Конкурсы для педагогов и детей

Дидактическое пособие для детского сада своими руками

Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия для развития у детей младшего дошкольного возраста речевого дыхания
Мастер класс: Осеннее дерево
Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, логопедов, родителей.
Назначение: для развития у детей младшего дошкольного возраста речевого дыхания.Пособие можно использовать в работе и с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из подручных материалов

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.

(воздух)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

(нос)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы, рот)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей младшего дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Этому надо уделять внимание. Для развития воздушной струи было изготовлено дидактическое пособие «Осеннее дерево».Пособие удобно хранить в коробке, положив его горизонтально. Нижняя часть - подставка съёмная. При желании ребёнок самостоятельно может установить дерево на подставку и тренировать дыхание в игровой форме.
Для работы необходимо:
• Ножницы
• Простой карандаш, ручка, линейка
• Фантики от конфет «Бешеная пчёлка»
• Ксероксная бумага жёлтого цвета
• Потолочная плитка
• Прочные нитки, игла
• Двусторонний скотч
• Гуашь, кисть

Пошаговый процесс выполнения работы:
1.Рисуем на листе А 4 дерево и подставку для него в виде полукруга.

2. Вырезаем заготовки шаблонов.

Обводим шаблоны на потолочной плитке.

Вырезаем детали пособия.

3.Измеряем высоту подставки. Она равна 6 см. Отмеряем по середине ствола дерева снизу 6 см, по ширине отмечаем 3 мм. Чертим карандашом прямоугольник со сторонами 60х3 (мм)

Вырезаем ножницами по линиям. Можно эту работу выполнить канцелярским ножом, при этом не забыть подложить под основу дощечку.

4. Примеряем подставку.

Она должна войти до конца. Ставим дерево на подставке на стол.

5. Раскрашиваем крону дерева жёлтым цветом, а ствол и подставку коричневым с помощью гуаши.

Работу выполняем с 2-ух сторон. Накладываем второй слой гуашевой краски. Можно покрыть поверхность деталей прозрачной самоклеящейся плёнкой

6. Берём ксероксную бумагу жёлтого цвета, линейку, карандаш и расчерчиваем вертикально полосы шириной 5 см.

Затем горизонтально отмеряем также по 5 см и чертим линии. Получаются квадраты со стороной 5 см.

Вырезаем квадраты.

7. Берём один из квадратов и располагаем его в виде ромба так, чтобы один из его уголков был направлен вниз.

Будем складывать его гармошкой. От себя загибаем уголок примерно на 1 см

Переворачиваем квадрат и снова загибаем от себя на 1 см.

Так продолжаем делать, пока не сложим весь квадрат гармошкой.
Это сложенный квадрат, но в развёрнутом виде.

Так выглядит квадрат, когда его снова сложим по линиям сгиба.

8. Берём получившуюся заготовку и складываем её пополам. Получился модуль в виде галочки.

Нам потребуется таких модулей большое количество.

9. Будем из них делать осенние листья для нашего дерева. Листья похожи на кленовые. Для каждого потребуется 5 модулей-галочек, двусторонний скотч и ножницы.

Наклеиваем в виде полоски скотч на внутреннюю сторону каждого из 4-ёх модулей, пятый модуль откладываем в сторону.

Склеиваем обе стороны каждого модуля друг с другом.

Берём эти 4-е модуля. Наклеиваем полоску скотча на внешнюю сторону 3-ёх из них.

Соединяем их друг с другом и склеиваем (прижимаем сильным нажатием пальцев).Немного растягиваем.

10.Отмеряем нитки длиной 7 см.
Нарезаем много таких ниточек (по количеству листочков на дереве)

Завязываем с одной стороны на нитке узел.

Вдеваем свободный конец нитки в иголку.

11.Протыкаем иголкой отложенный в сторону пятый модуль.

Протягиваем нитку.

Убираем иголку.

12.Наклеиваем тонкие полоски скотча к обеим внешним сторонам модуля.

Присоединяем к заготовке листочка так, как показано на фото.

Прижимаем, чтобы модули склеились. Получился листочек.

Таких листочков делаем несколько штук, в количестве 7-9.

13. Чтобы быть уверенным в нужном количестве листочков, их можно предварительно разложить на кроне дерева.



14.Вдеваем нитку с листиком на конце в иголку.

Прокалываем иглой крону дерева в верхней части.

Протягиваем нитку на другую сторону, убираем иголку.

Завязываем узел.

Переворачиваем на лицевую сторону, дёргаем за ниточку до упора (до узелка), проверяем, как лист закрепился. Он должен свободно раскачиваться на нитке.

15. Прикрепляем таким способом все листики.

У меня получилось 9 штук.
7 листочков не хватило, сделала добавочных 2 листика.

С обратной стороны получилось вот так.

16. Дерево с листочками поставила на подставку.





17. Обратная сторона дерева выглядит не эстетично. Надо закрыть узелки. Для этого берём фантики от конфет жёлтого цвета. Я воспользовалась фантиками от конфет «Бешеная пчёлка» (конфет было 500 г).

Отрезаем у каждого фантика полоски с обеих стороны красного цвета. Остаются жёлтые полоски шириной примерно 5 см.

Каждую полоску складываем гармошкой.

Низ заворачиваем, как конфетку.

Делаем много таких заготовок.

18.Декорируем обратную сторону кроны дерева. Начинаем приклеивать заготовки по одной с помощью двустороннего скотча. Начинаем слева направо.



Выкладываем первый ряд сверху.

Начинаем выкладывать ряд ниже также слева направо.



Заполняем ниже третий ряд и одну заготовку закрепляем в середине.

Начинаем выкладывать заготовки по левому краю. Мне было удобно это делать сверху вниз.

Затем с правой стороны также сверху вниз.

Заполняем низ.

Начинаем заполнять получившуюся середину. Для этого выкладываем второй ряд. Сначала слева. Я опять начала делать сверху вниз.

Затем вверху слева направо.

Справа сверху вниз.

Продолжаем заполнять середину, пока всё пространство не будет закрыто.


19.Обратная сторона дерева готова.



Готовый результат
Дидактическое пособие «Осеннее дерево» готово к использованию в работе с детьми.





Необходимо с детьми вырабатывать воздушную струю. Следить, чтобы вдох ребёнок делал через нос, а выдыхал через рот, чтобы не надувал щёки. Выдох воздуха должен быть длительным и плавным. При выдохе листья на дереве должны закачаться. Результат обрадует ребёнка. Ему захочется выполнять игровое упражнение ещё и ещё.

Рекомендуем посмотреть:

Многофункциональное игровое пособие для дошкольников своими руками Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками Дидактическое пособие своими руками для детского сада Дидактическое пособие «Парные картинки» своими руками для детского сада

Похожие статьи:

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет

Пособие для развития мелкой моторики своими руками

Участник №61 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рукоделию». Февраль-март 2014
Сценарий тематической игровой программы к 23 февраля в средней группе «По морям, по волнам» | Сценарий выпускного утренника для детей первой младшей группы
Опубликовано: 1000 дней назад (15 марта 2014)
Просмотров: 11685
+40
Голосов: 40
Елена Викторовна Гетманская # 15 марта 2014 в 17:17 +4
Какое милое деревце у Вас получилось, Наталья! Интересная задумка,прекрасные шаблоны.  Пособие заслуживает внимание!
Наталья Валентиновна Черникова # 15 марта 2014 в 18:11 +5
Спасибо,Елена,за комментарий.Теперь у нас подборка дидактических пособий на развитие речевого дыхания, по всем сезонам года.Можно использовать на занятии, в индивидуальной работе с детьми.
Валентина Николаевна Мельникова # 15 марта 2014 в 19:16 +9
Наталья! Как всегда, очень оригинально!
Замечательный МК! Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. С помощью вашего дидактического пособия можно придумать различные игры и упражнения, которые помогут педагогам и родителям научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Спасибо за идею с осенним деревом!
+1
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 15 марта 2014 в 19:36 +6
Наталья, мне очень понравилось ваше пособие, просто замечательно! Всем известно, что наша речь образуется на выдохе, поэтому так важно развивать у дошкольников сильный, направленный и длительный выдох. Очень полезное и нужное дерево! И, к тому же, очень красивое, им можно даже украсить интерьер группы. Спасибо большое за идею! Мой голос!
Яна Александровна Кирдяшкина # 15 марта 2014 в 20:33 +4
Примете в вашу копилочку мой голос! Очень интересно и познавательно. Успехов вам! Возьму вашу идею на заметку! Дорогие коллеги заходите ко мне в гости.
Тамара Буланкина # 15 марта 2014 в 23:06 +4
Наталья, спасибо за интересную идею и мастер-класс! Полезное пособие, которое ,конечно, не оставит детей равнодушными. Мне особенно понравилось, что дерево ещё и очень красивое и может стать украшением интерьера. Спасибо за Ваше творчество!
Тюрина Вероника # 16 марта 2014 в 00:00 +4
Спасибо за идею! Приму к себе на заметку как основу для других наглядных пособий.
Виктория Николаевна Лютова # 16 марта 2014 в 00:44 +4
Очень интересное пособие,достаточно много времени уйдет на его изготовлени,но это стоит того,так как развитию связной речи нужно уделять много времени,а когда все проводится в игровой форме,отдача колоссальная.
Каракозова Млада Вебертовна # 16 марта 2014 в 09:21 +4
Наталья, я не перестаю удивляться Вашему творчеству! Опять новая работа, и выполнена с таким же старанием, терпением, аккуратностью, тщательностью. Пособие "Осеннее дерево" - эстетичное, нужное и полезное, его удобно хранить. Думаю, детям ОЧЕНЬ понравилось, и они с удовольствием занимаются.
Мастер-класс совершенен настолько, что даже не остается сомнений в беспроблемном его повторении!
Вы просто МАСТЕР в изготовлении дидактических игр и пособий для детей! Спасибо! Мой голос!
Елена Александровна Беляева # 16 марта 2014 в 10:34 +4
Наталья у Вас получилось замечательное пособие, очень нужное. Дыхательная система детей несовершенна, её нужно развивать, а с таким чудесным и красивым пособием это принесёт не только пользу, но и удовольствие. Спасибо за подробный МК, повторить работу не составит ни каких проблем.
Наталья Валентиновна Черникова # 16 марта 2014 в 13:09 +5
Как приятно получить позитивные отзывы о пособии!Спасибо всем, уважаемые коллеги,за внимание и оставленные комментарии.Таких пособий нет в магазине.А задача по развитию речи у дошкольников одна из главных.Развивать дыхание необходимо.Пособие малозатратное,немного времени ушло на его изготовление.Оно функциональное.Внешний вид обязательно привлечёт внимание детей,они с удовольствием будут учиться вырабатывать целенаправленную воздушную струю.
Татьяна Ивановна Карпенко # 16 марта 2014 в 14:03 +4
Наталья, спасибо за интересный мастер-класс! Полезное пособие, которое ,конечно, не оставит детей равнодушными. Мне особенно понравилось, что дерево ещё и очень красивое и может стать украшением интерьера. Спасибо за Ваше творчество и подробную пошаговую методику.ГОЛОС!
Лариса Савчук # 16 марта 2014 в 14:36 +4
Замечательное дидактическое пособие из доступных материалов!!! Отличный, подробный, содержательный мастер-класс! Спасибо большое, Наталья за идею!!!
Татьяна Владимировна Кириленко # 16 марта 2014 в 19:21 +4
Отличный мастер-класс! Все очень подробно и понятно.Пособие действительно пригодится в работе с детьми Я работаю на логопедической группе и думаю воспользоваться вашим предложением.Спасибо!
Оксана Владимировна Столь # 17 марта 2014 в 06:37 +8
Спасибо, Наталья, за интересное пособие!
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма! Наша задача – научить ребенка правильно дышать.Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями.  При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ребенка стороной!В игровой форме они и не заметят,что серьёзно потрудились во благо своего здоровья!!!!
Татьяна Владимировна Смирнова # 17 марта 2014 в 20:06 +4
Пособие функционально, яркое, эстетичное, материалы использованы доступные для изготовления. Спасибо за фантазию и "золотые руки"!
Наталья Валентиновна Черникова # 17 марта 2014 в 20:23 +4
Спасибо за комментарии,коллеги.Рада,что дидактическое пособие нашло отклик.Мы с удовольствием его используем в работе с детьми.
Глафира Григорьевна Соловьева # 20 марта 2014 в 23:33 +3
Наталья, Вы так подробно и понятно описали процесс изготовления этого замечательного пособия, что остается только сесть и сделать самим. Спасибо большое за идею!
Наталья Валентиновна Моисеева # 23 марта 2014 в 14:11 +3
Замечательное деревце, даже вид сзади эстетично выглядит, я со своими детками тоже такими деревцами пользуюсь для дыхательной гимнастики, дети довольны.Мастер-класс подробно описывает процесс изготовления дидактического материала.
Татьяна Петровна Кутловская # 26 марта 2014 в 09:57 +5
Наталья я люблю заходить на ваш сайт, вы умеете приятно удивлять новыми идеями. Дерево просто чудо.
Оксана Васильевна Маслихова # 26 марта 2014 в 20:33 +5
Здравствуйте, Наталья! Какая вы молодец, все просто, доступно, интересно.
Маргарита Александровна Гришина # 28 марта 2014 в 18:01 +20
Наталья интересное вы придумали приспособление для тренировки дыхания у детей,просто
и оригинально и функционально,да и дерево будет украшением стоять в уголке.Спасибо за идею для воспитателей.Удачи вам!+1
Ольга Ивановна Марченко # 30 марта 2014 в 09:50 +7
Хорошее дидактическое пособие, развивающее дыхательную систему ребенка. Спасибо, за подробный мастер-класс. При минимуме использования материала, можно сделать такое нужное пособие для наших деток.
Наталья Валентиновна Черникова # 30 марта 2014 в 21:51 +2
Спасибо за отзывы.Буду рада,если идея по изготовлению пособия своими руками для развития у дошкольников речевого дыхания пригодится.
Мила Кузьмина # 30 марта 2014 в 22:14 +4
Наташа, вашу работу видела, а вот времени не было оставить комментарий.
Всегда меня восхищает назначение дидактической игры. Все по делу и по уму! Мастер-класс понятный. Понравилось, что в пособии подставка съёмная, что дает возможность ребёнку самостоятельно устанавливать  дерево на подставку и тренировать дыхание.
Дуем! Дуем! Задуваем!
Наши звуки улучшаем!
Здорово, а главное, полезно! Голосую!
Наталья Дашинимаевна Дабаева # 2 апреля 2014 в 15:37 +2
Очень хорошее дидактическое пособие- оригинальное и полезное. Подробное пошаговое изготовление. Я восхищаюсь вашей выдумкой! Вы молодец!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 10 апреля 2014 в 15:18 +2
Пособие выше всяких похвал. Возьму на заметку.СПАСИБО!!!
Любовь Ивановна Шолохова # 5 мая 2014 в 13:39 +2
Отличный МК! Спасибо. Обязательно сделаю такое чудное дерево. Несложно, для детей привлекательно.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 29 июня 2014 в 16:01 +2
Наталья, вы поистине кладезень оригинальных идей и мастер их воплощения! Замечательный тренажёр для правильного дыхания! Тем самым Вы решаете одну из самых главных задач дошкольного воспитания - задача здоровья сбережения подрастающего поколения. Спасибо огромное за такой мастер-класс! Ваше оригинальное дерево мне обязательно пригодиться при работе в логопедической группе.
Желаю творческого вдохновения и для дальнейших, я уверена в этом, замечательных идей!
Регина Сириновна Сабирзянова # 4 июля 2014 в 08:44 +1
Наталья! Какое полезное дерево получилось. развитие дыхания имеет немаловажную роль для развития полноценной речи малышей. Через игру результат будет достигнут быстрее. Молодцы!
Наталья Валентиновна Черникова # 4 июля 2014 в 09:34 +1
Спасибо за отзывы,коллеги.Идею с осенним деревцем я увидела на просторах интернета.Я немного её усовершенствовала и представила вам.Теперь дети в игровой форме с удовольствием сдувают осенние листочки.Ну,а мы уж знаем,как это важно для развития дыхания.Всем творческих успехов!
Ксения Игоревна Мусатова # 12 июля 2014 в 22:00 +1
как здорово придумано! мы делали на отдельных карточках тучку и солнышко, цветок и пчелку, кораблик и ручеек. детям очень нравится. идея с деревом мне очень понравилась, возьму в закладки. спасибо за идею.
Любовь Сергеевна Новоселова # 25 мая 2015 в 14:21 +1
Какое милое деревце у Вас получилось, Наталья! Интересная задумка,прекрасные шаблоны. Пособие заслуживает внимание! Мой голос № 38. Желаю успехов и удачи в работе.
Ирина Ивановна Иванова # 5 сентября 2016 в 20:30 0
Восхищаюсь!Восхищаюсь!Восхищаюсь!!!
Анастасия Анатольевна Кабеткина # 28 ноября 2016 в 18:27 0
Замечательная идея! Можно и формировать целенаправленную воздушную струю, а можно и использовать в занятии на осеннюю тематику.