Конкурсы для педагогов и детей

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

Из опыта работы логопеда
Положительный результат сохранения и укрепления здоровья дошкольников возможен при условии совместной работы сотрудников ДОУ и их родителей,   понимании  значимости и важности всех форм проводимой оздоровительной работы с детьми. Концепция современного дошкольного образования предусматривает сохранение и активное формирование здоровья и здорового образа жизни у воспитанников.

Использование учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших средств коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Массаж, физминутки, релаксация, дыхательная, артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика являются неотъемлимой частью логопедической работы.       Здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Разнообразные методики позволяют укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни, стабилизировать психоэмоциональный фон, чтобы они могли полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность.

Главными воспитателями ребенка являются родители. Его физическое состояние и настроение зависит от того, какое внимание они уделяют здоровью малыша, поддерживают ли режим, к которому он привыкает при посещении дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействуя с семьей дошкольников, учитель-логопед проводит работу по пропаганде здорового образа жизни, помогает осознать необходимость проведения мероприятий по укрепления здоровья детей и тем самым оказать помощь в преодолении речевых нарушений.

Информационно-аналитическая форма работы учителя- логопеда с семьей включает в себя опросы родителей,  анкетирование, которые позволяют выявить, что они делают для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень полезны для ребенка игры с мячом, потому что при этом происходит повышение общего тонуса организма, развитие координированных движений рук, создается положительный настрой в процессе совместного времяпровождения семьи. Родителям предлагаю играть в такие речевые игры с мячом: «Доскажи словечко», «Назови последний звук», «Один – много», «Большой – маленький», которые   развивают у детей мышление, внимание, память, помогают закрепить речевые умения и навыки.

Информационно-практическая форма работы  подразумевает проведение логопедом родительских собраний, тематических  консультаций оформление информационных стендов, буклетов, памяток.

При поступлении детей с тяжелыми нарушениями речи в группу компенсирующей направленности логопед в обязательном порядке проводит родительские собрания, на которых объясняет необходимость проведения с детьми артикуляционной гимнастики с целью укрепления мышечной системы, улучшения кровоснабжения и иннервации органов артикуляционного аппарата, что в дальнейшем облегчает для ребенка процесс устранения дефектов звукопроизношения.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, способствующая формированию речевого дыхания для овладения  правильным произношением и построением плавного, слитного речевого высказывания. Применяемые в логопедической работе упражнения дыхательной гимнастики, координируют и ритмизируют дыхательные движения, что в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма,  является профилактикой простудных заболеваний.  

На родительских собраниях и практических консультациях логопед показывает, как в игровой форме дома можно провести с детьми артикуляционную и дыхательную гимнастику. Важно уточнить последовательность, дозировку и атрибутику этих игр (зеркало, воздушные шары, соломинки, ветрячки, игрушки для выработки целенаправленной воздушной струи).
Информационный стенд в логопедическом уголке используется для того, чтобы рассказать родителям, каким образом можно укрепить здоровье детей и одновременно помочь в развитии речи детей.

Общепризнано, что пальчиковая гимнастика, применяемая логопедом в непосредственно-образовательной деятельности  – одна из разновидностей технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Стихотворная форма проведения пальчиковых игр – это  инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые очень нравятся детям.

В логопедической работе применяется метод самомассажа Су – джок терапия, который является одним из лучших достижений восточной медицины. Ручной массаж колючим резиновым мячиком кистей, пальцев рук, стоп очень полезен для организма человека. Приемы Су - Джок терапии используются учителем-логопедом в качестве массажа при дизартрических расстройствах речи, с целью развития мелкой моторики пальцев рук, и  укрепления организма.  В домашних условиях родители могут использовать «колючий мячик»  после консультации логопеда для игры и развития ребенка, гармонизации детско-родительских отношений.

С целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, учитель-логопед  изготавливает памятки и буклеты, которые несут в себе задачу индивидуального или узкопрофильного консультирования. Небольшой объем материала для памятки, буклета позволяет познакомить родителей с проблемой, которая является для них актуальной в данный момент: «Как выполнять с детьми артикуляционную гимнастику»,  «Как развивать мелкую моторику рук у детей». Они могут взять буклет с собой и ознакомиться с его содержанием в транспорте, вечером, в свободное время. Таким образом,  логопед обращает внимание родителей на типичные трудности детей с тяжелыми нарушениями речи, специфические виды стимулирования детской речи, необходимость использования различных способов для их оздоровления.

Проведение открытых занятий -  один из самых популярных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Физминутки в работе с детьми применяются при первых признаках проявления утомления, снижения работоспособности, потере интереса и внимания. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием работы с дошкольниками для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети любят выполнять физминутки, учатся проговаривать слова и согласовывать их с различными движениями.

Дети в течение дня испытывают большие нагрузки на глаза, особенно при использовании в работе средств ИКТ. Логопед при проведении мастер-классов показывает родителям, как правильно проводится гимнастика для глаз, чтобы они могли в домашних условиях использовать их для снятия зрительной усталости у детей после игры за компьютером или длительного просмотра мультфильмов.

Для  сохранения и укрепления психического  здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, на своих занятиях учитель-логопед использует такой оздоровительный прием, как релаксация. Этот комплекс расслабляющих упражнений позволяет снять эмоциональное возбуждение у детей, напряжение с мышц рук, ног, шеи, речевого аппарата. Для родителей логопед проводит практическую  консультацию для того, чтобы они могли выполнять эти упражнения дома с детьми вечером и в выходные дни.  

Родители заинтересованы в устранении речевых нарушений у детей, сохранении и укреплении их здоровья, поэтому посещают логопедический лекторий «Помогите своему ребенку». Взрослые надеются узнать различные игры и упражнения,  доступные для занятий  дома с детьми.

В процессе взаимодействия учителя-логопеда с семьей создается атмосфера партнерских отношений, общности интересов, профессиональной и эмоциональной поддержки в длительной работе  устранения тяжелых нарушений речи у детей. Правильно организованная современная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более осознанно и действенно участвовать в процессе сохранении и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, коррекции речи и их воспитании.

Рекомендуем посмотреть:

Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

С Новым Годом! | Сценарий зимнего праздника для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 1055 дней назад (16 января 2014)
Просмотров: 2713
+1
Голосов: 1
Васса Сергеевна Сальникова # 17 января 2014 в 15:57 0
Работа логопеда трудна и кропотлива..Удачи Вам, Ольга!
Ольга Чурикова # 17 января 2014 в 20:09 0
Положительный результат в нашей работе можно получить только через ежедневные занятия. Да, наверное, это касается любой работы с детьми.Спасибо за добрые слова!