Конкурсы для педагогов и детей

Процессы интеграции в МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края.
Описание работы: В данном материале обобщен опыт по сотрудничеству Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» п. Уральский с образовательными и другими организациями поселка, а также о формах и методах сетевого взаимодействия. Статья может быть полезной для учителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования.

Интеграция образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Поэтому Центр детского творчества активно взаимодействует с образовательными учреждениями поселка: тремя детскими садами и школой. В начале учебного года между учреждениями заключается договор, в котором прописываются все условия все условия сотрудничества. Родителями заполняются анкеты-заявления на обучение их ребенка по той или иной модульной образовательной программе. Применяя личностно-ориентированный подход, мы даем возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных направлениях деятельности и объединениях, после чего остановить свой выбор на более понравившемся. По-нашему мнению, очень важно то, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию, так как одними из принципов обучения являются добровольность и доступность.
Вот некоторые программы взаимодействия дошкольного, начального, основного и дополнительного образования. Так, например, в детском саду «Светлячок» для детей 6-7лет уже несколько лет реализуется на практике модульная образовательная программа «Творческая студия» художественно-эстетического направления. Девочки подготовительной группы занимаются декоративно-прикладным творчеством: бисероплетением, работают с бумагой в технике «Квиллинг», делают сувениры из различных материалов.
В этом году в детском саду «Теремок» девочки и мальчики подготовительной группы проходят обучение по образовательной программе «Юный эколог» и детский театр моды «Фантом».
Для воспитанников детского сада «Березка» были предложены образовательные программы «Радуга» декоративно-прикладного творчества и «Мастерская Берендея» эколого-биологического направления. Различные виды деятельности на занятиях позволяют воспитывать усидчивость и работоспособность, развивать мелкую мускулатуру рук, прививать эстетический вкус.
Все детские работы принимают участие в выставках на базе детского сада и Центра детского творчества. Кроме этого дошкольники и их родители приглашаются на различные мероприятия, проводимые в Центре детского творчества: экскурсии, театрализованные представления, праздники.
Большое значение для воспитания мальчиков имеет реализация образовательной программы «Домашний умелец». Она решает задачу допрофессиональной ориентации ребенка, овладения навыком работы со столярными инструментами и деревянными изделиями. Далеко не во всех семьях есть папы, которые бы охотно занимались с сыновьями трудовой деятельностью, учили бы их строгать, забивать гвозди. Поэтому данная образовательная программа всегда актуальна и востребована. Ежегодно программу 1-ого года обучения проходят 50 мальчиков 6 лет, воспитанников всех детских садов поселка. Придя в 1 класс, они продолжают по ней заниматься, закрепляя полученные умения и навыки и получая новые знания. Изготовленные детьми поделки (игрушечная мебель, транспорт) принимают участие в выставках, ярмарках и потом дарятся родителям, бабушкам и дедушкам на какой-либо праздник.
Седьмой год реализуется образовательная программа «Поколение-2000» социально-педагогического направления. А начиналось все с объединения «Затейники» фольклорной направленности. Педагоги Центра совместно с воспитателями детского сада «Светлячок» вели работу по передаче детям культурного наследия, знакомству с традициями русского народа. В течение двух лет воспитанники детского сада участвовали в календарно-обрядовых праздниках «Рождество», «Масленица», «Пасха». И, перейдя в начальную школу, продолжили обучение по этой программе, узнавая о фольклоре народов Прикамья и мира.
Большой интерес к этому у детей возник на Краевом фестивале детских и подростковых коллективов образовательных учреждений Пермского края «Содружество». Там «Затейники» познакомились с ребятами других национальностей: татарами, башкирами, грузинами, коми-пермяками. Узнали их обычаи празднования Нового года и Рождества, попробовали национальные блюда, разучили народные игры, поучаствовали в мастер-классах.
Взаимодействие классного руководителя и педагога дополнительного образования прослеживалось в проведении совместных мероприятий: концертах, праздниках, конкурсах, классных собраниях. Ребята подросли, перешли в основную школу и, вместе с тем, в основной модуль программы. Его задача на этом этапе: интеллектуально-развивающая деятельность, внедрение здоровьесберегающих технологий, воспитание лидерских качеств, способностей активного, коммуникабельного организатора.
На базе средней школы педагоги работают по комплексной образовательной программе «Ровесник» военно-патриотической направленности, «Поколение – 2000» (объединение «Шаги к здоровью) и по краткосрочной программе «Счастье быть здоровым» для подростков 15-16 лет. В прошлом учебном году азы военно-прикладного искусства по 16часовой краткосрочной программе получили около 200 юношей и девушек 13-14 лет. Они получили навыки пулевой стрельбы, строевой подготовки, а также знания об истории Отечества, армейской службе и о туризме. Занятия проходили на базе Уральской средней школы и Центра развития спорта. Но мы в этот период столкнулись и с трудностями. Не все классные руководители были заинтересованы в сотрудничестве. Спортзал был очень часто занят, и педагогам приходилось практические занятия давать в рекреациях, что создавало неудобство другим учащимся и учителям. Теоретические занятия проходили каждый раз в разных кабинетах. Большое количество различных школьных мероприятий иногда ставило под угрозу срыва выполнения курса в полном объеме.
Совместное решение организационных вопросов и проблем облегчает дальнейшее сотрудничество учреждений общего и дополнительного образования, превращая их из конкурентов в настоящих партнеров в деле воспитания подрастающего поколения:
на этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования у детей познавательных и творческих способностей средствами игровых технологий и декоративно-прикладного творчества;
на этапе начального обучения – оказание помощи в освоении «Я Концепции» за счет включения в различные объединения в условиях творческих коллективов Центра;
на этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности, самореализации, расширение спектра значимых проблем в различных направлениях деятельности и приобретения опыта их решения.
Педагоги Центра стремятся охватить весь возрастной состав воспитанников. Для ребят 12-14 лет работает объединение «Шаги к здоровью». Его значимость заключается в том, чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни, пропагандировать его и вести работу по профилактике употребления психо-активных веществ, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
В рамках реализации проекта-победителя конкурса инновационных программ уличной социальной работы с несовершеннолетними педагоги Центра совместно с учителями школы и группой активных ребят побывали на Краевом семинаре по технологии создания добровольческих отрядов. После обучения в поселке провели акцию «Жить – это здорово!». Проводимые мероприятия направлены на то, чтобы общественность увидела позицию молодежи и подростков, их неравнодушие к проблемам здоровьесбережения. Работа по созданию добровольческого движения продолжается. Намечен план мероприятий, куда включены встречи со специалистами (социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом).
Несколько лет назад мы задумали одно общее дело: создать комплексную программу «Семь шагов против курения», участниками которой являлись бы все организации поселка: образовательные, культурные, спортивные. Началась работа по внедрению идеи программы, и в этом нам очень помогла главный редактор местного кабельного телевидения Е.Л. Ушкова. Она в буквальном смысле взбудоражила всех руководителей, и в итоге программа была реализована.
Процесс интеграции в Центре прослеживается также и во взаимодействии с родителями обучающихся. Не секрет, что не все родители интересуются и знают, какое объединение посещает их ребенок. Поэтому мы стараемся дать максимальную информацию о деятельности Центра через средства массовой информации, сайт Уральского городского поселения. Приглашаем родителей на публичные отчеты, «Дни открытых дверей», мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Тем самым родители получают представление о том, чему в Центре детского творчества обучаются их дети.
Интеграция не ограничивается пределами поселка. Центр активно сотрудничает с образовательными учреждениями района и края.
Таким образом, процессы интеграции и сетевого взаимодействия позволяют учреждению развиваться и совершенствоваться.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками | КВН на тему ЗОЖ, 4- 5 класс. Сценарий
Опубликовано: 640 дней назад (11 марта 2015)
Просмотров: 643
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!