Конкурсы для педагогов и детей

Проведение психолого-педагогических исследований

Проведение психолого - педагогического исследования несовершеннолетнего правонарушителя.
Педагог-психолог исходит из того, что у каждого несовершеннолетнего есть свой личностный смысл, есть личностная значимость, на которую и надо опираться в ходе проведения диагностических исследований. Индивидуально ориентированный подход основан на том, что каждая личность уникальна. Реализация индивидуально ориентированного подхода заключается в том, что педагог-психолог относится к подростку не только как к объекту диагностического исследования, но и, прежде всего, как к личности, активному субъекту деятельности. Основные требования индивидуально-ориентированного подхода: видеть подростка как целостную личность со своими интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками и т.д.

Диагностическое исследование подростков и их родителей включает диагностику:
- личностных особенностей и акцентуаций подростка;
- особенностей психоэмоционального состояния несовершеннолетнего;
- интеллектуального развития;
- стиля семейного воспитания.
Результаты диагностического исследования могут быть полезны для определения целесообразности использования мер, форм наказания и методов перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Эффективности диагностического процесса способствует выбор  апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (тестирование, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом предоставляемых материалов уголовного дела.
Предложенные методики психолого-педагогической диагностики хорошо теоретически и психометрически обоснованы. Они прошли проверку по таким критериям, доказывающим их качество и эффективность, как валидность и надежность.
Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности.

Минимум диагностических методик, используемый в работе педагога-психолога.

Исследование когнитивной сферы:
- Методика «Исключение предмета»;
- Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом;
- Методика «Парные картинки»;
- Методика «Аналогии» (простые и сложные);
- Методика «Выделение существенных признаков»;
- Методика «10 слов» Лурия.
Исследование личности и межличностных отношений:
- Методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн;
- Методика Р. Жиля;
- Методика М. Панфиловой;
- Тест незаконченных предложений;
- Опросник Баса-Дарки;
- Опросник САН;
- Тест школьной тревожности Филипса;
- Опросник ЕPI (Айзенка);
- Методика многофакторного исследования личности (Кеттел);
- Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук);
- Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО);
- Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду);
- Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн);
- Цветовой тест отношений (по А. М. Эткинд);
- Методика измерения уровня тревожности Тейлора.

Перечисленный диагностический инструментарий отвечает принципу комплексного подхода к изучению ребенка и обеспечивает всестороннее обследование особенностей развития основных составляющих психики – личности, интеллекта, деятельности.
Использование данного минимума методик психолого-педагогической диагностики позволяет получить качественные и количественные характеристики объекта исследования, которые находятся во взаимосвязи. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, обеспечивающих сочетание количественных и качественных показателей развития. Получение качественно-количественных характеристик  различных составляющих  психического развития способствует пониманию структуры познавательной деятельности  и ведущего фактора, лежащего в основе индивидуальных особенностей.
Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов.
На результаты обследования также оказывает влияние  личность педагога-психолога, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит  создание благожелательной атмосферы, установление контакта с подростком, снятие у него тревожности и неуверенности.
Тестовое обследование носит жестко унифицированный характер, что проявляется в стандартном предъявлении инструкции, времени выполнения задания, качестве стимульного материала и др.

Организация проведения психолого-педагогического обследования предусматривает:
- составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления);
- определение способов фиксации получаемых данных;
- определение методов анализа и обработки полученных результатов
В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.

Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении подростка, что отражается в результатах психолого-педагогического исследования (заключении).
Заключение должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму структуру и содержание. Заключение должно быть написано понятным языком, а научные термины должны быть разъяснены. Заключение должно состоять из трех частей:
• вводной,
• исследовательской и
• заключительной.
Во вводной части указываются время и место проведения исследования, сведения о педагоге-психологе, правовое основание проведения исследования (по запросу какого органа проводится). Здесь же указываются вопросы, поставленные перед специалистом (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).
В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, излагаются результаты.
В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.
Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным.
Ответы на поставленные вопросы и являются выводами психолога. Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической или другой экспертизы.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Психологический турнир для школьников. Конспект

Похожие статьи:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающее занятие для подростков
Опубликовано: 1023 дня назад (20 февраля 2014)
Просмотров: 4717
+5
Голосов: 5
Александр Семенович Жбанов # 20 февраля 2014 в 16:22 +2
Информация очень полезная! Спасибо!
Мария Владимировна Чеботова # 24 февраля 2014 в 17:59 +1
Диагностика всегда трудно. Даже мы работники ДОУ  испытываем трудности.
Недопекина Антонина Викторовна # 13 марта 2014 в 22:02 +1
Полезная информация для работы!Пригодится при составлении диагностики! Спасибо!