Конкурсы для педагогов и детей

Эссе педагога-психолога

Эссе на тему: «Психологическое пространство в системе современного образования»
Цели:
Рассмотрение основных теоретических и практических аспектов психологии образование,
определение места психологического пространства для процесса обучения,
рассмотрение взаимосвязи образования как педагогического процесса и психологического пространства,
определение их взаимосвязи,
практическое обоснование выводом по данной проблеме.

Работа может быть интересна специалистам в сфере образования, студентам высших учебных заведений и родителям.

Система образования Российской Федерации находится на новом для себя этапе. Модернизация системы образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний-умений-навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества.

Таким образом, приоритетной целью современной системы образования становится - развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, саморазвитию и самообразованию.

Именно здесь и стоит отметить роль работы психологов для расширения психологического пространства для внедрения инновационных технологий в систему образования.
Психологи – как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития детскому саду, школе, или вузу.

Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.
Следует заметить, что на данном этапе развития общества произошел наиболее разительный скачек в развитии психологических знаний; повысился уровень востребованности прикладной психологии.
Таким образом, целесообразно сделать вывод о взаимосвязи сохранения личного психологического пространства и повышения уровня инновации образования вцелом.
Нарушения же границ психологического пространства могут проявляться в различных формах. Взрослые (педагоги, воспитатели, родители) нередко, сами того не желая, нарушают телесное благополучие ребёнка. Часто навязывая стереотипы поведения, взрослые пропускают индивидуальность ребенка, его творческие задатки……….

Многих интересует лишь результат, поэтому на выбор средств часто не обращают внимания. Редко кто задумывается над складом ума воспитанника, над его способностями и задатками. Мы часто не видим, вернее не хотим увидеть того, что лежит на поверхности, даже не пытаясь заглянуть в глубину.
Нас не интересует какого-либо рода отклонения от нормы (как положительного, так и отрицательного характера), главное, чтобы все было в пределах нормы.

Но что такое норма? Норма, на мой взгляд, понятие довольно относительное, норма может быть в поведении преступника, норма может быть в проявлении чувств, норма в усвоении уровня знаний………. О какой именно норме идет речь?
Часто устанавливая критерии нормы мы упускаем индивидуальные особенности личности; память, внимание, мышление, воображение, речь -всем этим обладает каждый человек, но в разной степени. Следует ли тут говорить о проявлении нормы и отклонениях от нее? Следует ли выделять людей по физиологическим признакам - говоря о так называемых «здоровых людях» и «людях с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями», актуально ли здесь понятие «нормы»?
Этот вопрос остается до сих пор открытым.

К сожалению устанавливая понятие «нормы» люди не задумываются, что все в жизни относительно, «сегодняшняя норма может стать завтрашним отклонением и наоборот».

По итогам данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Психологическое пространство развивается в онтогенезе при появлении новых измерений и переносе своих границ в рамках уже существующих измерений;

2. Важнейшей характеристикой психологического пространства является сохранность его границ, дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру;

3. Наиболее актуальной сферой для проработки в процессе формирования и сохранения психологического пространства в системе современного образования является образовательное пространство, так как именно эта сфера имеет огромное значение для всестороннего гармоничного развития личности.

4. Приоритетной целью современной системы образования становится - развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, саморазвитию и самообразованию;

5. Прослеживается зависимость между особенностями психологического пространства личности, их взаимосвязь со стилями поведения в различных ситуациях, возникающих в процессе образования.

6. Целостность «Я», ненарушенность границ личности обладает высоким теоретическим и особенно прикладным значением, потому что именно эти показатели являются своеобразным катализатором при освоении и принятии инновационных технологий в системе образования.

7. Огромная роль отводится работе психологов для внедрения инновационных технологий в систему образования.

8. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Таким образом, целесообразно сделать вывод о взаимосвязи сохранения личного психологического пространства и повышения уровня инноваций при внедрении в современную систему образования.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Психологический турнир для школьников. Конспект

Похожие статьи:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Авторская программа по развитию связной речи через стабилизацию основных психических процессов
Опубликовано: 990 дней назад (20 марта 2014)
Просмотров: 4182
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!