Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дисграфия, дислексия у младшего школьника

Буробина Нина Валерьевна, ОГБОУ «Михайловская школа-интернат», г.Михайлов, учитель начальных классов.
Назначение материала: статья имеет широкий информационный характер, будет полезна учителям младших школьников, родителям детей от 5 до 10 лет.
Дисграфия, дислексия у младших школьников
Понятие дисграфия подразумевает под собой частичное нарушение письменной речи. Различают следующие характерные явления:
• замена, перестановка букв в слове;
• зеркальное письмо (когда буквы пишутся «задом-наперёд);
• подмена схожих по написанию или звучанию букв:
• парные звонкие и глухие согласные (д-т, б-п, ж–ш и др.);
• лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю;
• свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ;
• сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ;
• аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С;
• заднеязычные согласные К, Г, Х;
• отсутствие границ предложений (нет знаков препинаний, не обозначены заглавные буквы);
• письмо слов без окончаний, без гласных букв и т. д.

Ошибки ребёнка-дисграфика отличаются от ошибок педагогически запущенного ребёнка, многие правила орфографии, изученные в школе (жи-ши, ча-ща, безударная гласная и другие) бывает, прописаны в работе верно. Но всё же, письму дисграфика присущ полный аграмматизм, нарушение согласования и управления слов в предложении. Характерны персеверации (магазим, вместо – магазин), антиципации (на девевьях, вместо – на деревьях).

У ребёнка с дисграфией наблюдается расстройство устной речи – дислексия, невозможность чётко пересказать текст, рассказать стихотворение. Но бывают исключения, некоторые дисграфики способны изумительно рассказать о событии, пересказать услышанный текст, однако с обучением письму и чтению у них проблемы. Специалисты утверждают, что учащийся, который за год обучения в 1 классе не смог по темпу чтения «перевалить через рубеж» 15 слов в минуту и написать простой диктант, явные дислексики и дисграфики.

Может ли ребёнок с нарушением речи, письма и чтения обучаться в обычной школе?
Да может. Но существует ряд основных условий. Перечислим их:
1. Сохранный интеллект, слух, зрение.
2. Хорошее внимание, восприятие, память.
3. Высокая моторика пальцев рук, явное определение ведущей руки, глаза, уха.
4. Доброжелательная атмосфера в семье.
5. Творческий педагог в школе.
Памятка учителю, работающему с ребёнком, имеющим речевые и письменные ошибки
Создание ситуации успеха. Ученику реально тяжело справляться с овладением чтения и письма. Необходим режим полного благоприятствования процессу обучения. Для этого можно исправлять ошибки в тетрадях чернилами синего цвета, по возможности вместе с учащимся, что снизит стрессовую нагрузку. Также используется написание карандашом, при этом учитель ставит пометки, а ученик самостоятельно стирает неправильное написание, заменяя правильным.

Категорически запрещено переписывание по нескольку раз домашнего задания или писать сначала в черновик, а потом – начисто. Чем больше ребёнок пишет, тем ниже уровень работы. Переутомления запрещены.

Большую работу желательно разделить на несколько частей и переписывать дробно по 10-15 минут с перерывами на физкультурную паузу или другой вид деятельности.

Отличный результат на начальном этапе обучения чтению даёт упражнение – «корректурная проба» (5 минут в день). Цель его проста, уяснить образ изучаемой буквы. Алгоритм работы: учащемуся даётся небольшой текст, в котором он должен зачеркнуть или обвести все «А», или какую-нибудь другую букву. Начинать нужно с гласной. Со временем задание нужно усложнить. Например: зачеркнуть букву «Б», обвести - «Ы».
Интересные сведения о дислексии
Проблемами нарушения письма и чтения страдают 10% населения земного шара. Причиной же является плохая связь между отделами мозга, отвечающими за слух и за речь.

Из заметки в известном научном журнале Science стало известно, что учёные Лёвенского католического университета (KU Leuven), в ряде целенаправленных исследований установили, что основой дислексии у человека является дефицит доступа к базе хранения фонематических представлений, находящихся в определённом участке головного мозга, а не искажённое восприятие фонем, как считалось раньше. То есть всему виной плохая проходимость импульсов между отделами мозга.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ
Коррекция чтения, письма у младших школьников с нарушениями речи | Прогулка в ДОУ. Виды
Опубликовано: 3044 дня назад (19 декабря 2015)
Просмотров: 2129
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!