Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие для учеников музыкальной школы "Путешествие в страну русского фольклора"

Конкурсно-игровая программа "Путешествие в страну русского фольклора"

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.

Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Это мероприятие можно провести как внеклассное занятие по народному творчеству.

Цели:
Привить интерес к русскому народному творчеству, обычаям и традициям своего народ

Задачи:
• мотивация школьников к изучению фольклора своей страны;
• активизация досуга, познавательной деятельности учеников;
• развивать память, внимание, мышление, речь;
• развитие чувства коллективизма, умения работать в команде;
• Развивать актерское мастерство.

Оборудование: карточки с заданиями, музыка к конкурсам, инструменты: трещотки, ложки, бубен. Для эстафеты: 2 сковороды, жолоб, 6 яиц,2 шубы, 2 маски.

Предварительная работа: Изготовление жетонов, дипломов и призов для команд. Изготовление карточек и картинок с заданиями.

Организационные вопросы: Детей поделить на команды, выбрать капитана каждой команды, дать командам название (совместно с детьми)
ХОД ИГРЫ:
Учитель:
Здравствуйте, ребята! На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать. Сегодня мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

Первая команда... и ее капитан...
Вторая команда... и ее капитан...

Оценивать работу команд будет жюри (представление жюри)
Итак, начинаем!

РАЗМИНКА СТАНЦИЯ "ЗАГАДОК"


За каждый правильный ответ команда получит жетон. Команды отвечают по очереди:
1. Не огонь, а жжется (крапива)

2. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице (морковка)

3. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка,
Собаки на нее воют, - а достать не могут (луна)

4. Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (горох)

5. Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (молоко)

6. Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)

7. Стоит Аленка — платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (береза)

8. Без окон без дверей
Полна горница людей. (огурец)

СТАНЦИЯ "МУЗЫКАЛЬНАЯ"

• Командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ – жетон.
1. Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
3. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
4. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)
5. Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)
6. Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?(балалайка)

7. У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш...(баян)

8. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(Ложках)

9. Он поход на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)

10. Инструмент играет весело.
Есть меха, клавиатуры у него.
Если поиграет хоть немножко,
Все узнают инструмент — ... (Гармошка)

11. Деревянные пластинки, разноцветные картинки, Стучат, звенят – плясать велят! (Трещотки)

12. Бьют в него - не барабан.Солнце встретит с ним шаман,И на празднике он будет-Скрипкам подыграет…(бубен)

КОНКУРС КАПИТАНОВ "ЧЕЛОВЕК ОРКЕСТР".




Капитанам выдаются инструменты: трещотки, ложки, бубен. Задача капитанов под музыку по очереди представить зрителям каждый инструмент, показать как он играет, как выглядит. Оценивается не только игра на инструменте, музыкальность, ритмичность, а так же и актерское мастерство. Жюри будет внимательно следить за ходом конкурса и выявит лучшего.

СТАНЦИЯ "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ"


ВИКТОРИНА «ПРАЗДНИКИ»
Перед вами 4 карточки с вопросами по русским народным праздникам. Капитаны команд выбирают карточку и совместно с командой отвечает на вопросы.
Если команда не отвечает или отвечает неправильно, то вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ – жетон. Капитаны команд должны вытянуть всего по 2 карточки , но вытягивать их нужно по одной, каждый капитан по очереди. Вытянул, ответили на вопросы- очередь вытягивать передается капитану из другой команды, и так 2 раза.




Ответы:
Карточка Масленица
1. Старинный славянский праздник проводов зимы
2. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей, комоедицей.
3. Семь дней .Понедельник-встреча. Вторник- заигрыш. Среда – лакомка. Четверг – широкий. Пятница – тещины вечерки. Суббота- золовкины посиделки.Воскресенье – прощенный день
4. Встречает весну и провожает зиму
5. Чучело Масленицы, блины, катание на санях
6. Нищим

Карточка Святки
1. 2 недели
2. По одним источникам это слово происходит от старославянского свиатки – души предков , Еще одна версия: слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на Святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа.
3. Святые вечера и Страшные вечера
4. Ряжение и колядование
5. Козу, медведя, лося, журавля
6. Колядующих возглавлял человек с большим мешком –его называли мехоноша

Карточка Иван Купала
1. В ночь с 6 на 7 июля
2. Цветок Ивад-да-Марья, солнце, венок, огонь, вода, папоротник
3. Очищение огнем давало жизненные силы, заряжало человека, а вода, как более темная стихия, должна была защитить именно от нечистых сил.
4. Обливали водой друг друга и прохожих, разжигали костры и прыгали через них, гадали на венках
5. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд. Считалось что, тот кто найдет цветок папоротника обретет удачу, счастье и найдет любовь. Также он будет обладать тайными знаниями, сможет видеть где зарыты драгоценнейшие клады, он будет понимать языки животных
6. Гадания на венках, гадания на травах.

Карточка Пасха
1. В зависимости от лунного календаря для конкретного года рассчитывается день праздника Пасхи (таблички с такими расчетами называются Пасхалии). Праздник приходится на период с 4 апреля до 8 мая.
2. Вода (пасхальные ручьи), Жизнь (пасхальные куличи и крашеные яйца), Благодатный огонь
3. Пекли куличи, красили яйца, христосовались, ходили в церковь.
4. Христосование
5. Мария Магдалина преподнесла императору куриное яйцо и сказала: «Христос Воскрес»
6. Окрашенное в красный цвет яйцо раньше называли крашенка, расписное – писанка, а деревянные пасхальные яйца –яйчата


"ЭСТАФЕТА ПРАЗДНИКОВ"
Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (Масленица)



Для того чтобы напечь вкусные блины нам необходима … сковорода. Итак вы помощники повара, ему срочно понадобилась сковорода для выпечки блинов. Командам выдается по сковороде, участники команд по очереди берут сковороду и бегут до финиша и обратно, передают эстафету следующему игроку. Кто быстрее.

Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша ... !(Пасха)


Предлагаю командам поиграть в старинную игру «катание яиц по жолобу». От каждой команды мне понадобится по 3 человека, образуются 3 пары противников. Перед вами «жолоб»- небольшая деревянная горочка. Задача игроков спустить яйцо с горки так, чтобы оно укатилось дальше, чем яйцо «противника». Игру начинает первая пара (1 игрок из одной команды, 1 игрок из другой), остальные 2 пары ждут очереди. За каждую победу – жетон.

Этот праздник самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки в самом деле
Веселились две недели.
Песни пели и рядились...
Наряжались веселились. (Святки)


Для каждой команды подготовлена шуба и маска. Задача каждого участника по очереди одеть шубу и маску добежать до финиша взять конфету и прибежать обратно, передать эстафету другому. Кто быстрее.

СТАНЦИЯ "ПОСЛОВИЦЫ"

• Пословицы задаются командам по очереди, за каждый правильный ответ – жетон. Если команда не знает ответа или отвечает неправильно, вопрос предается другой команде.

1. Слово не воробей….(вылетит не поймаешь)
2. Видит око…. (да зуб неймет)
3. Слышит звон… (да не знает где он)
4. У семи нянек..(дитя без глазу)
5. Труд человека кормит…(а лень портит)
6. После драки…(кулаками не машут)
7. Волков бояться..(в лес не ходить)
8. Лучше синица в руке..(чем журавль в небе)
9. Хочешь есть калачи ..(не сиди на печи)
10. Без труда..(не вынешь и рыбку из пруда)

"РАЗГАДАЙ"
Перед вам ребус в котором зашифрована пословица. Задача разгадать ребус, кто быстрее
(Ответ: «Хлеб всему голова»)

СТАНЦИЯ "РУССКИЕ СКАЗКИ"

«Сказочные картинки».
Перед командами картинки из разных русских сказок, задача команд угадать какие сказки изображены на картинках. Кто быстрее









(ОТВЕТЫ: "Лиса и волк", "Гуси лебеди","Иван Царевич и серый волк","Коза дереза", "Колобок","Маша и медведь", "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок", "Царевна лягушка")

"СКАЗОЧНЫЕ ВОПРОСЫ"
Командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ- жетон. Если команда не знает ответа или отвечает неправильно, вопрос предается другой команде.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника.(свист)

6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы ? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка(печь)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

12. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? ( Колобок )

13. В какой русской народной сказке человеку помог волк? ? ( Иван-царевич и серый волк)

14. Какой герой сказки вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

15. Кого в сказке величают по отчеству – Патрикеевна? (лиса)

16. Кто развалил теремок? (медведь)

17. Кто первым встретился с колобком? (заяц)


Жюри подводит итоги, награждает команды.

Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы прошли нелёгкий путь и как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело! Преодолевая препятствия вы вспомнили, русские инструменты, русские праздники, пословицы, загадки. Чаще бывайте в этой стране - пойте русские народные песни, читайте сказки, потешки, считалки, играйте в игры. До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ:
ШАБЛОНЫ ЖЕТОНОВ


Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Конспект открытого урока-игры для младших школьников. Путешествие по стране красивой речи | Музыкальные игры - упражнения для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства детей
Опубликовано: 147 дней назад (15 июля 2016)
Просмотров: 485
+9
Голосов: 9
Светлана Михайловна Киселёва # 15 июля 2016 в 19:02 +3
Здравствуйте Дарья Анатольевна!Превосходная конкурсная программа.Систематизировали весь материал по знакомству с традициями, обычаями русского народа.Все красочно оформлено и загадки и вопросы! Все это помогает воспитывать любовь к культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Творческих успехов Вам! ГОЛОСУЮ!
Дарья Анатольевна Пахомова # 16 июля 2016 в 03:01 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна!Спасибо большое за комментарий и за голос!
Татьяна Александровна Толстикова # 16 июля 2016 в 12:34 +5
Дарья Анатольевна, здравствуйте! У Вас получилась очень насыщенная конкурсно-игровая программа, которая знакомит с русским фольклором, закрепляет знания детей о традициях и обычаях русского народа. Ребята могут не только показать свои знания по русским народным сказкам и пословицам, но и проявить свои творческие способности, реализовать двигательную активность, получить заряд бодрости и позитива. Для публикации подобраны красочные иллюстрации. С удовольствием голосую. Удачи Вам!
Ольга Анатольевна Сорванова # 16 июля 2016 в 23:27 +2
Здравствуйте, Дарья Анатольевна! Ваше мероприятие вызывает радостное настроение, эмоциональный подъем, формирует праздничную культуру, вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. И как говорил академик Д.С.Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.....» С удовольствием голосую!
Софья Владимировна Юхнина # 18 июля 2016 в 09:43 +1
Дарья Анатольевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом конкурсной игровой программы "Путешествие в страну русского фольклора". Яркое оформление Вашей разработки привлекло моё внимание. Содержание грамотно выстроено, всё продумано, увлекательное и познавательное мероприятие получилось. Вы создаёте условия для формирования интереса к русскому народному творчеству, обычаям и традициям своего народа в креативной форме.
Мой голос +4, УДАЧИ!!!
Дарья Анатольевна Пахомова # 18 июля 2016 в 11:38 0
Здравствуйте, Софья Владимировна!Спасибо за комментарий и голос!Очень приятно, буду стараться!
Оксана Николаевна Однобурцева # 18 июля 2016 в 11:03 +2
Я голосую за вашу работу, потому что имеется хорошая подборка различных вопросов и загадок. Но когда, в самом начале я прочитала, что вы педагог народного пения, то честно сказать, была в ожидании, что все вопросы будут относительно музыкального фольклора и народных песен. У вас же музыка представлена лишь народными инструментами на музыкальной станции. В основном же, сценарий такой же, как и у многих -пословицы, сказки, загадки.
Дарья Анатольевна Пахомова # 18 июля 2016 в 11:36 +1
Здравствуйте, Оксана Николаевна! Спасибо за комментарий. Дело в том, что данная работа написана специально для предмета "Народное творчество", которое я тоже преподаю, а русский фольклор - это как известно не только народные песни и музыка. Но в следующей работе я обязательно учту ваше замечание.Спасибо!
Наталья Викторовна Боголапова # 19 июля 2016 в 23:23 +1
Здравствуйте Дарья Анатольевна, Ваша разработка очень ценна в плане духовного воспитания ребятишек! Программа конкурса разносторонняя, насыщенная, ребята не только усвоили знания по русской культуре, но и получили заряд положительных эмоций! Подобные мероприятия помогают воспитанию в будущем хороших людей! Голосую с удовольствием!
Дарья Анатольевна Пахомова # 20 июля 2016 в 03:08 0
Здравствуйте, Наталья Викторовна!Большое спасибо за комментарий и за голос!
Наталья Владимировна Ежевская # 23 июля 2016 в 08:48 +1
Дарья Анатольевна, благодарю за приглашение и возможность ознакомиться с такой творческой разработкой. Очень нравится динамичность проведения занятия, насыщенность разнообразными и очень интересными заданиями. В форме увлекательной игры идет обучение, за которым стоит привитие любви к нашим истокам, народным традициям. Рукоплещу как литератор! Примите мой голос!
Татьяна Гуляева # 24 июля 2016 в 22:25 +1
Дарья Анатольевна!
С удовольствием поучаствовала в Вашей игровой программе!
Работа великолепная - содержательная и интересная!
Имеет огромную воспитательную и развивающую ценность.
Непременно голос!
Дарья Анатольевна Пахомова # 24 августа 2016 в 08:34 0
Здравствуйте, Татьяна!Спасибо вам за комментарий и голос!
Екатерина Викторовна Коваленко # 2 августа 2016 в 20:00 0
Здравствуйте, Дарья Анатольевна! Познакомилась с Вашим материалом. С удовольствием отмечу прекрасную подборку нужного, интересного материала, который лежит в основе хорошего, красочного оформления работы. Однако, меня несколько озадачило отсутствие песенного фольклора, который составляет гигантский культурный пласт и поражает своим многообразием, поэтичностью и музыкальностью. Я согласна с мнением коллег, которые высоко оценили именно литературную составляющую конкурсной программы. За неё отдаю голос! smile