Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»

Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
В случае перенесенного сексуального насилия поддержка ребенка со стороны родителя является важным условием эффективного психотерапевтического процесса. Психолог должен найти способы для того, чтобы родитель смог справиться с собственным эмоциональным дистрессом и, насколько возможно, обеспечить ребенку психологическую поддержку. Техника рисования на майке или ночной рубашке может быть одним из средств установления и развития взаимоотношений между родителем и ребенком, а также усвоения последним копинговых приемов, необходимых для успешного преодоления психической травмы.
Некоторыми следствиями перенесенного ребенком сексуального насилия могут быть генерализованные реакции тревоги и страха, нарушения сна (бессонница, ночные страхи и энурез), ощущение «поврежденности» или измененности собственного тела, попытки самоповреждения и соматические нарушения. Техника совместного рисования ребенком и родителем на спортивной майке или ночной рубашке является психологически безопасной методикой, основывающейся на проявлении творческого начала. В процессе создания ребенком какого-либо изображения открыто обсуждаются переживаемые им проблемы и страхи. Параллельно с укреплением контакта между родителем и ребенком происходит изменение всей системы отношений последнего, благодаря чему он становится более открыт для обсуждения своих проблем и страхов, связанных с собственным телом и проявлениями сексуальности. В случае нарушений сна данная техника позволяет выявить особенности негативных ассоциаций с темным временем суток и сформировать определенный ритуал отхода ко сну, включающий положительные ассоциации и разные приемы, помогающие успокоить ребенка.
Используя данную технику, психотерапевт помогает взаимодействию родителя и ребенка и всячески способствует повышению степени их взаимного доверия, что ведет к преодолению имеющихся у ребенка болезненных симптомов и реакций.

Показания и рекомендации к применению
Данная техника может использоваться в самых разных ситуациях для того, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания и страхи, связанные с собственным телом. Она позволяет ему испытать чувство комфорта и безопасности (в частности, перед сном) и сформировать более здоровое отношение к своему телу. По моим наблюдениям, эта техника в наибольшей степени подходит детям, перенесшим сексуальное насилие. Для них она является одним из видов творческой деятельности, благодаря которой ребенок и родитель могут установить тесный контакт и обсудить болезненные темы. Родитель может показать ребенку свою любовь и поддержку и внушить ему, что он не виноват в том, что с ним произошло.

Описание техники
Необходимо иметь хлопчатобумажные майки и набор красок по ткани. Прежде чем приступить к работе, я обычно в беседе с ребенком и родителями уточняю особенности проблем и эмоциональных реакций юного клиента. Наиболее оптимальным вариантом работы может служить предложение родителям почитать ребенку какую-нибудь книгу и затем обсудить ее содержание. Выбор книги (или книг) определяется характером переживаний и проблем ребенка. Более старшим детям можно читать книги на тему изменений в организме и эмоциональной сфере ребенка в подростковом возрасте, такие, например, как книга Лоры Фриман «Это мое тело», книга Линды Гирард «Мое тело - моя собственность», а также отдельные главы книги Джейн Сатулло и соавторов «Это случается и с мальчиками». Можно воспользоваться книгой Линды Мадарас «Что происходит с моим телом? Книга для девочек и мальчиков», которая посвящена обсуждению сексуального развития в подростковом возрасте. В работе с детьми, имеющими нарушение сна, можно пользоваться книгой Морин Гарт «Луч лунного света: медитации для детей», в которой описываются техники простой визуализации и приводятся некоторые аффирмации, помогающие успокоить ребенка перед сном и снять имеющееся у него психическое напряжение.

В ходе совместных занятий с ребенком и родителем психолог(психотерапевт) побуждает ребенка к рассказу о своих проблемах и переживаниях, используя незавершенные предложения, такие, например, как: «Мое тело...», «Когда мне страшно, я...», «Люди, которым я больше всего доверяю, это...», «При попытке заснуть я...», «Когда я раздражен, я...», «Я больше всего спокоен, когда...» и т. д. Таким образом, во-первых, могут затрагиваться разнообразные симптомы и болезненные реакции (нарушение сна, попытки самоповреждения, агрессивные и откровенно сексуальные импульсы), и во-вторых, формируется план того, как родителю помочь ребенку, а ребенку - более адекватно выражать свои переживания и делать их понятными для окружающих, равно как и определять для себя самого, что ему необходимо, чтобы чувствовать себя более уверенно и комфортно.

После вводного разговора психолог может предложить ребенку: «Я знаю, что хороший способ напомнить себе и другим людям о том, насколько важно для тебя твое тело, - это разрисовать майку, написать на ней что-то». Теперь психотерапевт, ребенок и родитель работают совместно. Они пытаются разрисовать майку или ночную рубашку, в зависимости от пожеланий ребенка. Родитель вместе с ребенком обсуждают, какой рисунок или надпись лучше всего устраивает последнего; в большинстве же случаев целесообразно предоставить ребенку возможность самому придумать для раскраски майки изображение или надписи. Я обычно предлагаю ребенку использовать какой-либо символ или знак, ассоциирующийся с техникой релаксации или методами когнитивно-поведенческой терапии и позволяющий достичь определенного положительного эффекта. Нередко ребенок считает необходимым разрисовать как майку, которую он может надевать в школу, так и ночную рубашку. Некоторые дети любят разрисовывать майки для своих родителей, братьев и сестер.

Из личного опыта отмечу, отличное психотерапевтическое воздействие данной техники на личность ребенка, а также позитивное, конструктивное воздействие в целях коррекционной работы.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе
Авторская программа по развитию связной речи через стабилизацию основных психических процессов | Сценарий внеклассного занятия в начальной школе по сказкам
Опубликовано: 3629 дней назад (22 апреля 2014)
Просмотров: 3232
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ольга Михайловна Гневанова # 23 апреля 2014 в 21:08 +2
Инна Викторовна. Предоставленный вами материал нужный,полезный и педагогам - психологам, и психологам. Вы написала теоретическую часть, а практическую только описали, не представив ни одной фотографии, хотелось увидеть хоть одну майку как пример. Я считаю материал не подтвержден ни шаблонами, ни фотографии. Не запрещено по психологическим законам.
Почему я так написала?
Свою психологическую терапию, подтверждаю фотоматериалом, с разрешения клиента.

С большим удовольствием беру в свою психологическую копилку.
Инна Викторовна Царукян # 23 апреля 2014 в 21:36 +1
Благодарю Ольга Михайловна!
Работая практикующим психологом более 7 лет, хочу отметить, что любая теоретическая часть написанная специалистом, является итогом , своеобразным выводом по итогам практической деятельности.
Этический кодекс психолога говорит о таких принципах деятельности как компетентность и конфиденциальность.
Каким образом Вы можете представить, что клиент вместе с ребенком по проблемам изнасилования, неудавшихся попыток суицида, семейным проблемам будут давать фотографировать майку?! Не секрет, что приемы психолога(психотерапевта) могут позволить себе обеспеченные люди, известные в определенных кругах, которые взачастую не нуждаются в разглашении проводимой работы. Поэтому вопрос о подтверждении материала фото по крайней мере не актуален. Можно сказать не компетентен.
Относительно шаблонов для работы-это авторская задумка, которая определяется самим специалистом.
Работая по направлению визуализации образов я использую несколько методов и техник. Буду рада, если они пополнять вашу психологическую копилку. С наилучшими пожеланиями, Инна царукян