Конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированной НОД детей подготовительной группы. Камчатка и её коренные жители

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Камчатка и её коренные жители"
Автор: Буруян Татьяна Петровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №1», Камчатский край, г. Вилючинск
Описание материала:Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Камчатка и её коренные жители".
Данная методическая разработка направленна на обобщение знаний детей о национальной одежде народов Камчатки, пополнение знаний о Камчатском крае и его коренных малочисленных народов.
Методическая разработка занятия доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Камчатка и её коренные жители"
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки; закрепить у детей название народностей – коряки, ительмены, эвены, чукчи; названия национальной одежды; закреплять умения детей рисовать фигуру человека; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным традициям края.
Предварительная работа: чтение, беседы, просмотр книг, фотографий о Камчатке; рассматривание кухлянки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о Камчатке, рассуждать и давать необходимые пояснения; интересуется изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование: макет-ворон Кутх, картинки коренных народов Камчатки; шарфы для игры; макеты яранга и нарты с запряжёнными оленями; рога оленей для игры.
Содержание организованной деятельности детей
1.Вводное слово воспитателя.
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится.
В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров - Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Ребёнок. В стихотворении говорится о Камчатке.
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с удивительным уголком нашей страны - Камчаткой. Давным - давно о том, как появилась Камчатка, никто не знал. И поэтому о появлении Камчатки, люди придумывали сказки и легенды. Одну из легенд мы с вами читали. Расскажите её.
2. Рассказывание легенды о вороне Кутхе.
Дети по очереди рассказывают легенду о вороне Кутхе.Рисунок 1

Ребёнок. Летел однажды ворон над большой водой – над морем. Летел-летел и сильно устал. Отдохнуть негде – кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул глубоко и вытащил со дна огромный камень. Большую землю-камень вытянул он из воды, целую страну.
Ребёнок. И решил ворон остаться здесь навсегда. Надел лыжи и пошёл по земле этой. Там, где он проходил, образовались впадины, ущелья, долины, а по краям – горы. Тундру постелил, сплошь расшитую бисером из брусники, шикши, морошки. В каждую долину реку положил, в реки красных рыб напустил.
Ребёнок. Поселил в леса и горы зверушек разных: медведей, зайцев, лис, соболей. Потом решил отдохнуть, но скучно ему стало. Полетел он к большой воде и взял себе в жёны дочь белого кита – Митэ. Возвращался Кутх с молодой женой на землю и принял облик человека. Жена его превратилась в обыкновенную женщину. Стали они жить-поживать и детей растить». Так появилась Камчатка.
3.Игра «Ручейки и озёра». Рисунок 2.

Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Ручейки и озёра» Звучит спокойная музыка.
4. Беседа о Камчатке.
Воспитатель. Ребята, Камчатка интересный и загадочный край. О ней много интересного можно узнать. И я пригласила к нам в гости девочку, которую зовут Агай. Стук в дверь. А вот и она.
Входит девочка, по имени Агай. Подготовленный ребёнок.
Агай. Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы меня пригласили. Мне интересно, что вы знаете о Камчатке. Рисунок 3.

Воспитатель. Ребята, Агай приехала к вам с севера Камчатки. Сегодня мы Агай, посвящаем наш разговор – Камчатке. А знаете, ребята, что эта чудесная земля была открыта русскими казаками более 300 лет назад. И они увидели, что на Камчатской земле уже живут люди, которые назывались ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи, айны.
Воспитатель. Какие народы жили на Камчатке?
Дети. На Камчатке жили: ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи, айны.
Воспитатель. А кто для людей севера самый надежный и верный друг? И оденет и накормит и в трудную минуту спасет?
Ребёнок. Олень.
Воспитатель. В сказках древних камчадалы
В песнях новых поколений
Всюду, словом благодарным
Люди чествуют - оленя!
Воспитатель. Агай, а ты знаешь, какое самое основное занятие коренных жителей Камчатки?
Агай. Оленеводство.
Воспитатель. Правильно Агай. У коряков оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал карякам все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры — на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения.
Средством передвижения коряка-оленевода были олени. Сейчас я предлагаю встать парами. Один ребёнок – олень (надевает рога оленя), другой оленевод.
Воспитатель. Чтобы другом быть оленю,
Надо стать таким же ловким.
Потому играют дети,
Обучаются сноровке.
5. Игровое упражнение «Олени и оленевод» Рисунок 4.

Дети под музыку двигаются с упряжкой по группе.
Воспитатель. Коряки талантливый и трудолюбивый народ. Ребята, знаете ли вы, чем занимаются Коряки?
Дети. Мужчины охотятся, ловят рыбу.
Агай. А ещё они соревнуются на оленьих упряжках, ловят оленя в стаде, плели сети из крапивных ниток.
Воспитатель. Основным транспортом для коряков являются олени и собаки. Рассматривание картин.
- Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?
Ребёнок. Нарты.
Воспитатель. Нарты бывают: легковые, для катания; грузовые, для тяжестей; специальные для перевозки дров.
Воспитатель. А чем занимаются женщины – корячки? Как вы думаете?
Дети. Готовят еду, собирают ягоды, шьют одежду.
Воспитатель. Посмотрите на шубку Агай. Ребята, вы знаете, как называется шубка? Рисунок 5.

Дети. Кухлянка.
Агай. Правильно, а по-корякски – итэн. Дети повторяют.
Воспитатель. Кухлянку ребята шьют из шкур оленьих телят. Украшается бисером и замшей, камусом. Камус – это особо прочная и тёплая шкура на ногах северного оленя. Подол украшается орнаментом из тёмного и светлого меха.
Агай. А как называются мои сапоги? Рисунок 6.

Дети. Торбаса.
Агай. Правильно, а на корякском языке – плэку. Дети повторяют.
Воспитатель. Торбаса шьют из оленьего меха или замши. Украшают бисером или камусом.
Агай. А посмотрите на головной убор, он вам нравится? Как он называется?
Дети. Малахай.
Агай. Молодцы всё вы знаете, а на корякском языке звучит так – пэнкэн. Дети повторяют.
Воспитатель. Шьют малахай из камуса, а опушку из шкуры собак, песцов, волков.
Агай. Посмотрите на моё жилище. Рассматривание макета. А знаете, как называется жилище, где мы живем?
Дети. Юрта, яранга.
Воспитатель. Посмотрите на эту картинку как делали ярангу. Связанные жерди (палки) покрывали оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище, откидывая часть покрышки.
Агай. Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, играть на бубне и танцевать. Давайте девочки вместе со мной станцуем.
Воспитатель. Корякская пляска веселью сестра.
Мы могли б любоваться тобой до утра.
Под музыку дети повторяют движения за Агай. Рисунок 7.

Воспитатель. А сейчас Агай, послушай стихотворения, которые приготовили дети.
6. Чтение стихотворений.
Ребёнок. Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу –
Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу
Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна,
А еще здесь есть долина
Очень чудная она!
Ребёнок. Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
Ты, родина моя!
А признак твой - вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны
Любимые мои!
Ребёнок. Дали морские, сопки седые,
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
7. Лепка. «Корякская девочка».
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вылепить девочку в кухлянке, и подарить нашей гостье на память. Дети лепят девочку в национальной одежде. Рисунок 8,

8. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Сегодня мы побывали у северных народов нашего полуострова и еще раз убедились в том, что край наш Камчатский восхитителен, прекрасен, красив. Мы с вами живем в одном из красивейших мест нашего края, под чудным названием Вилючинск.
Агай. Спасибо вам, ребята за прекрасные работы. Очень мне понравилось у вас. Но мне пора домой возвращаться. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Рисование комнатных растений Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Мой город Ржев Работа с родителями в детском саду. Нравственно-патриотическое воспитание детей

Похожие статьи:

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Участник №23 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Развлечение по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы | Конспект НОД детей подготовительной группы. Открытие земли камчатской
Опубликовано: 692 дня назад (16 января 2015)
Просмотров: 2122
+4
Голосов: 4
Нина Александровна Цырульникова # 15 февраля 2015 в 15:03 0
Отличное нравственно-патриотическое воспитание! Дети еще больше узнали о своем родном крае, его традициях,народе. Все это вызывает гордость за свою малую Родину,за свою страну.Желаю Вам успехов в дальнейшей работе с детьми в этом направлении. Примите мой голос +.
Светлана Михайловна Усанькова # 21 февраля 2015 в 22:30 0
Татьяна Петровна! Мне очень понравился ваш конспект НОД. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с историей и культурными традициями своего народа, развивается интерес к культурному наследию. А это все в целом воспитывает любовь к малой Родине.
В ходе занятия на всех этапах совместной деятельности с детьми используется форма групповой работы, игровые методы и приемы, которые позволяют активизировать познавательную и исследовательскую деятельность детей. Присутствуют рефлексивные приемы деятельности (глубина размышлений, аргументированность выводов). Очень хорошо, что в занятие включена продуктивная деятельность (лепка корякской девочки). Желаю творческих успехов. Примите мой Голос!