждений».

Как победить в публичном споре и не быть побежденным.
• Спор - это боевое искусство, им надо владеть в совершенстве, если хочешь победить, а не просто поупражняться в красноречии.
• Наедине лучше не спорить: убедить другого в чем - либо бесполезно. Исключение: в том случае, когда твой визави умный, интеллигентный человек и вы совместно исследуете путь к истине.
• Не доказав себе, не доказывай другому. Ложную позицию защищать трудно, да и не нужно.
• Подготовься к спору. Определи свои слабые места. Продумай ответы, на возможные аргументы противника.
• Хорошо изучи своего оппонента. Если есть возможность, понаблюдай: как он ведет спор, определи его слабые и сильные стороны.
• Спорь с холодным рассудком, не горячись. Побеждай логикой, а не горлом. При этом не будь пассивным: в одном случае нужен напор, в другом - ирония, в третьем - полезно сделать вид, что укол противника пришелся мимо.
• Определите критерии, которые будут признаны обеими сторонами за неопровержимые доказательства. Это позволит не отвлекаться от темы и четко идти к намеченной цели.
• Находи веские, неопровержимые доказательства, пользуйся общеизвестными фактами. Предвари аргумент словами: «Ну, это-то всем известно!» (кроме тебя)
• Используй насмешку и иронию - это выводит противника из равновесия, заставляет ошибаться, глупить. Юмор добавит тебе симпатию публики, ему - злости.
• «Пропустив удар», получив неопровержимый аргумент, с которым спорить невозможно, соглашайся. Соглашаясь с противником в частном, ты легче добьешься, победы в целом, потому что покажешь свою объективность, заслужишь доверие публики.
• В споре опирайся на опыт и знания публики, используй аналогии (исторические, литературные) - это сжатый файл, который раскроется в голове публики (можешь рассказать басню, анекдот, известный исторический случай) - это покажет твою эрудицию.
• Иногда полезно промолчать. Мимикой, жестом, качанием головы, улыбкой, можно возражать зачастую более красноречиво, чем словами (всем видом показывай - ну это- то вообще абсурд).
• Обнаружив слабый, невыгодный для оппонента аргумент, «прокол», на который у тебя есть сильное возражение, переспроси его с иронией: (правильно ли я тебя понял, что ты считаешь так-то и так-то) и, когда он утвердится в своей ошибке, которая уже станет очевидной для всех, приведи свой «убийственный» аргумент.
• Если противник хитрит, изворачивается, покажи публике анатомию его хитростей, чтобы она тоже это заметила. Используй насмешку.
• Если противник задергал тебя мелкими, абсурдными уколами, следует заявить: «Ну, на таком уровне мы с тобой спорить не будем».
1. Фашизм и коммунизм: близнецы - братья?
Основные черты фашизма и коммунизма. Определим понятия. Фашизм: «фаши ди комбатименто» (пучок, связка прутьев у ликторов в древнем Риме) - основное рабочее звено партии. Италия. Муссолини. Германия НСДАП «национал социалистише дойче арбайт партай» (национал социалистическая немецкая рабочая партия). Что в ней было рабочего?
Россия РСДРП Российская социал-демократическая рабочая партия.
Партийная ячейка – основное рабочее звено партии социалистов(коммунистов).
Как видим, в названии есть общие слова: /назовите/ (социалистическая, рабочая). А ведь название партии не случайно, оно определяет саму суть ее деятельности.
Можем ли мы, только на этом основании сказать: фашизм и коммунизм - это близнецы-братья? Что еще общего?
Тоталитаризм. Там - фюрер, здесь - вождь. Милитаризм - военизированное общество. Будь готов - всегда готов! Тут и там.
Разность крайностей. Фашизм это национализм, возведенный в ранг государственной идеологии и политики. «Дойчланд, юбер аллес!» (Германия превыше всего!)
Коммунизм это воинствующий интернационализм, забвение всего национального, своеобразного, во имя создания новой исторической общности - советского народа.
Воинствующий атеизм, разрушение Церкви, как института хранителя устоев национального образа жизни, национальной исторической памяти. (Мы должны подрубить головку русского национализма! /Ленин/ Как подрубали, мы теперь знаем. Красный террор, расказачивание, раскрестьянивание - война против собственного народа.
Фашизм. Вначале было слово. Слово пропаганды национального превосходства. Потом будут горы трупов - немцев, затем других - поляков, русских, евреев. Будут концлагеря. Будут звезды, вырезанные на спинах, мешки, набитые человеческими волосами, абажуры из человеческой кожи. Но в начале будет слово.
Курс на мировую революцию! (Память о братании в первую мировую сыграла злую шутку. Известны случаи, когда в первых приграничных боях наши политработники выставляли плакаты на немецком языке: «Немецкий рабочий, не стреляй в своего брата - русского рабочего!» Немцы хохотали над наивностью комиссаров. «Ком цу мир!» (Иди сюда!) Прошло какое-то время, правда, совсем короткое, прежде чем пришло осознание: фашисты это нелюди, двуногие звери с психологией людоедов. Эсэсовец – немец фотографировался на фоне повешенных, растерзанных и посылал своим родным в Дойчланд: полюбуйтесь на подвиги! («Обыкновенный фашизм» М.Рома) Русский это «унтерменш», недочеловек и для него не преступление наказать своего непокорного раба. Русский же, советский солдат, остался человеком даже после того, что он испытал на своей разоренной и измученной земле, после того, что он увидел в концлагерях.
В Трептов - парке, в центре Берлина, стоит скульптура. Советский солдат держит в одной руке меч, которым рассекает поверженную свастику, а на другой руке сидит немецкий мальчишка. Случай, в самом деле, имевший место в действительности.
Теперь скажите, что общего между фашизмом и коммунизмом.
Дискуссия Фашизм - ответная реакция на коммунизм?
Что роднит?
Государственный атеизм. Церковь подчинена для выполнения функции идеологического освящения преступлений: Маркс о морали: «Законы, мораль, религия - не более как предрассудки» /Коммунистический Манифест/ Долой вашу религию! А с ней и: «Долой вашу мораль!», «Долой вашу любовь!», «Гот мит унс!» (С нами бог!) написано на клинке эсэсовцев.
Крайняя нетерпимость к другому (образу мыслей, стилю жизни).
Вера. Нужна ли она современному человеку?
Тысячелетняя история России /и не только России прошла в вере/. Вера /языческая и христианская/исторически формировала нравственное и культурное лицо нашего народа. Насколько прочно и независимо даже от нашего сознания это «сидит» в нас, мы убеждаемся, если вдумаемся в смысл слов, которые мы часто употребляем: «спасибо» - это не что иное, как «спаси Бог». На казачьем юге и сейчас еще говорят: «спаси Христос». «Радуга» - дуга бога солнца «Ра» - это еще раннеязыческие, дохристианские отголоски древней веры. «Расея» - сеющая свет, указывает на мессианское предназначение нашего народа - православие, как понимали его наши предки. Не зная основ христианской, православной культуры, мы по настоящему не поймем философии произведений Пушкина и Достоевского, Толстого, не поймем смысла картин Брюллова и Бруни, Нестерова и Иванова.
«Братья Карамазовы» - видео фрагмент. /Если Бога нет, значит все можно?/
Что нас объединит? Советую посмотреть «Андрея Рублева» Тарковского/Сцену набега татар на Русь, которых привел брат-князь на брата и сцену в монастыре, когда голодные собаки дерутся из-за кости, а дурочка (Русь) отнимает ее у них. Стыдно. Татары смеются. Унижение, гибельное состояние Руси, безнадежность. Иго. Кажется, что выхода уже нет, нет единого народа, нет единой страны, нет ничего, есть пространство населенное… кем? И все же последние кадры фильма - надежда на возрождение. Юный отрок отливает колокол - символ веры, зовущий к единству Руси. Вера - вот то, что объединило Русь.
Герой Тарковского показал путь возрождения - это храм, церковь, вера.
Андрею Рублеву было 10-20 лет, когда произошла Куликовская битва. Роль Церкви в лице Сергия Радонежского, объединившего/духовно/Русь вокруг Москвы в XIV веке, невозможно переоценить. Так же как и в другой раз, в «смутное время» в 1612 году, когда само государство распалось и русские бились с русскими, а в самой Москве правили иностранцы, когда русский патриарх, впоследствии замученный голодом поляками до смерти, рассылал из заточения записки к русским людям с призывом: «Объединяйтесь!». Церковь - вектор приложения сил народных, в одном духовном направлении. И, напротив, Гитлер разрабатывая «План «Барбаросса», план духовного разложения и окончательного покорения русского народа, говорил: «пусть в каждой деревне будет свой Бог!»
Время атеизма. В годы революции и гражданской войны убивали священников, глумились над ними и верой, грабили и рушили храмы. Был взорван Храм Христа Спасителя, бывший символом единства русской нации, построенный на деньги народа, пожертвованием в память победы над Наполеоном.
На его месте вырыли яму, сделали бассейн. В советское время на плитах могилы русских богатырей, героев Куликовской битвы, монахов Пересвета и Осляби /помните картину Васнецова «Бой Пересвета с Челубеем»? / поставили громадный компрессор. Долбил так, что кости бедных монахов, наверное, переворачивались в гробу от такого отношения неблагодарных потомков. Церковь, это институт - хранитель памяти народной, его истории. На службах поминают великих мужей России, ее святых и мучеников. Церковь - хранитель нравственных ценностей. /Алексий II: речь о правах человека, либеральных ценностях и общечеловеческой морали. Разве иеговисты, баптисты, сайентологи и прочие сектанты, заинтересованы в сильной, нравственно и физически здоровой, процветающей России? Их центры за рубежом и память, и мораль - оттуда. /Голландия - столица наркоманов и педерастов./Их план - план Барбаросса. Церковь - опора сильным, утешение слабым. И пусть нынешние пастыри наши духовные не всегда праведны и не всегда умные, Церковь, как институт, пожалуй, то единственно надежное, что сможет объединить нас.
Можно верить и не верить, это дело личное, но уважать веру наших предков мы обязаны, если хотим остаться народом, а не просто населением.
«Если с нами Бог, то кто против нас?» спрашивал летописец. Никто нас не победит. С Богом мы непобедимы.

Реализация курса лекций - дискуссий способствует:
- стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
- развитию коммуникативных навыков подростков;
- созданию социокультурной среды общения;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- творческому использованию жизненного опыта подростка.

Выводы: В целом, способствует формированию позитивной альтернативы досуга подростков, пропаганде здорового образа жизни. Профилактике девиантного поведения.

Информационные источники:
Периодическая печать, публицистика, художественная и специальная литература
Фрагменты художественных и документальных фильмов
Видеозапись ток-шоу, теледебатов, публичных выступлений политиков, общественных деятелей.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по литературе для 11 класса по творчеству Булата Окуджавы Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов Лекции-дискуссии для педагогов, родителей и старшеклассников Развлекательная программа для старшеклассников. Сценарий

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Лекции-дискуссии для педагогов, родителей и старшеклассников
Опубликовано: 789 дней назад (5 октября 2014)
Просмотров: 787
+2
Голосов: 2
Варвара Георгиевна Золотухина # 13 июля 2016 в 21:33 0
Здравствуйте, Борис Алксандрович. Очень интересный материал. Спасибо за ваш труд. Я очень внимательно ознакомилась с ним. Многое из него станет полезным мне в работе. Ваши тезисы - клад для моей работы. В своей деятельности я очень часто сталкиваюсь с необходимостью учить своих ребят дискуссии, рассуждению и изложению своей точки зрения. Отдельно хочу отметить актуальность темы, ведь данные понятия ве чаще звучат в СМИ, обществе. А бедные подростки толком не могут разобраться в них. Они заблудились, внимая стереотипам и чужим мнениям. Спасибо за ваш материал.