Конкурсы для педагогов и детей

Методы и приемы интеллектуально-творческой деятельности обучающихся

Методы и приемы интеллектуально-творческой деятельности обучающихся
Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДОД  «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: В данном материале обобщен педагогический опыт в организации культурно-досуговой деятельности  подростков,  использование современных методов и приемов, а также компетентностного подхода  в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» п. Уральский. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, работающих в социально-педагогическом направлении.

Складывающиеся в современном обществе социально-экономические и политические условия формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны.
В соответствии с «Минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» учреждения дополнительного образования, являясь «вариативной частью общего образования» (ФЗ «Об образовании»), гарантируют образовательный процесс на общечеловеческие ценности, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, направленности на творческую самореализацию в общественно и личностно значимой деятельности.
В обществе возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, ориентированных на создание условий для социализации личности ребенка. Задача социального становления личности ребенка, безусловно, значима для любого общества и государства. Для социального становления  большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Это повышает активность подростков, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга.
Организация досуга детей и подростков – традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижая вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Несмотря на то, что сегодня учреждения дополнительного образования детей испытывают довольно серьезную конкуренцию со стороны других видов внешкольной деятельности детей и подростков (Интернет-клубы, неформальные группировки и пр.), они должны наполнить свою деятельность содержательными, интересными, эмоционально насыщенными компонентами.
Это доказывает необходимость нового подхода к деятельности УДО, одним из направлений деятельности которого является  социально-педагогическая деятельность. Учитывая, что самая многочисленная аудитория этих учреждений – дети и подростки, необходимо использовать весь потенциал социально-педагогических усилий для плодотворного функционирования культурно-досуговой  и социально-значимой деятельности.
Я неслучайно выбрала индивидуальную тему «Методы и приемы интеллектуально-творческой деятельности обучающихся» для своей работы. Ведь главная цель   объединения «Поколение», руководителем которого я являюсь,  – помочь детям войти в гражданское общество, сформировать у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.  Средний возраст – период самоутверждения, проверки своих возможностей, активного самопознания. Школьники стремятся разнообразить свой досуг, но зачастую они просто не умеют или не знают, как это сделать, как организовать своё свободное время с целью развития в себе таких способностей, как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные. Я стараюсь помочь  в этом своим воспитанникам, используя методы и приемы интеллектуально-творческой деятельности, а также обобщить и структурировать свою работу по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность как активных организаторов и участников всех интеллектуально-познавательных мероприятий путём совместной деятельности взрослых и детей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:          
- организовать досуговую деятельность детей через интеллектуальное, творческое общение;
-  познакомить с нормами поведения, общения;
- развивать творческие способности;
- устанавливать доверительные отношения со взрослыми;
- содействовать формированию у обучающихся опыта самостоятельной познавательной деятельности;
- развивать любознательность как основу познавательной активности;
- формировать у детей навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;
- развивать такие качества личности, как настойчивость, самостоятельность, объективность, лидерские качества.
Развитие предметных компетенций:
- обучить подростков разработке и организации интеллектуально-познавательных игр, конкурсов, викторин;
- обучить умению анализировать свою деятельность;
- дать знания о классификации, типах и формах интеллектуальных игр;
- создать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей;
-научить правильно вести себя на сценической площадке в роли ведущего.
Развитие  ключевых  компетенций:
-приобщить к здоровому образу жизни;
- формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;
- развивать организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения;
- развивать творческие и познавательные способности и индивидуальные наклонности;
Таким образом, работая над этой темой, я вижу конкретный результат в выявлении лидеров, организаторов, интеллектуальных, творчески мыслящих граждан нашей страны и в их профессиональном самоопределении.
Как показывает опыт работы в дополнительном образовании, навыки решения социально-значимых проблем более эффективно подростки осваивают в ходе реальной деятельности, когда участвуют в различных социальных мероприятиях и проектах.   В «Центре детского творчества»  есть такие детские объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативности и общественной активности.

Одним из методов интеллектуально-творческой деятельности обучающихся является игровое взаимодействие. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии.
Одной из методик, эффективно использующихся в воспитании детей, является интеллектуально-познавательная игра. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению  багажа знаний. В игре развивается умение принимать решения, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. В играх воспитывается сознательная дисциплина. Подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. Игра помогает обучающимся не только усваивать различные знания, умения, развивать способности, но и накапливать жизненный опыт, позволяющий адаптироваться в социуме. С помощью игры дети активно расширяют представления об окружающем мире, овладевают правилами и нормами поведения. Игровые методики требуют от обучающихся выполнения заданий, самостоятельного анализа деятельности, умения работать в команде.  Игра отвечает таким педагогическим и общеметодологическим принципам, как системность индивидуального подхода, доступность, гуманизм, и в этом ее преимущество. Методика игры построена на принципах творческого решения задач, импровизации, опоры на источники.
Цель и функции игры. Главной целью игры является формирование навыков самостоятельного мышления и развитие творческих способностей личности, выработка личностных ценностных ориентиров. Функции: развивающая, обучающая, развлекательная. Игра способствует интеллектуальному, общепсихическому и нравственному развитию личности. В процессе игры от детей требуется проявлять активность, необходимость постоянно думать, рассуждать, искать решение. Это продиктовано построением игры, ее структурой и предполагаемыми вопросами.
Интеллектуально-познавательные игры, викторины, всякого рода игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени, т.к. игра создает ситуацию психологической раскованности, раскрепощает сознание, открывает перспективу живого общения, стимулирует интеллектуальный рост личности.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что игра пропитывает собой всю его деятельность. Игра – это естественная  и привычная для ребенка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ребенку, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.
Не секрет, что  в любом виде человеческой деятельности – в игре, труде или учебе – человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и постепенно развить решением задач, рассчитанных на применение первичных навыков смекалки и начальных логических действий. Для этого я использую в своей работе головоломки, шарады, ребусы, логические задачки. Всякое несложное игровое задание, рассчитанное на сообразительность, обычно содержит в себе забавную «изюминку», которую бывает приятно разгадать. Тогда, одновременно с развлечением, разум человека получает легкую и не требующую особенных усилий «подкачку на ходу», способствующую его развитию.
На начальном этапе обучения  я сама провожу с обучающиеся интеллектуально-познавательные игры (ИПИ), викторины, творческие задания на развитие мышления, памяти, внимания, сообразительности и т.д. На следующем этапе  -  обучаю методике проведения игры, даю знания о видах, классификации  игр и коллективно-творческих делах. На заключительном этапе  подростки сами проводят ИПИ с младшими школьниками, учатся писать социальные проекты, отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Еще одним методом развития интеллектуально-творческой деятельности обучающихся являются социально-образовательные проекты. Они направлены на создание единого воспитательного пространства на основе взаимодействия различных образовательных учреждений. Данные проекты ориентированы на развитие у детей и подростков мотивации к познанию, творческой деятельности, на собственное, социальное и культурное самоопределение, формирование активной жизненной позиции и реализации ее в общественно-значимой деятельности. При создании проекта мы используем следующие этапы работы:
- Выбор проблемы исследования. Тематика зависит от интересов детей. Приветствуется оригинальность идеи, ее выполнимость и польза. Задача педагога на этом этап – подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
- Отбор материала. Источники для отбора материала зависят от того, какая избрана тема. Актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения ребенка к работе  с самыми разными источниками: энциклопедиями, справочниками, детскими книгами, посвященными разным сферам жизни и деятельности человека и т.д.
- Выбор способов решения. Они зависят от выбранной темы. Задача педагога- помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Сделать выбор, оценив эффективность каждого способа: общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.
- Условия реализации проекта. Это время, затрачиваемое на воплощение проекта, необходимые материалы, стоимость всего проекта, его экологичность, обучение персонала.
- Результат. Педагогу необходимо помочь детям выбрать способ представления результатов. Это может быть отчетное выступление, буклет, стенгазета, рисунок и др.
- Защита проекта. Проводится публично. Именно в ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Еще один метод интеллектуально-творческой деятельности обучающихся – культурно-досуговые программы. Досуговые программы – определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков.  
Цели проектирования досуговых программ направлены на решение задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир соревнований, конкурсов, развлечений и праздников. Выделяется несколько типов досуговых программ:
• Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение непосредственно в ходе программы. («Ералаш»)
• Конкурсная игровая программа по заданной тематике, с предварительной подготовкой участников (КВН, Брейн-ринг)
• Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выставок с активным участием детей.(Новый год, Осенний бал, 8 марта и др.)
• Игра-спектакль для приглашенной аудитории. («Скоморошина», «Масленица»)
Результат: удовлетворение потребностей и интересов детей, развитие социальной грамотности, активности, самостоятельности ребенка; оздоровление ребенка через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжений, отдых; освоение ребенком социальных ролей.
Психологический тест – это один из приемов  интеллектуально-творческой деятельности обучающихся. Тесты я использую для выявления лидера в коллективе, творческого потенциала, интеллекта, логического мышления, характера и темперамента, коммуникативных способностей и др. Ребятам очень нравится проходить такие тесты и узнавать свои способности, самих себя.
Свою работу я строю по двум направлениям: «Интеллект и творчество» и «Лидер и организатор досуга».
Направление «Интеллект и творчество» предполагает такие значимые формы работы, которые стимулируют не только познавательный интерес ребенка, но и способствуют развитию у подростков коллективной мыслительной деятельности, стремления к поиску вариантов решения социально важных проблем, развивают познавательные процессы.
Направление «Интеллект и творчество» предполагает реализацию интеллектуально-познавательных программ, ценность которых определяется уровнем интереса к ним детей и подростков, их роли в развитии позитивного отношения к действительности, коррекции ценностных ориентиров личности. Содержание игровых программ должно быть значимым, потенциально богатым с педагогической позиции, прививающим нравственные идеи и ценности, а также иметь творческую направленность для развития мотивации к познанию и творчеству.
По направлению «Интеллект и творчество» используются такие виды работ, как:
• Организация досуга внутри объединения (Игровые программы «Поле чудес», «Хочу все знать», «Морской бой», «5 на 5» и др.)
• Занятия по программе интеллектуального развития (упражнения, тесты, викторины и пр.)
• Интеллектуально-познавательная игра «Умники» для детей младшего школьного возраста;
• Участие в выставках и конкурсах разного уровня.

Направление «Лидер и организатор досуга» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров. Задача выявления лидеров-организаторов и создание условий для развития лидерских качеств у подростков имеет большую социальную значимость.  Это направление предполагает создание таких условий, при которых подростки могут получить в процессе подготовки и проведения мероприятий коммуникативные навыки, навыки творческого общения, самообразования и т.д.
По направлению «Лидер и организатор досуга» используются следующие виды работы:
• Занятия в «Школе вожатского мастерства»;
• Совместная разработка культурно-досуговых программ, проектов, акций и их реализация с целью применения полученных знаний, умений  и навыков в общественно-значимой деятельности.
В этом учебном году обучающимися объединения «Поколение» были проведены досуговые программы «КВН юных пожарных»,  ««Осенний бал», «Новогодние приключения Маши и Вити или в поисках Снегурочки», «Ералаш», Конкурс веселых и находчивых «Скоро сказка сказывается».
Применять творческие задания можно на всех этапах изучения темы. Целесообразно также чередовать репродуктивные и творческие задания на этапе закрепления изученного материала. Проводить отдельные занятия по решению творческих задач, выполнять практические творческие работы.
С опытом творческой деятельности связана возможность формирования таких качеств личности, как: инициативность, уверенность, свобода мышления и суждений. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению другого, готовность посмотреть ситуацию глазами другого человека. В своей программе я использую такие методы и приемы, которые не только активизируют воображение детей, но и создают творческую обстановку, при которой происходит совместная работа педагога с обучающимися, возникает совместное переживание – действо, что создает эмоциональное отношение к изучаемому предмету. Реализуемая образовательная программа «Поколение-2000» направлена на раскрытие качеств личности ребенка, лежащих в основе творческого мышления. Для стимулирования творческой активности детей я использую различные методы и приемы, с помощью которых воспитанники приобщаются к творчеству в соответствии с возрастными особенностями и личностными возможностями детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.А.Ципляева «Модель организации досуга и творчества детей. 5-11 кл», - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Т.Н.Ковязина «Организация социально-значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования», - Волгоград: Учитель, 2010
3. Б.А.Буяльский «Искусство выразительного чтения». - М.,1995
4. С.А. Цабыбин «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников, викторин, интеллектуальных игр и  игр-путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров» - Волгоград: Учитель, 2007.
5. Н.А.Белибихина «Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий», - Волгоград: Учитель, 2009.
6. Е.А.Леванова «Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных», - М., 2003.

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Оформление детских рисунков своими руками Выведение цыплят курицей наседкой Преподавание математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Похожие статьи:

Волшебная Вальдорфская система воспитания и развития детей

Методика Глена Домана. Противоречия в методике Глена Домана

Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука

Плюсы и минусы методики Масару Ибука

Занятия по методике Макото Шичида. Флеш-карточки Макото Шичида

Сценарий выпускного вечера в начальной школе «Дружный улей»
Опубликовано: 1018 дней назад (26 февраля 2014)
Просмотров: 9297
+3
Голосов: 3
Юлия Владимировна Мещерякова # 16 мая 2014 в 18:15 0
Оксана Викторовна, ознакомилась с Вашей статьей. Думаю, что для многих педагогов дополнительного образования, работающих в социально-педагогическом направлении данная статья будет полезной. Материал последовательно и четко изложен.Успехов Вам! Мой голос +1