Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе. Покормите птиц зимой

Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе "Покормите птиц зимой".
Данный конспект разработан для дошкольников старшей группы, НОД проводилась как итоговая по лексической теме "Зимующие птицы". Конспект будет полезен воспитателям и родителям.
1. Цель: развитие познавательного интереса, речи и коммуникативных отношений детей через проблемное обучение.
2. Задачи:
Познавательное развитие:
- Активизировать желание искать пути разрешения проблемных ситуаций. Повышать самостоятельную активность детей. Систематизировать знания о птицах нашего края.
Социально – коммуникативное развитие:
- обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Создавать положительный эмоциональный настрой. Вовлекать дошкольников в игровое общение со сверстниками, достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Способствовать сплочению детского коллектива. Устанавливать межличностные контакты; создавать в группе благоприятный микроклимат. Воспитывать в детях бережное отношение к зимующим птицам, вызывать желание детей заботиться и оберегать зимующих птиц.
Речевое развитие:
-совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации. Развивать диалогическую форму речи и логическое мышление.
Художественно – эстетическое:
- развивать умение инсценировки и драматизации в процессе музыкальных игр.
Физическое развитие:
- развивать и обогащать двигательный опыт детей. Развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
3.Формы работы:
- практические (приветствие, беседа, сюрпризный момент, дидактическая игра, отгадывание загадок, подвижная игра «Птички-невелички», аудирование «Угадай птицу по голосу», музыкальная хороводная игра «Летел воробей», изготовление угощения для птичек);
- наглядные (маски птиц, стенгазета «Кормушка во дворе - быть доброй зиме», картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, геометрические фигуры, графические модели «Птицы», коробка с кормом для птиц);
- словесные (загадки, описательный рассказ).
4.Методический инструментарий:
- маски зимующих птичек, книжки малышки про зимующих птиц, кормушка, фигурки птичек из ниток, картинки с изображением зимующих птиц, коробка для посылки, корм для птиц (семечки подсолнечника, семечки тыквенные, пшено, зерно, злаки, сушеная рябина, несоленое сало), соленое сало, чипсы, черный хлеб, МP3 запись голосов птиц, музыкальные инструменты (бубен, трещетки, дудочки).

5.Формы организации совместной деятельности:
продуктивная: изготовление угощения для птиц из семечек и злаков;
двигательная: подвижная игра «Птички-невелички»;
игровая: сюрпризный момент; инсценировка «Разговор у кормушки».
музыкальная: народная хороводная игра «Летел, летел воробей», аудирование «Узнай птицу по голосу»;
коммуникативная: приветствие, логическое упражнение «Какое слово потерялось», Упражнение по словообразованию с приставкой «Составь слово» , речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?» (по Н.Ф. Виноградовой) , беседа «Моя кормушка»,
познавательная: беседа «Чем можно подкармливать птиц?», дидактическая игра «Найди зимующую птицу», игра «Что лишнее», работа с графическими моделями «Птицы».
ВХЛ: отгадывание загадок, чтение стихов о зимующих птицах.

Предварительная работа: ЧХЛ (загадки, стихи, сказки) о зимующих птицах, изготовление масок зимующих птиц, стен-газеты «Кормушка во дворе - быть доброй зиме», кормушек для птиц, викторина «В гостях у зимующих птиц», экскурсия в парк (развешивание кормушек, раздача листовок «Чем кормить птиц зимой»).

Конечный результат: ребенок умеет выявлять проблему; активно участвует в ее обсуждении; умеет согласовывать действия с другими детьми; строит гипотезы; выявляет причинно-следственные связи; аргументировано доказывает свою точку зрения; знает и называет зимующих птиц родного края и продукты, которыми можно подкармливать птиц зимой.

Словарная работа: названия зимующих птиц (тетерев, глухарь, сойка, поползень, клест-еловик, свиристель и др.), стихи и загадки о зимующих птицах, расширение словарного запаса детей (птицы сидят нахохлившись, морозные кроны деревьев, рецепт, ингредиенты, соразмерность, мерка, проект и т.п.)
Ход НОД:
1 этап: Психологический настрой.
Воспитатель:-Ребята, давайте, с вами поделимся хорошим настроением друг с другом.
Игра «Приветствие» ( Дети здороваются разными частями тела).
2 этап: Расширение уже имеющихся знаний. Усвоение нового материала.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, нам сегодня в детский сад доставили посылку. Как вы думаете от кого она?
Дети:
Осматривают посылку, обнаруживают изображение незнайки.
- От Незнайки
Воспитатель:
-Давайте посмотрим, что в коробке. Чем ее будем открывать?
Дети:
-Возьмем ножницы.
Воспитатель:
-Кто нам напомнит правила безопасного обращения с ножницами?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Хорошо! Что же в этой посылке?
Дети достают из посылки: семечки подсолнечника, тыквы, сушеная рябина, боярышник, соло свежее и соленое, белый и черный хлеб, чипсы, пшено, просо, овес, рис, шоколад, кириешки, записка.

Воспитатель:
-Ребята, здесь еще записка: «Здравствуйте дорогие ребята! Мы, жители Солнечного города, узнали о ваших добрых делах – о проекте «Кормушка во дворе- быть доброй зиме», и тоже решили в нем поучаствовать! Я собрал корм, чтобы вы могли подкармливать птиц на территории вашего детского сада, а Знайка высылает вам рецепт угощения для птиц. Ваш друг, Незнайка».
3 этап: Актуализация.
Воспитатель: - Ребята, давайте пойдем на прогулку и разложим корм в кормушки! Весь корм возьмем?
Дети:
- Нет. Не весь корм полезен для птиц.
Воспитатель: Интересно? Как же можно узнать, какой корм можно давать птицам, а какой нет?
Дети:
- Можно посмотреть в нашей стен-газете, прочитать в энциклопедии, в интернете и т.д.
Воспитатель: - Хорошо. Давайте так и поступим, а затем выберем корм для птиц.
Воспитатель и дети подходят стен-газете, альбому «Зимующие птицы», проверяют свои предположения какой корм полезен и безопасен для птиц. Выбирают полезные продукты для подкормки зимующих птиц. Дети объясняют почему выбирают тот или иной продукт (семечки очень жирные и питательные- помогут насытиться птицам, особенно в сильный мороз), и почему откладывают в сторону другие продукты (чипсы и сухарики- острые, соленые, жареные – вызывают у птиц понос, птица может погибнуть; в хлебе мало полезных веществ, он разбухает в зобу у птицы, что также может привести к гибели птиц).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас два одинаковых на вид куска сала. Мы будем кормить птиц салом?
Дети: - Сало едят синички (находят подтверждение этой информации в альбоме «Зимующие птицы). Но птицам можно давать только несоленое сало.
Воспитатель: - Почему можно кормить птичек только несоленым салом? Как определить где какое сало?
Предположения детей: от соленого сала птицам захочется пить, но зимой нет воды, птицы могут погибнуть! Дети рассматривают сало, обнаруживают крупинки соли, перца, чеснока на одном из кусочков. Откладывают его в сторону.
Воспитатель: - Наверно, Незнайка мало знает о повадках и образе жизни птиц. Вы, ребята, молодцы, выбрали только полезный корм для птичек! А каких птиц мы будем подкармливать зимой, как их называют?
Дети: - Зимующие птицы.
Воспитатель: - Давайте найдем этих птиц!
Дидактическая игра «Найди зимующую птицу». (Дети ищут в группе среди расклеенных заранее картинок с изображениями птиц только зимующих).
Воспитатель: - Молодцы, теперь мы точно знаем каких птичек можно встретить у кормушки зимой. А скажите, чем птицы отличаются от животных, людей?
Логическое упражнение «Какое слово потерялось».
- У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто …(перьями)
- Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)
- У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)
- У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец) --У человека две руки и две ноги, а у птицы …
Воспитатель: - А теперь, давайте превратимся в птичек, поиграем-полетаем.
Подвижная игра «Птички-невелички».
Дети выбирают и надевают маски зимующих птиц, танцуют и поют.
Воспитатель: - Разлетаемся в свои гнездышки (дети рассаживаются на стульчики перед экраном). К нам прилетела гостья, вы ее узнали? (плакат или слайд)
Дети: - Это синичка!
Воспитатель: - Понаблюдаем за синичкой и расскажем о её действиях. К слову «летает» мы будем приставлять частички-приставки (на экране рядом со словом летает расположены приставки) и посмотрим, какие новые слова у нас получатся.
Упражнение по словообразованию с приставкой «Составь слово»
Синичка по небу (летает).
Над елками (пролетает).
К кормушке (подлетает).
Вокруг дерева (облетает).
Вниз на снег (слетает).
На скамейку (перелетает).
Далеко (улетает).
А потом обратно (прилетает).
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, у нас к кормушки гости слетелись. (Дети проходят к кормушке, рассматривают фигурки птиц из шерстяных ниток: воробей, синицы, снегири, выбирают себе птичек). Давайте представим, о чем могут щебетать эти пташки?
Дети: Импровизационная инсценировка «Разговор у кормушки».
Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?» (по Н.Ф. Виноградовой)
- Ребята, в понедельник в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.
- Во вторник прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом. Догадался, кто?
- В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины.
- В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белый, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто побывал в птичьей в понедельник столовой? В какой день недели прилетали снегири? Ответы детей.
Воспитатель: -Хорошо! Птички летают повсюду, многое видят. Хотите узнать, где летал и что видел воробей?
Народная хороводная игра «Летел, летел воробей» (Дети выбирают музыкальные инструменты (бубен, трещотки, дудочки), воспитатель исполняет песню, дети играют на инструментах, выполняют танцевальные движения под музыку).
Воспитатель: - Молодцы ребята! Пока мы с воробушком летали, к нам еще гости пожаловали, только они от нас спрятались за заснеженными ветками, только лапки видно (изображение на ватмане), как нам узнать, сколько птиц прилетело?
Дети: - Посчитать сколько лапок.
Воспитатель: - Интересно?
Дети:
- У птицы две лапки, значит на ветке сидит пять птиц. Давайте из геометрических фигур соберем птичек (аппликация)
Воспитатель: - Отлично! Вот сколько гостей к нам слетелось, и все ждут угощения!
4 этап: Практическая работа.
Воспитатель: - Ребята, а где мы будем кормить птичек?
Дети: Мы будем насыпать корм в кормушки! (Рассказывают, какие кормушки, из какого материала сделали совместно с родителями).
Воспитатель: Понаблюдав, мы заметили, что в кормушках корм сдувается ветром, заносится снегом. Что делать?
Дети: Предлагаю различные варианты кормушек: кормушка из бутылки и ложки, в которой корм насыпается сам, по мере съедания птицами; кормушки с маленькими окошечками, корм на веревочках, «шашлычки» из хлеба и сала для птиц и т.д.
Воспитатель: - Интересные варианты! Давайте посмотрим, а какой рецепт угощения для птиц нам прислал Знайка? (иллюстрация) Что нам понадобится для его приготовления?
Дети: - Пшено, семечки тыквенные и подсолнечника. (Дети подходят к столу, выбирают нужные ингредиенты).
Воспитатель: - Ребята, у нас есть миска, в которой мы будем делать смесь из семечек и пшена. В рецепте у Знайки указано, что для приготовления этой смеси надо, чтобы тыквенных семечек и пшена было одинаковое количество, а семечек подсолнечника в два раза больше! Как нам приготовить смесь правильно?
Дети: - Надо взять весы.
Воспитатель: - Любопытно! В группе есть весы?
Дети: - Нет. Есть дома.
Воспитатель: - Что же делать? Ведь птички слетелись и уже сейчас ждут нашего угощения?
Дети: - Померить руками. (Начинают отсчитывать по зернышку).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, разве семечко подсолнечника, тыквы и крупинки пшена соразмерны друг другу? (Дети прикладывают семечки и крупинки друг к другу, понимают их несоразмерность).
Дети: - Нужно взять ложку.
(Воспитатель предлагает найти ложку в группе. Дети идут в игровой уголок для девочек, приносят ложечку из набора посудки для кукол).
Воспитатель: - Напомню рецепт Знайки: тыквенных семечек и пшена было одинаковое количество, а семечек подсолнечника в два раза больше. Сколько ложек пшена и тыквенных семечек мы положим в миску? А семечек подсолнечника?
Дети: - Пшена и тыквенных семечек мы положим по одной ложке, а семечек подсолнечника – две.
(Дети пытаются зачерпнуть ложечкой семечки, которые рассыпаются. Делают вывод, что нужна ложка побольше. Снова идут в уголок для девочек, приносят кружечки, сковородку, кастрюльку. Начинают применять разные мерки).
Воспитатель: - Хорошо! Как называется то, с помощью чего мы измеряем?
Дети: Мерка.
Воспитатель: - Чем вам удобнее измерять семечки и пшено, чем менее удобно? Чем еще в группе можно измерить?
Ответы и рассуждения детей.
(Обращают внимание на уголок экспериментирования - мерные стаканчики и т.п., можно измерить ладошкой - горстью).
Воспитатель: - Смесь готова, давайте разложим ее по формочкам, вставим веревочки и зальем растворенным заранее в воде желатином. (Пока дети раскладывают по формочкам смесь, воспитатель предлагает аудиозапись «Голоса птиц». Дети узнают знакомые голоса птиц).
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получилось отличное угощение для птиц. Можно отправляться на прогулку с подносом с формочками, через некоторое время смесь застынет и мы развесим на веточки деревьев наше угощение для птиц!

Рекомендуем посмотреть:

Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото Видеоролик по экологическому воспитанию в начальном звене Конспект НОД для детей средней группы на тему: Осень Экологическая сказка для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Викторины для старшеклассников. Тема: Экология

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе | Конспект итоговой ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 634 дня назад (15 марта 2015)
Просмотров: 2480
+4
Голосов: 4
Вера Воронина # 15 марта 2015 в 08:45 +1
Спасибо за отличный конспект. Я обязательно возьму его в свою педкопилку. Можно использовать в качестве открытого занятия , т. к. используются все виды детской деятельности.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 15 марта 2015 в 10:15 +1
Здравствуйте, Елена. Ознакомилась с конспектом Вашей НОД "Покормите птиц зимой". И в основном осталась довольна. Понравились мне некоторые этапы данной работы и присутствующая в них проблематика. Впечатлил третий этап, в котором детям предложили выбрать корм подходящий для птиц. Понравилось, что Вы постоянно уточняете у детей к каким источникам можно обратиться, чтобы подтвердить свои знания. Интересна практическая деятельность, где перед детьми стоят сразу же несколько задач: Что можно сделать, чтобы корм в кормушках не разлетался от ветра? Как не имея весов отмерить нужное количество семян? Ваше занятие получилось интересным, познавательным, с итоговой продуктивной деятельностью в виде таких замечательных кормушек.
Есть моменты которые мне не совсем понятны. Какой новый материал Вы усваивали с детьми на втором этапе НОД? И ещё мне показалось, что занятие немного перенасыщено, даже для итоговой работы. В таком объёме оно не может уложиться в допущенные временные рамки.
Сама идея такого мероприятия очень интересна и актуальна. Понравившиеся моменты я обязательно возьму в свою копилочку! И с удовольствием голосую! Спасибо за материал.
Антоновна Ольга Сергеевна # 15 марта 2015 в 11:10 +1
Актуальное занятие для моей подготовительной группы, интересные задания по ФЭМП по определению птичек на ветке и выбора марки для приготовления угощения для птиц.Думаю, моим детям это будет интересно, тем более,что мы ведерэкологический проект по зимующим птицам.Спасибо за материал.Голосую!