Конкурсы для педагогов и детей

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Экологическое игра для старшей группы детского сада
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы. Экологическая игра – викторина «Природа нашего края»
Автор: Буруян Татьяна Петровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №1»
Описание материала: предлагаю вам разработку конспекта непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы Экологическая игра – викторина «Природа нашего края». Данная методическая разработка занятия на тему: Экологическая игра – викторина «Природа нашего края» в старшей группе направлена на закрепление знаний детей о растительном и животном мире родного края, любви и бережного отношения к нему. Методическая разработка занятия доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: Экологическая игра – викторина «Природа нашего края»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: обобщить знания детей о растительном и животном мире, развивать мышление и творческое воображение.
Задачи:
Обучающая: закреплять через разные виды деятельности знания детей о природе края, знания о нормах поведения в природе.
Развивающая: развивать познавательный интерес к миру природы, развивать наблюдательность, воображение, фантазию, творческое отношение к природе; развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе родного края, вызвать у детей чувство радости за собственные успехи и успехи конкурсантов.
Предварительная работа: беседы о птицах, животных края, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, загадывание загадок, разучивание стихотворений о природе края, приветствий к игре, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Материал и оборудование: музыкальный центр, запись голосов природы, доска с картинками птиц, 2 рабочие доски с нарисованными веточками, доска с картинками вулканов Камчатки, листики с магнитами, доска с картинками птиц, цифры для каждой команды от 1-8, корякская музыка для танца,
Ход мероприятия.
Дети под музыку входят в группу и проходят на места.
1.Вводное слово воспитателя. Рисунок 1.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится.
В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров - Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Ребёнок. В стихотворении говорится о Камчатке.
Воспитатель. Сегодня мы снова вспомним об удивительным уголке нашей страны – о Камчатке. И сегодня, здесь и сейчас, для вас, для самых любознательных детей, состоится игра-викторина «Знатоки природы родного края».
- Когда прилетаешь на Камчатку, кажется, что ты прилетел на другую планету. Необычная красота этих мест иногда действительно напоминает картины других планет. Если вы любите природу, то природа Камчатки покорит вас. Именно на этой земле природа Камчатки сохранилась в своём первозданном виде, она до сих пор не тронута хозяйственной деятельностью человека, на ней ещё и сейчас много мест, куда не ступала нога человека.
Воспитатель. Ну, что ж, мы отправляемся в веселое путешествие по природе родного края. В конце нашего маршрута определим, какая команда находчивее, дружнее, лучше других знает природу края.
- А сегодняшней гостьей на игре, будет коренная жительница Камчатки - Ивнэ, а вот и она. Входит корякская девушка. Рисунок 2.

Ивнэ. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы меня пригласили на игру. И, конечно мне тоже хочется поучаствовать в викторине.
Воспитатель. Ивнэ, ты много знаешь о Камчатке. Поэтому, я хочу предложить тебе быть мудрейшим жюри. За правильный ответ команда получит чудесный листочек на свою ветку. Победит та команда, на чьей ветке будет больше листочков.
Воспитатель. Ну, а нам дорогие участники, для того, чтобы узнать, кто лучший знаток природы края, необходимо разделится на две команды.
Ребята делятся на команды.
Воспитатель. Ну, что ж, представляю вам первую команду – «Юные лесники», капитан команды – Гена, вторая команда «Юные экологи», капитан команды Настя. Предлагаю представиться каждой команде и поприветствовать друг друга.
1-й командир Гена: Команда!
Дети первой команды: «Юные лесники»,
1-й командир: Наш девиз!
Дети первой команды: Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать!
2-й командир Настя: Команда!
Дети второй команды: Юные экологи!
2-й командир: Наш девиз!
Дети второй команды: Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранялось все на веки!
Воспитатель. Ну, что ж команды поприветствовали друг друга.
Начинаем игру. Первое задание - разминка «Добавь словечко». Рисунок 3.

Каждой команде я буду задавать вопросы, а вы должны дать быстрый ответ.
Слушайте вопросы команда «Юные экологи»
- У человека квартира, а у птицы…
Ребёнок. Гнездо.
- У людей ногти, а у птиц…
Ребёнок. Когти.
- Дом из кирпича, а гнездо из…
Ребёнок. Веточек.
- У человека руки, а у птиц…
Ребёнок. Крылья.
Воспитатель. А сейчас вопросы для команды «Юные лесники», будьте внимательны.
- У зверей шерсть, а у птиц…
Ребёнок. Перья.
- У человека нос, а у птиц…
Ребёнок. Клюв.
- У человека ребенок, а у птиц…
Ребёнок. Птенец.
- У человека ноги, а у птиц…
Ребёнок. Лапы.
Ивнэ. Молодцы, ребята. Я думаю, что обе команды справились с заданиями. И поэтому получают по листочку.
Воспитатель. Включается фонограмма звуков леса. А сейчас представьте, что вы пришли в лес, увидели красивую цветущую полянку. Как хорошо здесь, красиво, птицы поют. На полянке необычные цветы. Возьмите понравившийся цветок. Дети выбирают цветок. Рисунок 4,

Воспитатель. Обратите внимание, на обратной стороне картинка о правилах поведения в природе. Что вы можете сказать о своей картинке. Как вы поступите? Объясните.
Игра «Расскажи о правилах поведении в природе» Ребёнок каждой команды по очереди рассказывает о правилах поведения в природе.
Ребёнок. На моей картинке мальчик вырезает на стволе дерева ножом. Это делать нельзя, потому, что дерево живое и ему больно.Рисунок 5.

Ребёнок. Нельзя оставлять мусор в лесу, потому что природа загрязняется, а значит, может навредить животным и птицам.
Ребёнок. Нельзя шуметь в лесу, потому что шум может побеспокоить птиц, животных живущих в этом лесу и они покинут эти места.
Ребёнок. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, это погубит лес, а у животных и птиц не будет дома.
Ребёнок. Нельзя подходить к птичьим гнездам и прикасаться к ним. Нельзя ловить и уносить с собой птенцов. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, это погубит лес, а у животных и птиц не будет дома.
Ивнэ. Вы все ответили верно. Птицы - это санитары леса, они уничтожают вредных насекомых. А растения – это живые существа и причинять им боль нельзя, потому что они щедро делятся с человеком своими дарами. Но в то же время и растения, и животные, и птицы беззащитны и нуждаются в вашей помощи и бережном отношении.
Ивнэ. Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились, и каждая команда получила листочки.
Воспитатель. Ну, что ж Ивнэ, я думаю, что ребятам необходимо немного отдохнуть.
Воспитатель. Солнце жаркое печёт.
Вот они – проталинки!
Родился в поле ручеёк,
Бежит, струится маленький.
Игра «Ручеёк»
Воспитатель. Я предлагаю вам превратиться в маленький ручеёк, и немного поиграть.
Дети становятся парами, руками образуя « ворота», передвигаются по группе, проходя под «ворота». Рисунок 6.

Воспитатель. Ребята немного отдохнули. И я объявляю следующий конкурс «Загадки». Каждой команде загадывается по 4 загадки. За каждую отгаданную загадку, команда получает листок. Рисунок 7.

Воспитатель. Слушайте загадки команда «Юные лесники»
1.Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле.
Что хочешь на столе.
Дети. Белка.
2.Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
Дети. Зайчишка.
3.Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Дети. Медведь.
4.На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Дети. Волк.
Воспитатель. Загадки для команды «Юные экологи».
1.Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети. Лиса.
2. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.
3.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Дети. Заяц.
4.Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
Дети. Олень.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А каких диких животных живущих на Камчатке, вы ещё знаете? Отвечает команда «Юные лесники»
Дети. Соболь, снежный баран, дикий северный олень, черношапочный сурок росомаха, рысь, лось, камчатский соболь, сибирская ласка, восточносибирский горностай, северная речная выдра, восточносибирская рысь, лось, камчатский снежный баран, росомаха, суслики (евражки).
Воспитатель. Команда «Юные экологи», назовите морских животных обитающих на Камчатке.
Дети. Морские котики, каланы, тюлени, нерпы, касатки, морские львы и моржи.
Воспитатель. Камчатка — край родной, любимый,
Суровый, но неповторимый.
Манишь ты вдаль своим величьем,
Вулканов белых безразличьем.
Ивнэ. Предлагаю следующее задание. На доске вы видите вулканы. Вы должны вспомнить их названия. Команды по очереди будут называть вулканы Камчатской земли. Команда, которая назовёт вулкан последней, та команда выигрывает.
Воспитатель. Следующий конкурс называется «Птицы». Дети становятся у столов.
На доске картинки с птицами и каждая обозначена цифрой. Рисунок 8.

1.Ястреб, 2. Снегирь, 3. Дятел, 4 Голубь, 5.Кукушка, 6. Синица, 7. Сова, 8. Кречет.
Воспитатель. Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете. Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.
Воспитатель. Птица – почтальон, символ мира. Рисунок 9.

Ребёнок. 4 – голубь. В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.
Воспитатель. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи?
Ребёнок. 3 – дятел. Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.
Воспитатель. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком.
Ребёнок. 6 – синица. Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу, они прилетают к избам. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду много раз, принося множество разных насекомых.
Воспитатель. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов?
Ребёнок. 5 – кукушка. Кукушка за лето уничтожает очень много крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.
Воспитатель. Какая птица самая крупная из соколов и является редким гнездящимся видом Камчатки?
Ребёнок. 8 – кречет. Кречет — редкий гнездящийся вид Камчатки. Чаще эту птицу можно наблюдать во время весенних и осенних перекочевок. Кречет внесен в Красную книгу России.
Воспитатель. Какую птицу называют ночной кошкой?
Ребёнок. 7 – сову. Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. Сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.
Воспитатель. Какие птицы хищники?
Ребёнок. 1- ястреб, 7 – сова, 8 – кречет. Ястребы населяют различные типы камчатских лесов. Гнездятся на деревьях. Охотится ястреб из засады. Имея длинные лапы, ястреб может дотянуться и до птички, которая спряталась в кустах.
Воспитатель. Какая птица питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами?
Ребёнок. 2 – снегирь. Он питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.
Воспитатель. За каждый правильный ответ команда получает листок.
А сейчас я объявляю музыкальную паузу. Девочки станцуют танец вместе с нашей гостьей. Под корякскую музыку девочки танцуют.
Танец девочек. Рисунок 10,
11.

Ивнэ. Природа Камчатки великолепна своими величавыми вулканами. Любой вид растений и животных - явление неповторимое. А сейчас, я предлагаю проверить внимание, и знания команд в игре «Живая и неживая природа»
- На столе разложены картинки живой и неживой природы. Команда «Юные экологи должны по очереди принести картинки живой природы, а команда «Юные лесники» - картинки неживой природы. Команда, которая быстрее справится с заданием, получает листок. Дети по очереди бегут к столам и берут нужные картинки. Рисунок 12.

Воспитатель. Уникальна и красива природа нашего края. Никого она не оставляет равнодушным, а тем более людей творческих. Поэтому я предлагаю следующий конкурс посвятить поэзии о природе Камчатки.
Ребята из команд рассказывают стихотворения.
1.Ребёнок. Рисунок 13.

чтение наизусть стихотворение Н. Коровина «В краю глухих камчатских сопок…»
В краю глухих камчатских сопок
Где лишь медведь ревет в ночи,
Как старики, на склонах сопок,
Стоят, согнувшись, кедрачи.
2.Ребёнок. А рядом – белые березы
Стоят под ветром в полный рост.
В метель, в жестокие морозы
Вершиной достают до звезд!
3.Ребёнок. Вот так и в жизни – сильным, смелым
Любая нипочем беда.
Живут под стать березам белым,
И побеждает Красота!
4.Ребёнок. Читает наизусть стих. Л. Юдиной «Опустился вечер, затуманив взор…»
Опустился вечер, затуманив взор,
Дымкою на плечи седоватых гор.
Вышел на зарядку первый снегопад
И одел Камчатку в свадебный наряд...
5.Ребёнок. Дали морские, сопки седые,
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
6.Ребенок. Красот на свете много есть, не спорю,
У каждого в душе она своя,
Но нет красивей места, чем Камчатка
Мой край любимый, родина моя.
Ивнэ. Спасибо вам, ребята за прекрасные знания. Я вижу, что вы очень любите природу своего края и стараетесь много о ней узнать. Желаю вам удачи и дальнейших открытий в познании Камчатки.
Воспитатель. Ну, что ж, ребята, на этой прекрасной ноте, я предлагаю завершить нашу игру. А сейчас, давай Ивнэ посмотрим, какая команда сегодня победила. Подсчитываются листики. Награждение детей. Фотографируются все на память. Рисунок 14.

Источники:
http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-o-dikih-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 10 ноября по 23 января 2015 года
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду | Развлечение по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
Опубликовано: 728 дней назад (9 декабря 2014)
Просмотров: 2505
+5
Голосов: 5
Елена Викторовна Масалова # 9 декабря 2014 в 20:33 0
Татьяна Петровна! Порадовали своими знаниями и любовью к природе. Занятие получилось ярким и интересным. Умело сочетаются различные виды деятельности, удачное сочетание спокойных и подвижных занимательных дел позволяет детям ненавязчиво вспоминать и закреплять знания. Работа в этом направлении ведётся регулярно и планомерно. А какие костюмы у вас красивые. Удачи вам в работе.
Нафикова Ирина # 5 января 2015 в 20:27 0
Здравствуйте Татьяна Петровна! Какая огромная предварительная работа проделана вами! Очень содержательно и занимательно. Различные методические приемы позволили вам более глубоко раскрыть цель занятия. Такой уникальный материал необходимо наверно оформить как проект. Спасибо. Вам голос.
Светлана Михайловна Усанькова # 22 февраля 2015 в 22:00 0
Татьяна Петровна!Занятие методически очень продумано.В занятии используются различные приемы, ориентированные на продуктивную и активную деятельность ребят. Видно, что была проведена большая подготовительная работа. Данное занятие несет большой потенциал - это и знакомство с родным краем, и экологическое воспитание, и воспитание любви к малой Родине. Конечно, голос! Творческих успехов.