Конкурсы для педагогов и детей

Как решать конфликты в детском саду

Рекомендации для воспитателей детских садов, с целью профилактики конфликтов с родителями дошкольников.
Описание материала: Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. О том, как предотвратить эти противоборства предлагаю познакомиться в этой статье. Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям дошкольников.
Цель: профилактика конфликтов между воспитателями и родителями дошкольников.
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей:
- неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад « всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
- другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;
- будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей.
Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями
( беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Литература:
1. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006
3. Павленко Т., Рузская А. «Почему они конфликтуют?» // Дошкольное воспитание, 2003, №1, с. 72-78.

Рекомендуем посмотреть:

Мой блог Сенсомоторное развитие дошкольников Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки про родителей

Пословицы и поговорки о маме

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий | Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 855 дней назад (4 августа 2014)
Просмотров: 16426
Рубрика: Статьи
+12
Голосов: 12
Ирина Вячеславовна Некрасова # 4 августа 2014 в 06:38 +4
Доброе утро, Мария! Спасибо за такой полезный для нас воспитателей материал. Я абсолютно согласна со словами, что самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителями - хорошая работа увлеченного и творческого воспитателя. Примите мой голос +1. желаю Вам всего наилучшего и творческих успехов!
С уважением. Ирина
Мария Чукмарёва # 5 августа 2014 в 06:01 +3
Спасибо,Ирина Вячеславовна, за первый утренний комментарий! Солнечного Вам настроения!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 4 августа 2014 в 10:55 +12
Мария, ваш материал достоин внимания, так как тему, которую вы раскрываете очень часто можно наблюдать в ДОУ, поэтому ваши рекомендации ценны. Я считаю, что на основании вашего материала, даже можно составить памятку, распечатать и на родительском собрании ознакомить родителей с правами и обязанностями двух сторон, то есть родителей и воспитателя. Конечно солидарна с вами, что у хорошего, грамотного в воспитательных моментах педагога конфликтных ситуаций практически нет. Уверена, что ваша работа принесёт пользу многим коллегам! Желаю Успехов и Удачи!
С уважением, Т.Н.
Мария Чукмарёва # 5 августа 2014 в 06:06 +6
Татьяна Николаевна, спасибо вам за оказанное внимание к данной статье! Работая воспитателем , мне самой лично часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями! Я согласна с вами, что с данным материалом можно ознакомить и родителей, а также составить для них памятку!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 4 августа 2014 в 17:39 +4
Уважаемая Мария! В ответ на вашу статью могу добавить следующее. Надо следовать одному из основных педагогических условий, способствующих взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями по создание новой формы общения, "доверительный деловой контакт"(далее "ДДК")(И. А. Карпенко,В. А. Петровский). "ДДК" состоит из четырёх этапов. 1.Трансляция родителям положительного образа ребёнка; 2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными для родителей; 3. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка; 4. Совместное изучение личности ребёнка, формирование общей программы воспитания. + Должностная инструкция.
Мария Чукмарёва # 5 августа 2014 в 06:13 +2
Спасибо, за дополнительную содержательную информацию и ваш отзыв!
Людмила Анатольевна Панова # 4 августа 2014 в 19:40 +2
Спасибо за полезный материал. Творческих успехов. Голос. Беру в копилку.
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 5 августа 2014 в 20:17 +4
Мария, спасибо за приглашение. Всё, что вы написали, конечно нам известно; но вы взяли хорошие мысли и собрали их в компактную статью; представили информацию доступным для молодых педагогов языком.
Говорят: "Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней". Основной причиной многих конфликтов между людьми зачастую становится неприятие человека таким, каков он есть. Прими человека каков он есть, изменится и ситуация. Спасибо за материал. Удачи! Голос+1!
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 5 августа 2014 в 21:41 +2
Профессиональный и опытный педагог постарается не допустить конфликтных ситуаций, однако, все понимают, что в жизни бывает всякое и неожиданное, так сказать «на старуху бывает проруха».
Абсолютно согласна с Татьяной Николаевной, что на основе Вашего материала можно, а в некоторых случая даже необходимо составить памятку и представить ее на родительском собрании, какие права и обязанности у воспитателя и у родителей.
Кроме того хотелось бы еще отметить ценные добавления Аллы Абдулмеджидовны о необходимости создания доверительного делового контакта с родителями. И конечно, воспитатель должен знать свои должностные инструкции. Все приходит с опытом. Полезная статья! Вам голос!
Евгения Алексеевна Дружинина # 7 августа 2014 в 00:05 +2
Отличный материал v
Анастасия Сергеевна Пыжьянова # 12 августа 2014 в 11:17 +2
Замечательный материал. Возьму его на заметку. С воспитателями часто проводим беседы, ведь конфликты с родителями не редкость.
Гасангусенова Аминат Зубайруевна # 18 сентября 2014 в 10:03 +2
спасибо за такой материал. Мне очень пригодится в работе с родителями. У меня скоро родительское собрание и многое возьму с вашего материала. вы просто меня спасли. Удачи вам во всем. Мой голос для вас.
Оксана Владимировна Столь # 19 ноября 2014 в 16:22 +1
Большое спасибо,Мария,за очень полезный материал для педагогов и родителей!Подписываюсь под всеми словами статьи!
Юлия Васильевна Иванова # 29 ноября 2014 в 12:17 +1
Мария, ваш материал нужен каждому педагогу. Некоторым поучится самим правильно общаться, другим для родителей. К сожалению, никакие ДДК не помогут, если родители не воспитанные люди или даже хамы. А такие всегда и везде бывают. Тут поможет только наше терпение и чувство собственного достоинства. Вот только "гореть на работе не надо"! В наше время и у молодых педагогов встречается такой психологический диагноз, как "выгорание" - не способность получать положительные эмоции от общения с детьми, усталость и раздражение по мелочам. Беру в закладки и голосую!
Екатерина Андреевна Струнина # 23 февраля 2015 в 15:25 +1
Очень полезная и правильная статья для педагогов и родителей. Хорошо бы для всех родителей провести собрание на эту тему в нетрадиционной обстановке, сделать для них памятки с содержанием этой статьи. Голос!!!
Марина # 2 марта 2015 в 18:54 +1
Отличная статья, но в ней нет ни слова о том, как вести себя родителям в том случае, если воспитатель лупит ребенка и орет на детей как пациент психиатрической больницы.
Олеся Александровна # 6 февраля 2016 в 21:09 0
Согласна с последним комментарием!!! Через два дня у меня собрание как раз по конфликту описанному в последнем комментарии. Я родитель, и я верю тому что говорит мой сын ( ему 5 лет). Это подтверждают некоторые дети, которые ходят с ним в одну группу и отрицают некоторые родители. В течении нескольких недель я расспрашивал сына, он повторял одно и то же, я обратилась к психологу, что работает в саду, узнаю результат завтра и буду решать, как вести себя на собрании. Кстати, конфлик возник пару месяцев назад, при смене воспитателей, до этого ходилив сад 3 года с удовольствием. Если бы были советы,как вести себя в таких ситуациях...