Конкурсы для педагогов и детей

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

Рекомендации по организации образовательной деятельности детей в ДОУ с учётом их гендерных различий
Учёт гендерных различий детей при организации образовательной деятельности в ДОУ
Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка», г. Кстово Нижегородская область
Описание материала: в материале представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия детей. Материал может быть полезен педагогам, родителям с целью организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Рекомендации также могут быть полезны и учителям, организующим учебный процесс со школьниками.

Цель: использование гендерных различий детей в организации образовательного процесса
Задачи:
- выявить различия детей, опираясь на психологический портрет мальчиков и девочек;
- учитывать особенности развития детей в образовательном процессе.

Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения.
Одна из задач гендерной педагогики – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации.
В настоящее время проблема использования гендерного подхода для решения задач обучения, развития и воспитания дошкольников актуальна. Педагогам и родителям необходимо знать психологический портрет мальчиков и девочек. Они должны понять детей и помочь каждому раскрыться.
Педагоги должны учитывать гендерные различия детей при организации образовательного процесса. Дети в этом образовательном пространстве будут ощущать себя комфортней, спокойней, увереннее, в результате чего будут лучше усваивать программный материал.

Рекомендации по организации образовательной деятельности с мальчиками
1. Давать задания в тетради на печатной основе, карточке, листе бумаги, так как развито визуальное восприятие пространства
(умственная деятельность)
2. Включать в поисковую деятельность, побуждать находить пути решения, так как лучше работают, когда надо додумать, сообразить
(умственная деятельность)
3. Использовать соревновательный метод, так активны, энергичны, эмоции выражают через действия
(эмоции)
4.Указания давать коротко, чётко, так как реагируют кратковременно
(эмоции)
5. Активизировать в конце занятия, так как на этот период приходится пик работоспособности
(поведение на занятиях)
6. Давать чёткую оценку деятельности, оценивать конкретный деятельностный период, момент
(восприятие оценки взрослого)
7. Побуждать отвечать на вопросы, так как есть предпочтение диалогу и дискуссионной деятельности, речь менее развита
(речь)
8. Чаще использовать на занятии (которое требует проявление точности движений руки, нагрузку на руку) пальчиковую гимнастику на расслабление кистей и пальцев рук, так плохо развита мелкая моторика руки
(анатомо-физиологические особенности)
Рекомендации по организации образовательной деятельности с девочками
1. Давать задания устного характера, так как развит слуховой способ познания
(умственная деятельность)
2. Давать возможность прокомментировать, повторить правило, информацию вслух, так как лучше развита память
(умственная деятельность)
3. Давать задание с опорой на схему, используя алгоритм действия, выполнение действия по шаблону
(умственная деятельность)
4.Метод соревнования применять аккуратно, так как болезненно воспринимают проигрыш, когда кто-то в чём-то превосходит
(эмоции)
5. Поощрять плодотворную работу во время всего занятия, так как после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности
(поведение на занятии)
6. Доверять выполнение в коллективных творческих работах задания по наклеиванию сделанных элементов на основу, так как лучше развита исполнительская сторона деятельности (аккуратность, качество)
(поведение на занятиях)
7. Давать задание по составлению повествовательных и описательных рассказов, побуждать рассказывать их, так есть предпочтение монологу и повествованию, лучше развита речь, богаче словарный запас
(речь)
8. Одобрять действия, создавать ситуацию успеха, стимулировать к дальнейшей работе
(восприятие оценки взрослого)

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Гендерное воспитание Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей» Конспект НОД по гендерному воспитанию во 2 младшей группе
Участник №276 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Дидактическое пособие для детей от 2 до 4 лет своими руками. Сенсорная юбка
Опубликовано: 624 дня назад (22 марта 2015)
Просмотров: 3226
+19
Голосов: 19
Татьяна Вячеславовна Пестреева # 22 марта 2015 в 14:56 +2
Здравствуйте Наталья Валентиновна.Очень понравилась ваша работа Ваши рекомендации по организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода к воспитанию детей обязательно использую в своей работе Спасибо Вам мой голос.
Наталья Валентиновна Черникова # 22 марта 2015 в 14:58 +1
Спасибо за отзыв,Татьяна Вячеславовна.Буду рада, если рекомендации пригодятся в работе.
Элина Дамировна Калинова # 22 марта 2015 в 15:29 +2
Добрый день Наталья Валентиновна. Ваша статья не только полезна для воспитателей, но и таким специалистам как я. Я работаю музыкальным руководителем. Ваша работа мне помогла разобраться в интересных ситуациях связанных с гендерным подходом (особенно при распределении номеров при подготовке к праздникам) Спасибо большое за такой труд. Очень доходчиво написано.
Наталья Валентиновна Черникова # 22 марта 2015 в 17:48 +2
Элина Дмитриевна,благодарю за отзыв.Приятно, что Вы положительно отнеслись к данным рекомендациям
Надежда Николаевна Гостева # 28 марта 2015 в 11:51 +2
Великолепный и нужный материал. Ваши рекомендации по организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода к воспитанию детей, помогут многим педагогам!Желаю творческих успехов!!!
Наталья Валентиновна Черникова # 28 марта 2015 в 19:17 +1
Спасибо,Надежда Николаевна,за отзыв.В современном обществе проблема гендерного воспитания актуальна.
Валентина Сергеевна Вешкина # 4 апреля 2015 в 16:24 +2
Вечер добрый, Наталья Валентиновна! Хочу поблагодарить Вас за подборку рекомендаций для воспитателей "Гендерные особенности дошкольников в образовательном процессе". Я работаю школьным психологом уже более 10 лет, и вопрос об индивидуальном подходе в образовании мальчиков и девочек встает в обсуждениях учителей постоянно: как правило учителя-женщины умиляются успехам отличниц девчонок и жалуются на непоседливых мальчишек. Многие взрослые просто не знают о гендерной педагогике и психологии. Та же проблема с родителями+ социальный паспорт многих семей указывает на то, что мальчики окружены женщинами с утра до ночи (нет отца, брата, деда). Ваша разработка очень ценная не только для воспитателей, но и для родителей, учителей и значимых взрослых.Желаю Вам дальнейших успехов!
С уважением ВС
Мария Евгеньевна Вашурина # 20 апреля 2015 в 21:45 +2
Нужная информация в наши дни. Сейчас очень много "неправильного" подхода к воспитанию мальчиков и девочек, родители допускают слишком много пробелов в этом. Не учитывая гендерные особенности. А это важно! Спасибо за актуальность, Наталья Валентиновна!
Оксана Владимировна Столь # 3 мая 2015 в 10:41 +3
Спасибо,Наталья, за интересную и нужную и актуальную информацию!В настоящее время тоже работаем над этой темой!Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, на фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения...И наша задача воспитывать детей с учетом гендерных различий.
Наталья Валентиновна Черникова # 5 мая 2015 в 07:51 +1
Спасибо за отзывы, коллеги.Приятно,что вы солидарны со мной в том, что тема важная, и ей нужно уделять особое внимание.
Эльвира Колесник # 14 мая 2015 в 19:38 +1
Наталья Валентиновна, вы затронули актуальную тему. Действительно в свое время воспитание велось раздельно (мальчики отдельно от девочек). Но со временем границы стерлись. И мы имеем то, что имеем. Сейчас ФГОС ДО обращает большое внимание на гендерное воспитание и как видим не зря. Потому как без психологического понимания различий м/д девочками и мальчиками ведет к большим ошибкам. Несомненно учет гендерных различий должен дать свои результаты в развитии мальчиков и девочек. Спасибо за представленный материал.
Любовь Сергеевна Новоселова # 25 мая 2015 в 16:23 +1
Здравствуйте Наталья Валентиновна.Очень понравилась ваша работа Ваши рекомендации по организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода к воспитанию детей обязательно использую в своей работе Спасибо. Мой голос № 8.
Анна Юрьевна Копылова # 2 июля 2015 в 10:11 +1
Наталья Валентиновна! Спасибо Вам за рекомендации для воспитателей "Гендерные особенности дошкольников в образовательном процессе". На следующий год планирую для педагогов нашего ДОУ провести семинар-практикум по этой теме. Ваш материал непременно очень ценен и полезен. Спасибо за предоставленную статью. Примите мой голос
Валентина Григорьевна Платонова # 7 июля 2015 в 13:10 +1
В публикации даны четкие, конкретные рекомендации для мальчиков и девочек. ФГОС предполагает гендерное воспитание детей, поэтому Вашей работе большой +. И мой голос Вам!
Ольга Владимировна Глобинец # 21 ноября 2015 в 06:12 +1
Добрый день Наталья Валентиновна. Очень понравилась Ваша статья. Доступным языком все написано и приведены хорошие примеры. Ваша работа мне помогла разобраться в интересных ситуациях связанных с гендерным подходом. Большое спасибо за статью.
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 10:28 +1
Спасибо Наталье Валентиновне за тему гендерного воспитания среди детей. Много интересных примеров и ситуаций, которые помогают понять взаимоотношения между мальчиками и девочками, начиная с младшего возраста.Спасибо.
Пасынкова Ирина Викторовна # 28 марта 2016 в 00:00 +1
Наталья Валентиновна, здравствуйте! Спасибо за интересный и нужный материал!Голос!!!
Оксана Александровна Углова # 7 июня 2016 в 20:36 +1
Наталья Валентиновна! В настоящее время проблема использования гендерного подхода для решения задач обучения, развития и воспитания дошкольников актуальна.
Поэтому спасибо большое за отличный материал!!!!
Мой голо вам! Удачи вам !
Людмила Сергеевна Рассказова # 6 ноября 2016 в 15:47 0
Спасибо,Наталья, за интересную и нужную и актуальную информацию!Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, на фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.И наша задача воспитывать детей с учетом гендерных различий. Голосую!