Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений "Домик для звуков"

Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками
Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»

Автор: учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)

2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)

3. Звуковой домик.
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.

При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.

4. Картинки-схемы для характеристики звуков.

- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.
Игра «Расскажи о звуке»
Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.

Когда мы произносим звук [Ж]:
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.

3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку

4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме

5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.

Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.

6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Многофункциональное игровое пособие для дошкольников своими руками Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками Дидактическое пособие своими руками для детского сада

Похожие статьи:

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет

Пособие для развития мелкой моторики своими руками

О роли игры в развитии детей дошкольного возраста

Функции дидактической игры для дошкольников

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Дети нашли ежа" | Сценарий игровой программы ко Дню защитника Отечества «Все мы - моряки»
Опубликовано: 3715 дней назад (17 февраля 2014)
Просмотров: 54174
+15
Голосов: 15
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 17 февраля 2014 в 10:20 +3
Татьяна, очень интересное пособие Вы придумали. Дети так часто путают понятия "звук" и "буква", неправильно произносят их, не понимают различия твердых и мягких согласных. Это пособие поможет и ребенку, и воспитателю понять такие нужные вещи. Спасибо Вам!
Татьяна Васильевна Червякова # 17 февраля 2014 в 13:32 +1
Спасибо, Татьяна Анатольевна за позитивный отклик. Очень рада, что оценили пособие.
Ольга Валерьевна Козлова # 18 февраля 2014 в 22:00 +1
Татьяна,интересное пособие и для вокалистов.Благодарю.
Анна Юрьевна Бекасова # 19 февраля 2014 в 17:14 +1
Интересное пособие, думаю похожий домик можно использовать и на музыкальных занятиях. Спасибо за идею.
Наталья Михайловна # 23 февраля 2014 в 22:15 +2
Ваша идея отражает творческий подход к своей работе. Представленное дидактическое пособие получилось многофункциональным и интересным. Дети с нарушениями речи, как правило имеют нарушения в познавательной деятельности. С помощью такого пособия ребенка можно заинтересовать и привлечь внимание, а через игру можно решить много поставленных задач. Спасибо за творческий подход.
Татьяна Васильевна Червякова # 10 марта 2014 в 19:46 +1
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание к моей работе! Спасибо за отзывы и оценки!
Лариса Савчук # 14 марта 2014 в 08:11 +4
Татьяна, огромное спасибо за очередную разработку замечательного дидактического материала!!! Умничка! Дальнейших творческих успехов!!! +!!!
Татьяна Васильевна Червякова # 15 марта 2014 в 08:49 +2
Лариса, спасибо за отзыв и пожелание! Очень рада Вашему визиту!
Марина Владимировна Склюева # 19 марта 2014 в 18:21 +2
Мне очень понравилось ваше пособие. Оно универсальное, красочное. Мне импонирует, что используются знаковые символы. Это формирует абстрактные понятия, систематизирует понятия на доступном для дошкольников уровне. Вы молодец!
Татьяна Васильевна Червякова # 19 марта 2014 в 18:45 +1
Марина, благодарю за отзыв! Мне очень приятно получить положительную оценку от Вас, как от учителя-логопеда! Очень рада, что пособие Вам понравилось. Спасибо, что заглянули в гости. Счастья Вам и творческих успехов!
Ольга Ивановна Марченко # 20 марта 2014 в 17:10 +1
Замечательное пособие, в работе воспитателя окажет большую роль для  развития фонетико-фонематических представлений дошкольника. Прекрасно и эстетично оформлено. Спасибо, за хороший дидактический материал.
Татьяна Петровна Кутловская # 21 марта 2014 в 13:15 +1
Мне понравилось ваше пособие. Оно универсальное его может использовать не только воспитатель в своей работе, но и музыкальный работник.
Ольга Викторовна Артемьева # 25 марта 2014 в 01:08 +1
Спасибо за идею звукового домика, очень понравились ваши пособия. Они яркие, качественно сделанные, и очень разнообразные. Взяла в копилочку, с вашего позволения.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 23 апреля 2014 в 18:44 +1
очень интересно оформленное пособие. возьму на заметку. Спасибо.
Ирина Валерьевна Мучкаева # 3 июля 2014 в 10:21 +1
Огромное спасибо за представленное пособие!Очень красочное,яркое,практическое.А,самое,главное ребятам, наверно,очень нравится играть с этим замечательным пособием и получать новые знания,умения при реализации целей при игре.Возьму в свою методическую копилочку!
Ольга Жановна Лянгузова # 5 ноября 2014 в 15:27 +1
Замечательное пособие! Очень подробное пояснение, качественное представление материала, новый способ звукового анализа. Спасибо за Ваш труд!
Юлия Олеговна Теплищева # 6 апреля 2015 в 10:17 +1
Татьяна, добрый день. Отличное пособие. Я работаю с детьми-инвалидами, которым нужно все показывать наглядно. Звуко-буквенный анализ очень труден для этих детей, т.к. у них не развито абстрактное мышление. А здесь все наглядно и понятно. Ребенок будет с удовольствием раскладывать картинки и заселять домик. Спасибо за идею. Удачи вам!
Снежана Анатольевна Колесникова # 8 октября 2016 в 21:08 0
Пособие отличное. Беру его на заметку.
Татьяна Семёновна Павлова # 8 октября 2016 в 23:05 0
Добрый вечер, Татьяна! Ваше пособие "Домики для звуков" очень интересно для деток, т. к. они могут в процессе игры манипулировать картинками, вставляя их в окошко.Игра приучает воспитанников думать, анализировать, давать характеристику звуку.Детки, опираясь на зрительный анализатор, будут запоминать быстрее"трудные " звуки.Ваше пособие очень ценно и полезно для деток с ОВЗ .Желаю вам новых идей и их воплощения в работе!