Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности

Логопедическое занятие в старшей группе
Автор: Чурикова Ольга Николаевна учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №21 "Ивушка" города Губкина Белгородской области
С помощью данного конспекта занятия учителя-логопеды, воспитатели ДОУ, родители детей, имеющих речевую патологию, смогут систематизировать их знания о строении тела человека, о том, как руки помогают нам в повседневной жизни. Занятие насыщенно богатым речевым материалом для устранения у детей ошибок в устной речи, развития коммуникативных умений и навыков.

Тема: «Руки – наши помощники»
Цель: закрепление знаний детей о частях тела, о наших помощниках – руках, которые являются частью организма человека и органом осязания;
Коррекционно-образовательная:
• активизировать словарь детей по теме «Части тела»;
• развивать связную речь в процессе ознакомления с художественным произведением, умение вести диалог по прочитанному рассказу
В. Сутеева «Умелые руки»;
• учить отгадывать загадки и обосновывать свой ответ;
• образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образовывать множественное число существительных;
Коррекционно-развивающая:
• опытная деятельность в игре «Чудесный мешочек» для развития осязания;
• развивать психические процессы: мышление, память, внимание, воображение;
• работать над развитием графических умений и навыков;
Воспитательная:
• воспитывать желание заниматься, слушать взрослых и сверстников;
• воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к рукам;
• сохранять и укреплять здоровье детей посредством применения здоровьесберегающих технологий: физминутка, пальцевая гимнастика, су-джок терапия, игра с мячом.

Оборудование: Буратино, плакат с изображением частей тела человека, мяч, мячи для су-джок терапии, мелки, листы бумаги на каждого ребенка.

ИКТ ресурс: презентация «Мое тело»

Ход работы:
1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. «Ребята, положите руку на грудь, где находится ваше сердечко. Послушайте, как оно бьется, от него идет тепло, его становится столько много, что оно не помещается в груди. Давайте часть нашего тепла подарим нашим гостям.
2. Посмотрите, ребята, у нас сегодня в гостях Буратино. Он пришел из школы, принес свою любимую Азбуку, в которой лежит домашнее задание. Буратино не знает, как правильно его выполнить и просит у нас помощи, потому что учительница дала задание рассказать о частях тела человека, а он может рассказать только про свой длинный нос. Давайте расскажем Буратино о частях тела человека.

Презентация «Мое тело»
3. Игра «Если да, то хлопаем, если нет, то топаем»

Глаза помогают человеку видеть - да или нет?
Наш нос хорошо слышит – да или нет?
Сердце нужно для того, чтобы думать – да или нет?
Уши хорошо слышат – да или нет?
Язык нужен для того, чтобы разговаривать – да или нет?

4. Игра с мячом «Один-много»
Нога – ноги, рука – руки, щека – щеки
Колено – колени, ресница – ресницы, глаз – глаза
Игра с мячом «Большой – маленький»
Зуб – зубик, палец – пальчик, ухо – ушко,
Язык – язычок, нос – носик, живот – животик,

5. Ребята, второе задание в Азбуке Буратино содержит загадки о частях тела. Давайте ему поможем их отгадать:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают карандашом,
Ручкой, ложкой, топором. (Пальцы)
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ручки)

6. Беседа о руках:
Сколько у нас рук? Как они называются? (левая и правая). Расскажите, как устроена рука (плечо, локоть, запястье, кисть, пальцы, суставы, благодаря которым наши пальцы очень подвижны). Назовите наши пальчики: большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик.

Пальцевая гимнастика «Пальчики здороваются»
7. Руки - наши помощники, они делают очень много разной работы. Мы сами иногда не замечаем, как много они нам помогают. Давайте расскажем Буратино и покажем, что делали наши руки сегодня с утра (имитация действий):
• утром проснулись и потянулись
• чистили зубы
• умывались
• одевались
• завтракали
• взяли маму за руку и пошли в детский сад

8. Игра «Чудесный мешочек»
Ребята, на наших руках очень чувствительная кожа, даже не видя предмет, мы можем сказать на ощупь, что это такое.
Дети из мешочка достают предметы, стараются ощупать его руками, узнать и назвать, что это.

9. Давайте расскажем Буратино, что хорошего умеют делать наши руки? (пишут, рисуют, играют, застегивают пуговицы…). А могут наши руки делать плохие дела? (Да, дерутся, рвут, разбивают …) Как нужно беречь руки и за ними ухаживать?
- мыть с мылом
- стричь ногти
- в холодную погоду надевать варежки
- осторожно пользоваться острыми предметами, чтобы не порезаться
- осторожно обращаться с горячими предметами, чтобы не обжечься
- чтобы руки были ловкие, умелые, нужно делать массаж

Массаж рук су-джок терапия «Ёжики»
10. Ребята,садитесь за столы, поближе посадим Буратино, послушайте рассказ, который называется «Умелые руки».

Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, Ручка и Мячик – кто из них лучше.
- Я всех лучше, - сказала Иголка. – Посмотрите, какая острая.
- Я лучше всех, - сказал Карандаш, - я рисовать умею!
- Нет, я лучше всех, я писать умею, – сказала Ручка.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он лучше всех.
Долго они спорили, но так и не смогли решить, кто из них лучше: Иголка, Карандаш, Ручка или Мячик.
Вдруг в комнату вошли Умелые Руки. Они взяли Карандаш и нарисовали красивую картинку.
- Смотрите, смотрите, какой я молодец, - начал хвастаться Карандаш.
Умелые Руки взяли Иголку и на кусочке ткани вышили красивого петушка:
- Вот видите, какая мастерица, - гордо сказала Иголка, - я же вам говорила!
Умелые Руки взяли ручку и красивыми буквами написали:
- Милая мама, я выучила уроки и иду гулять.
Обрадовалась Ручка и закричала:
- Смотрите, я лучше всех! Как я умею красиво писать!
А Умелые Руки взяли Мячик, и пошли на улицу. Мячик запрыгал от радости высоко-высоко.
- Вот как я умею! Вот так, вот так!
Пришла домой мама, увидела, картинку, петушка, прочитала записку и сказала:
- Умелые Руки у моей дочки. Все она умеет делать!

Беседа по вопросам:
- Как называется рассказ?
- Какие руки можно назвать умелыми?
- Кто хвастался между собой?
- Что говорила Иголка (Карандаш, Ручка, Мячик)?
- Что делали Умелые Руки с этими предметами?
- Кто же на самом деле эти Умелые Руки?

Физминутка: «Две руки»

Две сестрицы, две руки,
Рубят, роют, строят,
Рвут на грядке сорняки,
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки,
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая!

11. Ребята, вы сейчас слушали рассказ про «умелые руки», а как вы думаете, какие руки можно назвать «золотыми»? (которые все умеют делать хорошо).
- Какие руки можно назвать «ласковыми» (которые обнимают, гладят, жалеют…)
- У кого бывают «волшебные руки»? (у волшебников, фокусников, магов).

«Волшебные ладошки» - предлагаю вам стать настоящими волшебниками, на листе бумаги обвести свои ладошки, превратить их в какой-то необычный предмет и подарить красивые рисунки Буратино, чтобы он вспоминал наше интересное занятие.

12. Итог занятия. Дети рассматривают выставку рисунков, рассказывают Буратино, во что они превратили свою «волшебную ладошку», прощаются с Буратино.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) | Инновационные формы работы учителя-логопеда с родителями
Опубликовано: 346 дней назад (30 декабря 2015)
Просмотров: 371
+1
Голосов: 1
Татьяна Ивановна Павлова # 30 декабря 2015 в 21:28 0
Замечательная разработка, она поможет тем. кто работает в детском саду, но кое-что я тоже попробую в своей работе, у меня в 5 классе есть ребята с нарушениями речи.
Анна Петровна Артемьева # 31 декабря 2015 в 05:25 0
Ольга Николаевна, спасибо вам за хороший лексический материал по данной теме. На занятии прослеживается единая сюжетная линия, задействованы все органы чувств при изучении ребёнком своего тела, использована игровая мотивация. Творческих вам успехов!
Светлана Вячеславовна Клокова # 10 февраля 2016 в 14:16 0
Очень интересная разработка занятия. Удивлена, почему так мало комментариев. Дети в интересной форме закрепят тему "Части тела", проработают лексико-грамматические категории,будут развивать связную речь.