Конкурсы для педагогов и детей

Как помочь детям с тяжелыми нарушениями речи запомнить буквы

Обучение детей с речевыми нарушениями чтению
У многих детей с тяжелыми речевыми нарушениями при обучении грамоте возникают трудности на этапе ознакомления с буквами. Длительный и целенаправленный процесс обучения дошкольников чтению проходит несколько этапов. Т. Г.  Егоров выделяет первую ступень формирования навыка чтения  - овладение ребенка звуко-буквенными обозначениями.  
Чтобы дети не смешивали буквы по акустическому или оптическому сходству, нужно активизировать работу зрительного, слухового, речедвитательного,  тактильного, кинестетического анализаторов.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия и узнавания букв. Когда мы показываем букву и предлагаем назвать, ребенок соотносит ее внешний образ с соответствующим звуком и воспроизводит его. В этот период особенно важно помочь детям запомнить ее графическое изображение и правильно соотнести с фонемой, чтобы не закрепить неправильное представление о букве.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна несформированность фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия,   пространственных отношений, памяти, внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза. При обучении чтению детей это становится причиной более длительного периода усвоения букв, их смешивания, поэтому со многими из них приходится многократно повторять буквы. Все эти трудности могут вызвать у детей негативную реакцию на процесс чтения, у них пропадает интерес и желание заниматься.

Чтобы этого не случилось, в коррекционно-логопедической работе по обучению грамоте детей необходимо использовать игровые моменты, искать нестандартные решения инновационной педагогики, которые создают мотивацию для обучения чтению и делают его занимательным.         Увлекательные дидактические упражнения, игры  помогают им прочно запомнить образ буквы. В период изучения букв в НОД предъявляю картинки, которые отражают её образ, особенность внешнего вида и графического изображения. При этом читаю стихотворение:
                                 В старом дереве дупло,
                                 Ну, совсем как буква О.
                                          В. Степанов
                                 Буква Р – на мачте парус,
                                 Вдаль плывет, небес касаясь.
          
Каждому ребенку раздаю контурные изображения буквы и картинку к ней (Б – бабочка, Ш – шарик, З – зайка). Дети  обводят их ручкой в тетради и  раскрашивают синим карандашом, если буква согласная, а красным, если гласная.

Для закрепления букв использую в работе такие интересные для детей задания:
- сложить букву из счетных палочек;
- нарисовать букву на песке, манке, выложить из фасоли;
- «дорисовать» букву, превратить её в какой-то предмет;
- лепить из пластилина или теста азбуку (ребенок лепит букву и предмет, название которого начинается с этого звука);
- выложить букву и картинку с помощью нитки на бархатной бумаге;

Из кусочков ткани шью для работы с детьми буквы, которые несут в себе образ, помогающий их запомнить и правильно соотнести со звуком. Создаю их таким образом, чтобы  при рассматривании этих букв они  вспоминали стихи:
                               Снеговик, а с ней метелка
                               Буквой В стоит под елкой
                                     В. Волина
                                Буква Д как будто дом
                               Поселились дети в нем.
                  Е. Торшенко, Л. Малявина, С. Самусенко

Многие дети используют стихотворение про буквы в дальнейшем для того, чтобы вспомнить звук и правильно её читать. Если ребенок затрудняется назвать букву, предлагаю посмотреть на неё и вспомнить, на что она похожа (на калитку).
                            На калитку посмотри,
                            Чем она не буква И?
                            Между двух прямых досок
                            Одна легла наискосок.
                                     В. Степанов
Процесс обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи быстрее всего осваивают дошкольники, у которых сформированы основные компоненты устной речи и достаточно высокий уровень развития психических процессов. Быстро запоминают буквы и начинают читать те дети, у которых устранено дефектное произношение звуков, они умеют  четко произносить и различать сходные по звучанию буквы, владеют навыком звукового анализа и синтеза, осознают простейшие языковые закономерности.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедический конструктор Как научить ребенка читать Приемы обучения детей чтению Рекомендации родителям 1 класса. Обучение детей чтению

Похожие статьи:

Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи | С Новым Годом!
Опубликовано: 1080 дней назад (20 декабря 2013)
Просмотров: 1964
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!