Конкурсы для педагогов и детей

Конспект итоговой ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Конспект итоговой ННОД по познавательному проекту «Аптека наших бабушек» в подготовительной группе.


1. Цель: Формирование представлений детей о здоровом образе жизни, народной медицине.
2. Задачи:
Познавательное развитие:
- Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, «полезной» и «вредной» пищи, закрепить знания о пользе витаминов.
- Формировать экологические знания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с лекарственными растениями, ягодами, произрастающими на территории Томской области, их лечебными свойствами. Формировать умение различать ягоды, называть их.
- Активизировать желание искать пути разрешения проблемных ситуаций. Повышать самостоятельную активность детей.
Социально – коммуникативное развитие:
- Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Способствовать общению и сплочению разных поколений (бабушки и внуки). Вовлекать дошкольников в игровое общение со сверстниками.
- Способствовать сплочению детского коллектива, создавать в группе благоприятный микроклимат, положительный эмоциональный настрой.
- Развивать интерес к здоровому образу жизни. Развивать экологическую и эстетическую культуру. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Речевое развитие:
-Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, исполнительские навыки в презентации собственных работ (книжки-малышки). Развивать диалогическую форму речи и логическое мышление. Обогащать словарный запас детей названиями лекарственных растений, лесных ягод Томской области.
Художественно – эстетическое развитие:
- Развивать умение драматизации в процессе музыкальной игры. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках.
Физическое развитие: Развивать и обогащать двигательный опыт детей. Развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
3. Формы работы:
- практические (приветствие, беседа, сюрпризный момент, дидактическая игра, кроссворд, подвижная игра «Мы по лесу шли», изготовление ягодного морса);
- наглядные (слайды, сюжетные картинки «Лесные ягоды», книжки-малышки «Бабушкины рецепты»);
- словесные (загадки, описательный рассказ).
4. Методический инструментарий:
- книжки-малышки, картинки «Лесные ягоды», магнитная доска, ватман, маркеры, МP3 запись, слайды, экран, ноутбук, раскраски «Лесные ягоды», цветные карандаши и фломастеры, пазлы «Лесные ягоды», пластилин, стеки, доски для лепки, костюм Бабы-Яги, ягода - брусника, мед, вода, стаканы и чайные ложки по количеству детей.
5. Формы организации совместной деятельности:
Продуктивная: изготовление витаминного морса из брусники; лепка, рисование или составление пазлов на тему «Лесные ягоды Томской области» по выбору детей.
Двигательная: физминутка с элементами самомассажа «Неболейка», физминутка «По болоту мы пойдем».
Игровая: сюрпризный момент, работа в командах.
Музыкальная: игра «Мы по лесу шли», аудирование «Звуки леса».
Коммуникативная: приветствие, беседа «Что делать, чтобы быть здоровым?»
ВХЛ: отгадывание загадок, чтение стихов о лекарственных растениях.
Предварительная работа: ЧХЛ (загадки, стихи, сказки) о здоровом образе жизни, лекарственных растениях, изготовление книжек-малышек «Бабушкины рецепты», викторина «Где живут витамины?».
Словарная работа: расширение словарного запаса детей (иммунитет, рецепт, ингредиенты, профилактика, лесное богатство, проект, народная медицина и т.п.), названия ягод (клюква, брусника, черника, голубика, шиповник), стихи о целебных растениях.
Конечный результат: ребенок умеет выявлять проблему; активно участвует в ее обсуждении; умеет согласовывать действия с другими детьми; строит гипотезы; выявляет причинно-следственные связи; аргументировано доказывает свою точку зрения; знает основы здорового образа жизни и применяет их на практике; знает и называет ягоды родного края; имеет представление о том, какими способами народной медицины можно укреплять свое здоровье.
Ход работы:
1 этап: Психологический настрой.
Воспитатель:
-Ребята, давайте, с вами поделимся хорошим настроением друг с другом.
Игра «Приветствие»
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
2 этап: Расширение уже имеющихся знаний.
Воспитатель:
- Ребята, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом здоровья. А что такое ЗДОРОВЬЕ? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(ответы детей).
Дети: Очень важно, чтобы человек был здоров. В народе говорят «Здоровому человеку все здорово». Если человек здоров, то ему все нипочем, у него хорошее настроение, все в жизни ладится. Здоровый человек редко болеет.
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, нам нужно быть внимательными к своему здоровью, особенно сейчас, в холодную погоду.
Физминутка с элементами самомассажа «Неболейка»
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!
3 этап: Актуализация. Усвоение нового материала.
Воспитатель:
- Ребята! А что делать, если вдруг, мы все-таки заболели?
Дети:
- Вызвать врача, пойти в больницу, принять лекарство.
Воспитатель:
- Что такое лекарство? Для чего их принимать? Всегда ли помогают лекарства?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Где мы покупаем лекарства по рецепту врача?
Дети:
- В аптеке.
Воспитатель: - Ребята, а всегда ли были аптеки? Как люди лечились во времена, когда не было аптек?
(Ответы детей)
Воспитатель: - У кого мы можем узнать эти способы лечения, рецепты?
Дети: - У наших бабушек и прабабушек.
Воспитатель: - Давайте, послушаем, как и чем лечились ваши прабабушки и бабушки?
Презентация книжек-малышек «Рецепты моей бабушки».
(Дети рассказывают рецепты своих бабушек и показывают книжки-малышки, сделанные совместно с родителями и бабушками)



Воспитатель: - Сколько интересных и полезных рецептов для укрепления здоровья мы узнали от ваших бабушек!
(Под музыкальное сопровождение появляется Баба-Яга)
Баба-Яга: - Тааааак… А что это тут за заседание любителей бабушек? Я слышу, тут о бабушкиных рецептах говорят! А меня, почему не позвали? Я тоже много рецептов знаю!
Вот поганка, мухомор,
и полынь, и зверобой!
Завари себе настой –
будешь вечно молодой!
(Достает из корзинки)
Дети: - Нет, Баба Яга нам такой рецепт не подходит, ведь мухоморы и поганки – это ядовитые грибы!
Воспитатель: - Ребята, как Вам такие угощения? Какой должна быть еда?
Дети: - Если есть эти продукты - заболит живот. Пища может быть полезной и вредной. Чтобы быть здоровым, человек должен получать витамины с пищей.
Воспитатель: -Ребята, давайте расскажем Бабе-Яге, какие продукты полезные для организма?
Ответы детей.
Баба-Яга: - А вообще-то, в наших сибирских лесах витаминов видимо-невидимо! Отправляйтесь со мной, я Вам про ягоды нашей Томской области расскажу и рецептом целебным поделюсь!
Дети: - Мы согласны!
Баба-Яга: - Вот только, наш сибирский край - болотистый!
Воспитатель и дети: - А как пройти по болоту?
Баба-Яга: - Надо нам болото по этим кочкам перейти.
(на полу по группе расклеены рисунки кочек, разложены массажные коврики)
Физминутка
По болоту мы пойдем,
Много ягоды найдем,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Прыгаем по кочкам,
Только на носочках.
Не намокнуть, чтоб в воде,
Прыгай на одной ноге!
Мы по кочкам проскакали,
В лес сибирский мы попали!
(Дети рассаживаются на стульчики)
Презентация «Ягоды Томской области»
Баба-Яга: - Ох, ребятки, что за чудесный наш сибирский край, хоть и местность у нас болотистая, а богата на урожай! (слайд 1 - болото)
Воспитатель:
- А сколько полезных для здоровья ягод тут растет! Давайте с ними познакомимся!
Брусника (слайд)

Брусника является дикой лесной ягодой. Существует легенда, связанная с брусникой. Согласно этой легенде, добрая ласточка набрала в рот капельки живой воды, мечтая этой водой окропить всё человечество, чтобы подарить ему бессмертие. В момент, когда ласточка летела, её ужалила злая оса, не желавшая добра людям. Птичке стало больно, и она открыла рот, чтобы вскрикнуть от боли. Вода, конечно же, пролилась. Люди бессмертными не стали, но когда капли падали на землю с неба, они попали на кедр, ель, сосну и бруснику, благодаря чему эти растения стали вечнозелеными.
Это очень ценное лекарственное растение. Брусника содержит витамины А, С, Е. и микроэлементы.
Клюква (слайд)
Клюква растет на болоте. Клюква отличается освежающим и тонизирующим свойствами, улучшает работу желудка и кишечника. Напитки из клюквы обладают жаропонижающим действием и хорошо утоляют жажду, поэтому их рекомендуют применять при гриппе и высокой температуре. Варенье из клюквы и клюквенный сок особенно полезны в зимне-весенний период. Продукты клюквы являются прекрасным средством для повышения иммунитета, а также предотвращают появление авитаминозов.
Голубика (слайд)
Голубика - удивительная ягода, которая растет на болотистой местности. Ее используют в лечебных целях как общеукрепляющее, противовоспалительное, жаропонижающее средство. Из листьев готовят отвар, который помогает при болезнях сердца. Сок из этой ягоды успокаивает нервную систему, повышает тонус организма. Список полезных веществ в голубике – это уже основание для ее использования как продукта, сохраняющего молодость и красоту. Косметические концерны активно добавляют ее экстракт в кремы, сыворотки, лосьоны.
Черника (слайд)

Давно известно, что ягоды черники значительно улучшают зрение в сумерках, усиливают остроту зрения, обеспечивают увеличение поля зрения и уменьшают усталость глаз. Особенно полезна черника людям, которым по роду деятельности приходится напрягать зрение. Доказано, что черника ускоряет обновление сетчатки глаза, а так же улучшает кровообращение.
Во время Второй мировой войны советские летчики ели чернику и черничное варенье с целью улучшения зрения ночью и в сумерках. Черника входит в меню космонавтов.
Шиповник (слайд)

Шиповник- это кустарник с шипами. Весной, когда цветет шиповник кусты радуют нас нежно-розовыми цветками, а осенью ярко-красными плодами. Ягоды шиповника очень богаты витамином С, за что его и ценят. Шиповник помогает справиться с многими заболеваниями, простуда, сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того плоды шиповника укрепляют нашу иммунную систему. Есть масло шиповника, отвар, настой, которые применяют при различных заболеваниях.
Во время ВОВ шиповник широко использовали для лечения раненных солдат. Для заживления ран лепестки шиповника перегоняли с водой и пропитывали повязки, накладываемые на раны. Маслом из семян лечили ранения головы. Отваром плодов обмывали края раны, чтобы избежать заражения.
Воспитатель:
- Мы многое узнали о ягодах, которые растут в Томской области, о витаминах, которые в них содержатся, их пользе для здоровья человека.
Баба-Яга: - А теперь, давайте проверим, как вы внимательно слушали и что запомнили о ягодах? Тогда и рецептом целебным с вами поделюсь.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие ягоды здесь растут! (дети находят под стульчиками круглые медали красные и синие, одевают их). Давайте повторим, какие красные ягоды растут в нашем лесу? (клюква, брусника, шиповник). Какие - синие? (черника, голубика).
Ответы детей. Одевают медали.
Воспитатель:
- А сейчас давайте объединимся по командам. Первая команда – синие ягоды, вторая - красные. Ребята! Будьте внимательны: нужно найти картинки-ассоциации с ягодами вашего цвета и разместить их на магнитной доске.
Дидактическая игра «Ассоциации»
Дети в командах находят картинки-ассоциации, развешанные по группе. Объясняют свой выбор.
(Изображения на карточках "Глаза", "Космонавт"-черника, "цветок розы"- шиповник, "градусник с отметкой температуры 36,6" -клюква, "баночки крема"- голубика, "ласточка"-брусника).
Баба-Яга: - Ну, молодцы!
Ребята, ягоды вы знайте,
Край родной, Вы уважайте!
Вот рецепт Вам витаминный,
Чтоб быть здоровым, ловким, сильным!
Морс из ягоды Вы пейте,
Никогда Вы не болейте!
(Вручает конверт с рецептом)
Воспитатель и дети: Спасибо! Пора в детский сад возвращаться!
Музыкальная игра «Мы по лесу шли, ягоды нашли»(автор Ирина Конвенан)
4 этап: Практическая работа.
Воспитатель:
-Ребята, давайте посмотрим, что за рецепт дала нам Баба Яга?
(открывают конверт с заданиями)
- Для приготовления витаминного морса нам понадобится ягода из нашего сибирского леса, а какая, Вы узнаете, разместив слова в кроссворде. Из выделенных цветом букв вы узнаете ответ!
Кроссворд
(Дети решают кроссворд)


Дети: Нам нужна ягода – Брусника!
Воспитатель:
Отгадайте загадку и узнаете, что еще нам нужно:
Лечит грипп он и ангину,
Очень нужен медицине –
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают. (Мёд).
И, конечно, нам нужна кипяченая Вода!
(На столе приготовлены стаканчики, чайные ложки, вазочка с ягодой, баночка мёда и графин с водой)
Воспитатель: Ребята, чтобы приготовить морс, возьмите стаканчики и положите в них столько ложек ягоды, со сколькими мы с вами сегодня познакомились.
(Дети проговаривают названия ягод, считают их)
Дети: брусника, клюква, голубика, черника, шиповник - 5 ягод, значит 5 ложек ягоды нужно положить в стакан!
Воспитатель: Хорошо! А теперь добавьте столько ложек меда, сколько ягод с шипами.
Дети: С шипами одна ягода- шиповник, значит нужно добавить одну ложку меда!
Приготовление и дегустация морса из брусники.
5 этап. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получился отличный напиток для укрепления иммунитета!
- Обязательно ли идти в аптеку за лекарствами и витаминами для укрепления своего здоровья?
- Где мы с Вами сегодня побывали?
- Какие ягоды растут у нас в лесу, в Томской области?
- Чем они полезны для нашего здоровья?
- Какие ягоды Вы запомнили, пробовали, хотели бы попробовать?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- А сейчас предлагаю Вам нарисовать, вылепить или сложить пазлы тех ягод, которые мы изучили.
(На разных столах находятся: раскраски «Лесные ягоды», фломастеры, цветные карандаши; пластилин, доска для лепки, стеки; пазлы «Лесные ягоды». Дети выбирают занятие по собственному желанию).

Рекомендуем посмотреть:

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Сравнение кроликов и зайцев
Участник №47 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе. Покормите птиц зимой | Конкурс для девочек старшей-подготовительной группы к 8 марта в детском саду
Опубликовано: 348 дней назад (21 декабря 2015)
Просмотров: 1101
+6
Голосов: 6
Лариса Андреевна Князева # 21 декабря 2015 в 15:18 +1
Спасибо,Елена, за занятие,очень актуально в наше время.Вы умело осуществляет целевую установку и мотивацию для деятельности детей.Виды деятельности разнообразны.Выдерживается оптимальная соразмерность структурных элементов занятия.Введен сказочный персонаж.Большое количество наглядного материала.Молодец.Уfспехов.
Лариса Сергеевна Кривохижина # 21 декабря 2015 в 16:29 +1
Прекрасное занятие, очень содержательное и насыщенное и в тоже время данный материал легко усваивается детьми, так как разнообразны виды детской деятельности. Вы молодец и больших вам успехов.
Елена Бузилова # 21 декабря 2015 в 17:06 +2
Уважаемые коллеги! Большое спасибо за вашу оценку! В своей работе постоянно ищу что-то новое, стараюсь сделать занятия для своих детей подготовительной группы увлекательными, насыщенными, а познавательный процесс - эффективным, через проблемные ситуации, практические действия, опыты и т.п., чтобы дети сами "добывали" знания, делали выводы, обобщали информацию и максимально ее усваивали.
Любовь Петровна Питерская # 21 декабря 2015 в 18:01 +1
Елена, добрый вечер! С замечательным занятием Вы нас познакомили. Грамотно подобраны задачи, продумана структура, виды деятельности. Думаю детям было очень интересно. Спасибо за Ваш опыт! Голос!
Наталия Валентиновна Кузнецова # 21 декабря 2015 в 21:28 0
Здравствуйте Елена!Занятие замечательное, соответствует всем требованиям, задействованы разнообразные виды деятельности, но как быть с временными рамками. Вы уложились в 30 минут?
Галина Михайловна Овчинникова # 2 января 2016 в 15:38 0
Здравствуйте, вам голос, интересный конспект,
Людмила Григорьевна Дашенко. # 4 января 2016 в 14:05 0
Елена, спасибо за предоставленный материал! Данный материал можно использовать в работе с детьми и родителями в начальных классах. Работа очень содержательная, имеет практический характер, прививает интерес к природе, позволяет сплотить детей и взрослых. С удовольствием использую данный материал в своей работе. Спасибо!
Лариса Андреевна Князева # 5 января 2016 в 14:28 0
Спасибо,Елена, за занятие,очень актуально в наше время.Вы умело осуществляет целевую установку и мотивацию для деятельности детей.Виды деятельности разнообразны.Выдерживается оптимальная соразмерность структурных элементов занятия.Введен сказочный персонаж.Большое количество наглядного материала.Молодец.Уfспехов.
Елизавета Ивановна Ананьева # 6 января 2016 в 13:56 0
Конспект замечательный, действительно осуществимый. Хорошая задумка с бабушками, мне кажется даже бабушки будут довольны.Хороший сюрпризный момент. Я ваше занятие использую в виде развлечения, спасибо, даже не к чему придраться, умница от лица бабушки говорю.
Наталья Пекарская # 18 января 2016 в 20:15 0
Отличный конспект!Спасибо! Забрала в копилочку.
Елена Геннадьевна Ядыкина # 10 февраля 2016 в 07:57 0
Здравствуйте, Елена!Огромный привет от вашего земляка-Сибиряка! По истине богат наш край лекарственными растениями и ягодами!Структурные части итогового занятия выдержаны, присутствуют организационный момент, художественное слово, физминутка, игровые упражнения и дидактические игры. Видна огромная предварительная работа с детьми и их родителями в рамках проекта.Сколько новой полезной информации получили ваши воспитанники!Занятие проходило с высокой мотивацией. Накопленный вами обширный практический материал рекомендую педагогам ДОУ для использования в своей работе.Голос! Спасибо за конспект.
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 23:41 0
Елена! Изучив материал «Аптека наших бабушек» в подготовительной группе могу сказать, что Ваша работа заслуживает всяких похвал. Занятие выстроена поэтапно, последовательно и взаимосвязана между собой. Каждый этап подготавливает детей к последующему заданию( приветствие, физ разминка,презентация книжек - малышек,игровые упражнения и дидактические игры). Присутствие сказочного персонажа Бабы -Яги. Прослеживается использование наглядных и словесных методов. Достойная работа! Вы вместе с детьми достигли желаемого результата. Обязательно возьму на заметку в педагогическую копилку. Спасибо за труд. Голос +1.
Елена Бузилова # 11 февраля 2016 в 06:35 0
Дорогие коллеги! Спасибо огромное за Вашу экспертную оценку! Мне, как молодому педагогу, особенно приятно Ваше положительное авторитетное мнение.