Конкурсы для педагогов и детей

Коррекция чтения, письма у младших школьников с нарушениями речи

Коррекция чтения, письма
На момент принятия 1 класса в декабре 2012 года никто из обучающихся не мог прочесть слово, 80 % учащихся путали буквы, не узнавали их в слоге. Требовался метод, который помог бы качественно дифференцировать буквенный ряд, дать нагрузку читателя и помочь детям перейти от слога к слову. В интернет-сообществах учителей я часто подбираю необходимый для работы материал.
Содержание методики коррекции чтения, совершенствования техники чтения у младших школьников с нарушениями речи.
В современной литературе для обозначения нарушений чтения используется термин «дислексия» - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение – сложный психофизический процесс. Для него человеку недостаточно уметь видеть, слышать, говорить, нужно, чтобы мозг успевал идентифицировать, анализировать, синхронизировать большой объём информации в высоком темпе. Не каждому ребёнку в первом классе он под силу, особенно тяжело детям без дошкольного образования, с нарушениями фонетического слуха, речи. Что же делать педагогу? Выход один – заниматься, заниматься и ещё раз – заниматься. Однако перегрузки маленькому «первоклашке» абсолютно не нужны, при использовании эффективной методики обучения чтению достаточно ежедневно уделять каждому отстающему ребёнку 10-15 минут, и за три месяца он научиться уверенно читать по слогам.

У процесса чтения две составляющие – техническая и смысловая, обе чрезвычайно важны и связаны между собой. Техника учит соотносить зрительный образ слова с его произношением, смысловая соотносит звуковую форму со значением слова. Несформированная техническая сторона чтения у школьника заставляет его несколько раз перечитывать слово, чтобы вникнуть в его значение, потому что ребёнок сконцентрирован на самом прочтении слова, смысл его уходит на второй план. Настаивать на том, чтобы обучающийся понял смысл слова не стоит, постепенное совершенствование навыка чтения приведёт к возможности требования понимания прочитанного. На данном этапе нужна техническая отработка навыка чтения по слоговым таблицам.
Современные книжные магазины изобилуют предложениями разных авторов научить детей читать, однако я склонилась к опыту профессионального педагога, логопеда Инны Леонидовны Калининой, и, признаюсь, не прогадала. Опиралась в работе на предложенные ею упражнения в книге «Учим детей писать и читать». Работа со слоговыми таблицами со страниц 41-53 книги проходила таким образом: с каждым ребёнком я прочитывала ежедневно 1 лист слогов, причём читали то рядами, то столбиками. Автор гениально продумала всё: читая строками - меняются гласные, столбиками – чередуются согласные. Я перечитывала с каждым ребёнком одну и ту же таблицу до безупречного варианта. После идеального прочтения листа фамилия ребёнка торжественно вписывалась на следующий лист. Воспитатель после обеда также прочитывал с каждым ребёнком данное задание. В итоге, к апрелю в первом классе научились читать все 100% обучающихся, хотя 30% были рекомендованы на ПМПК, и сейчас обучаются в коррекционных школах. А ведь ситуация была катастрофической. Масса материала для внеурочной работы с детьми, для коррекции письма и чтения есть на сайте И. Л.Калининой. Мои ребята сейчас в третьем классе и для ежедневной парной работы на уроках чтения я взяла упражнения «Читаем словосочетания», где в четырех вариантах различных трудночитаемых шрифтов даны одни и те же слова. В понедельник ребята читают друг другу обычный текст, во вторник, четверг, пятницу эти же словосочетания в различных стилизованных шрифтах. Упражняюсь уже три месяца, административная проверка навыка чтения показала повышение качества чтения на 31%.
Рекомендации профессора М.М Безруких по работе с леворукими, медлительными детьми.
Моё внимание привлекли труды Марьяны Михайловны Безруких (российский учёный-физиолог, психолог, лауреат Премии Президента РФ в области образования), благодаря тому, что в них даны реальные практические рекомендации и задания, способствующие выходу из порой тупиковых ситуаций, когда требования и методы классических норм образования идут вразрез с личностными качествами ребёнка. Например, безотрывное письмо, которому учат все прописи современной России, совершенно пагубно для детей с низкой психомоторикой, речевыми нарушениями, с леворукостью. У меня в классе 80% таких детей, с различными патологиями, следовательно, обучение быстрому, безотрывному письму в классе недопустимо. У детей пишущих безотрывно должен быть яркий мысленный образ буквы, чего нет у основой массы учащихся 1-х классов школы-интерната. «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе» М. М. Безруких, выдержки, рекомендации для обучения письму леворуких детей:
• Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких детей.
• Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.
• Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу).
• Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото). Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.
В ситуации когда ребенок нервничает, волнуется, спешит, нарушения письма и чтения будут более выраженными.
Еще раз подчеркнем, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо «особых» проблем, свойственных только им.

«Трудности обучения письму и чтению медлительных детей»:
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким….
…Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.
Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно….
Использованная литература:
1. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2001.
2. М.М Безруких . Леворукий ребёнок в школе и дома. – Москва. «Вентана Граф», 2005.
3. М.М. Безруких . «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе» : лекции 5–8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ
Оценивание и ФГОС | Дисграфия, дислексия у младшего школьника
Опубликовано: 571 день назад (13 мая 2015)
Просмотров: 1880
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!