Конкурсы для педагогов и детей

Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников

Дидактическая игра по обучению грамоте «Звуковые матрёшки»
Описание. Предлагаю дидактическую игру по обучению грамоте «Звуковые матрёшки». Игра  предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Применяется в образовательной области «Коммуникация». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные, определять позицию звука в слове. А также идёт процесс автоматизации поставленных звуков.
Задачи
Формировать навыки элементарного звукового анализа.
Упражнять в различении твёрдых и мягких согласных.
Материал. Две матрёшки с прозрачными кармашками; два фартука - синий и зелёный; предметные картинки-мячики на закрепляемый звук; кружки синего и зелёного цвета.
Варианты игр
«В гостях у Лолы и Лили»
- Сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи!

- Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом фартучков.
- И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую Лиля.
- Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля?
- Как вы догадались?
- Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л]
- Назовите первый звук в слове Лиля? Звук [Ль]
- Расскажите о звуках [Л], [Ль]
(дети дают характеристику звуков)
Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом.
Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
- Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами  с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий звук [Ль].

Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.
  
Аналогично проводятся игры
- на дифференциацию звуков [С] и [Сь] – «В гостях у Сони и Симы»
- на дифференциацию звуков [Р] и [Рь] – «В гостях у Раи и Риты» и т.д.
«Украсим фартучки»
Взрослый выкладывает матрёшек и маленькие кружочки синего и зелёного цвета и сообщает:
- Сегодня мы будем украшать фартучки у матрёшек – Даши и Дины.
- Покажите, кто из них Даша? Кто Дина?
- Я буду называть слова со звуками [Д] и [Дь], а вы, если слышите в слове звук [Д], украшаете фартук Даши синим кружочком, если звук [Дь] – украшаете фартук Дины зелёным кружочком.

Слова:
звук [Д]:  дуб,  дом,  доктор, дудочка,  дупло, дверь,  дорога
звук [Д]:  дерево, дятел, дедушка,  девочка,  диван,  дельфин,  деревня
Такую игру можно проводить и на другие звуки.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Сценарий познавательно-игровой программы для подготовительной группы «Птицы – наши друзья!» | Сценарий развлечения в подготовительной группе «Страна Правильной речи»
Опубликовано: 1037 дней назад (3 февраля 2014)
Просмотров: 10815
+15
Голосов: 15
Лариса Савчук # 3 февраля 2014 в 19:00 +6
Татьяна, мне очень нравятся Ваши дидактические игры для обучения детей грамоте! Игры  интересные, разнообразные и очень нужные!!! Большое спасибо!!! +!!!
Татьяна Червякова # 3 февраля 2014 в 19:55 +2
Большое спасибо, Лариса за отклик! Очень рада, что игра Вам понравилась.
Наталья Филинкова # 3 февраля 2014 в 19:55 +3
Татьяна, сейчас как раз изучаем с детьми твердые и мягкие согласные звуки и ваша игра как раз вовремя. Действительно с помощью таких  матрешек можно решать много задач и закрепить полученные знания.  Спасибо, что поделились своей наработкой. Голосую! Успехов !
Татьяна Червякова # 3 февраля 2014 в 20:03 0
Спасибо, Наталья за позитивный отклик! Буду очень рада, если игра пригодиться Вам в работе с детьми.
Анжелика Александровна Гинтер # 3 февраля 2014 в 21:40 +2
Мне очень понравились ваши игры. Матрешки просто бесподобные. Их можно использовать и в других играх. Спасибо. Мой голос!
Валентина Николаевна Мельникова # 3 февраля 2014 в 22:29 +2
Татьяна, очень интересная игра, возьму с вашего позволения в свою кополочку. Мне через год понадобится ваш материал! +1
Оксана Владимировна Столь # 4 февраля 2014 в 02:28 +3
Татьяна, спасибо за многофункциональную, сенсорно привлекательную, интересную игру с матрешками! Замечательное пособие, столько задач можно решить! Взяла на вооружение!
Татьяна Червякова # 4 февраля 2014 в 12:48 +1
Большое спасибо всем за ваши позитивные отклики. Очень приятно, что игра Вам понравилась.
Рамзия Вильсоровна Ахатова # 5 февраля 2014 в 21:29 +2
Мне понравилась ваша замечательное пособие! Такая яркая и многофункциональная , будет всегда востребована детьми. С удовольствием голосую за полезную и нужную игру.
Татьяна Червякова # 5 февраля 2014 в 21:44 0
Спасибо, Рамзия Вильсоровна за отзыв. Рада, что игра Вам понравилась.
Наталья Валентиновна Черникова # 7 февраля 2014 в 09:03 +2
Замечательное пособие!Яркое и многофункциональное.С помощью него можно решить много образовательных задач.
Татьяна Червякова # 7 февраля 2014 в 12:44 0
Наталья, большое спасибо, за отзыв!
Ольга Михайловна Подгорных # 9 февраля 2014 в 07:00 +1
Очень интересная и полезная игра! Детям всегда важен мотив для успешного развития, а Ваши Матрешки - настоящий кладезь для игр детей, подойдут не только для обучения грамоте но и для других образовательных областей.
Татьяна Червякова # 10 февраля 2014 в 23:34 0
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за тёплый, позитивный отзыв!
Ольга Анатольевна Купцова # 13 марта 2014 в 20:43 +1
Очень хорошие игры,материал яркий и запоминающийся,таким легко можно заинтересовать детей.
Татьяна Червякова # 13 марта 2014 в 21:31 0
Ольга Анатольевна, спасибо за отзыв! Очень рада, что игры Вам понравились.
Наталия Александровна Клюка # 19 марта 2014 в 01:57 +1
Звуковые матрёшки настолько хороши и привлекательны, что дети с удовольствием будут с ними играть, выполняя любое задание педагога. Учить играя, что Вы и делаете, Татьяна, лучший способ донести знания до детей. Спасибо Вам, что делитесь наработками, уверена, готовый материал пригодится многим! +1!
Татьяна Червякова # 19 марта 2014 в 07:41 +1
Спасибо, Наталия Александровна за положительный отклик, очень приятно!
Зоя Ивановна Затульная # 27 марта 2014 в 12:34 +2
Очень интересная игра. Я, как учитель начальных классов, тоже могу применять. Спасибо за идею!
Любовь Михайловна Верхотурова # 17 января 2015 в 05:31 +1
Татьяна, превосходная идея , сделаю такое-же пособие, спасибо!
Вероника Дмитриевна Кузнецова # 31 марта 2015 в 18:06 +1
Очень интересное пособие. Уже опробовала на своих дошкольниках. Дети очень быстро разобрались с твердыми и мягкими звуками, поэтому игра прошла быстро и захватывающе. Спасибо вам за такое замечательное пособие. Голосую. Приглашайте еще.
Людмила Петровна Юркова # 17 мая 2015 в 15:01 +1
Татьяна, интересное, красочное пособие!Обязательно сделаю себе в группу для закрепления материала, как раз у меня впереди старшая группа. Детям нравится все яркое, необычное, а уж матрёшки точно придутся ко двору))) Спасибо!