Конкурсы для педагогов и детей

Применение технологии "Критическое мышление" в начальной школе

Технология "Критическое мышление".
В современном мире в поиске интересных подходов в построении уроков большую роль играет применение технологии критического мышления, которое является актуальным для развития обучения и преподавания во всем мире. Казахстан, на данном этапе развития системы образования стремится заимствовать все самое лучшее из мирового опыта. В одном из выступлений Министра Образования и Науки Республики Казахстан были обозначены проблемы, существующие в учебном процессе: передача готового материала учителем ученику, ориентация на простой путь усвоения знаний, доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика. В связи с этим, им были определены и поставлены цели и задачи: обновление содержания среднего образования для воспитания, обучения и развития высоконравственной, творческой, критически мыслящей личности, способной непрерывно повышать собственный уровень образования и культуры, направить организацию образовательного процесса на воспитание творчески мыслящего, активного человека, способного саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков [2, 154].
Как сформировать такое мышление у учеников младшего школьного возраста, ведь их мышление существенно отличается от мышления ученика среднего и старшего звена? Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения: низкая концентрация внимания, низкая способность воспринимать информацию на слух, присущ кратковременный вид памяти, невнимательность, забывчивость, неорганизованность и рассеянность, слабая саморегуляция. Ребенок развивается постепенно, по определенным этапам, которые должны предполагать разные формы обучения и виды мышления. Критическое мышление является одним из продуктивных видов мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления [2, 154]. Современные исследования подтверждают, что обучение происходит эффективнее, и интеллектуальные достижения возрастут, если учеников активно вовлекать в обсуждение, диалог и аргументацию.
Внедряя модуль «обучение критическому мышлению» в процесс обучения, я тщательно продумывала каждый этап так, чтобы детям было и интересно (чтобы сконцентрировать внимание) и одновременно развивать критическое мышление. Раньше, при подготовке урока, уделяла внимание материалу, на котором строилась дальнейшая работа урока. А сейчас, я планирую урок так, чтобы на каждом этапе прослеживалось критическое мышление.
Свои уроки я строю по определенной структуре: вызов, осмысление, рефлексия.
Стадию вызова я организую в виде фронтального опроса, где задаю вопросы высокого и низкого порядка по теме, изучаемой на данном уроке, тем самым определяю для себя зону ближайшего развития, уровень знаний материала учащимися, вижу отправные точки. При этом ученики учатся отвечать на вопросы не только кратко, но и давать развернутый ответ, что развивает не только мышление, но и устную речь. Например, при изучении новой темы «Органы чувств человека», для определения уровня уже имеющихся знаний, я использовала вопросы высокого и низкого порядка ( Где находятся глаза? А уши? Для чего нам эти органы? Что мы можем услышать при помощи органа слуха? и так далее ) У учащихся 1 класса еще не совсем удается выразить свои мысли правильно, направить свой ответ в правильное русло, найти подходящие слова. У каждого ребенка мыслительная деятельность развита по-разному. Кто-то менее сообразителен, у кого-то мышление развито очень хорошо. Раньше для меня было достаточно услышать от ребенка правильный ответ, на свой вопрос. Сейчас я понимаю, что я ограничивалась только простыми односложными ответами, тем самым совершая ошибку в своей преподавательской деятельности. Теперь же изучив модель «развитие критического мышления» я поняла, что необходимо развивать мыслительную деятельность ученика дальше. По его ответу, темпу, выдержке, паузах, тихому или высокому тембру, могу определить, на сколько ему легко ориентироваться в заданном учителем вопросе, на сколько хорошо он понял материал. Любые ответы стараюсь поддержать соответствующими выражениями (верно, так, правильно, молодец). На этом же этапе происходит развитие критического мышления не только через определение темы урока, но и при составлении критериев успеха.
На стадии осмысления, ученик, получая новую информацию, соотносит с теми знаниями, которые получил и воспроизвел на стадии вызова. Этот этап организовывала в форме парной или групповой работы. При этом использовала такие приемы, как:
- обсуждение - на втором уроке обмен информацией происходил между группами;
- диалог – продуктивно прошел диалог на третьем уроке, где ученики отвечали на вопросы не только учителя, когда ребята выбирали верные утверждения.
В силу своего возраста, ученики не могут аргументировать, привести доказательства. Для развития умения отстаивать свою точку зрения, мне необходимо использовать на уроках разные формы аргументирования, предложенные Мерсером (2000):
- диспут (необходимо создавать ситуации, в которых ученики будут конкурентами, будут спорить, убеждать в правоте своего м нения обоснованно)
- исследовательская форма(когда ученики подвергают сомнению и оспариванию материала, что будет непременно будет повышать уровень развития критического мышления, будет взаимообучающим процессом).
Психологи К.Уейд и К.Таврис считают, что критическое творческое мышление- это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обосновательных выводов[1]. Согласно этому утверждению на одном из уроков использовала прием «Выбери верные утверждения и докажи, почему ты их выбрал». Здесь ученикам предоставляется возможность критически мыслить, что и подразумевает модуль критического мышления. Учащимся было предложено упражнение, в ходе которого каждая группа должна выбрать утверждения о правилах гигиены в соответствии с органами чувств:
1 группа - орган обоняния и язык,
2 группа - орган зрения,
3 группа - слуха.
Целью этого задания было развитие умения анализировать и сопоставлять. Ученики выбрали верные утверждения для постера, но они были общие для всех органов чувств. Ни одна группа ни сопоставила утверждения по заранее определенному правилу. В ходе наблюдений за мышлением участников групп, я пришла к выводу, что необходимо проводить «задания на сопоставление» совместно с учителем, где учитель будет выступать в роли направляющей и по мере необходимости выстраивать подмостки, помогающие достичь нужного результата. Используя групповую и парную работу, я создаю непринужденную обстановку и развиваю умение сотрудничать друг с другом, учатся понимать и идти на уступки, находить компромиссы.
Критическому мышлению присущ рефлексивный характер, оно взаимосвязано с общением и психологией личности и имеет тесную связь не только с познавательной сферой, но и с мотивационной.
Третья стадия - рефлексия подразумевает проведение обратной связи, которая играет важную роль как для учителя, так и для ученика. Учитель может увидеть, на сколько хорошо усвоен материал урока, наметить пути преодоления барьеров, возникших на данном уроке, чтобы на последующих занятиях не допускать подобных ошибок. Ученик, осуществляя рефлексию своей деятельности, анализирует и классифицирует изученный материал, учится выслушивать чужое мнение и защищать свое. Также применяю подобный прием («У меня все получилось», «Могу лучше»).
По мнению Дайаны Халперн критическое мышление - это применение когнитивных техник или стратегий, которые дают больше шансов для достижения желаемого положительного результата. По этому определению мышление должно быть целенаправленным, саморегулируемым (Халперн Д. «Психология критического мышления»,2000) [3, 512]. Поэтому, согласно этой стратегии, все задания для учащихся я буду направлять на развитие вдумчивых навыков работы с материалом. Используя критическое мышление, учащиеся сравнивают, анализируют, устанавливают связь, выявляют причину, умеют предполагать и находить выход из любой ситуации. В ходе таких уроков я выполняю такие задачи, как: развитие любознательности, привитие интереса к предметам, научить самостоятельному добыванию знаний. Поэтому на уроке я применяю следующие приемы: диалогическое обучение, дискуссия, дебаты, обсуждение, вопросы высокого и низкого порядка.
Эти методы помогли увидеть продуктивность работ. Пусть ученикам еще не удается выразить свои мысли ясно, четко и уверенно, но они пытаются это делать. Сдвиг процесса обучения очевиден.
Применяя модуль Программы «Обучение критическому мышлению», пришла к выводу, что учащиеся первого класса находятся в самом начале пути развития критического мышления. Мне необходимо и дальше на уроке создавать проблемные ситуации, где в форме беседы или в диалоге будет сформулирована учениками тема урока и составлены критерии успеха. При этом учащиеся будут учиться анализировать знания. Если они чего-то не знали, то в ходе решения проблемы они восполнят эти пробелы. На практике я использовала схему «вопрос-ответ», при этом я старалась объяснить ученику, что как для меня, так для других очень важно любое его мнение. Зачастую, при опросе, я слышу ошибочные ответы, но стараюсь применять только поддерживающие фразы и реплики. Внедряя модуль «обучение критическому мышлению» осознала, что влияющим фактором является постановка учителем вопросов.
Я заметила, что при использовании технологии «Критического мышления» возросло сотрудничество между учителем и учеником, повысилась активность самих учащихся, уменьшилось психологическое напряжение. Работая по данной технологии, я со временем приду к тому, что учащиеся будут решать свои потребности и уметь решать свои проблемы самостоятельно, будут уметь оценивать собственную деятельность, будут развивать коммуникативные способности, следствием которых станет самосовершенствование.
Подводя итог всему вышеизложенному, могу уверенно сказать, что данный модуль должен быть основополагающим в моих уроках, так как вызывает интерес у учащихся к предмету, позволяет осознанно и самостоятельно изучать информацию, развивает саморегуляцию. Чтобы развивать критическое мышление учащихся, мне необходимо использовать следующие модели взаимодействия: исследовательский разговор, аргументированный диалог. Что будет способствовать развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по достижению смысла и знаний [2, 155]. Также мне необходимо развивать критическое мышление индивидуальной направленности:
- Персонально давать задания, основывающиеся на знаниях, которые уже имеются у учащихся. Ученикам с сильной мотивацией предложить более усложненные задания, требующие применения исследовательских навыков (тем самым буду повышать уровень мышления).
- Давать одно и тоже задание всем и получать разный результат, при этом способные ученики будут объяснять ученикам со слабой мотивацией. Таким образом развивать саморегуляцию
- Менять ритм работы. Задачи общие, но отводить время для решения в зависимости от навыков учеников. Способный ученик успеет выполнить дополнительную работу
- При решении одной и той же задачи, одни ученики получают меньше поддержки, другие больше
- При решении общих задач предоставлять различные ресурсы, требующих исследовательских развитых навыков
- Сгруппировать учеников таким образом, чтобы создать ситуацию успеха
- Распределять роли в группе
- Дифференцированный подход при распределении заданий.
«Пусковым механизмом критического мышления,- отмечает В.Ружжеро, - является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы». Если мы спрашиваем себя: « Как это произошло? Почему это так, а не иначе? Что здесь не так?», мы тем самым выходим на путь к правильному определению проблемы [1]. Применяя на уроках приемы и методы критического мышления, мы содействуем тем самым его развитию.
Литература
1. Интернет-ресурс: noelrt
2. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. 2012
3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.: ил.- (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00122-5

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории Казахстана в 10 классе. Звериный стиль, культура саков
Открытый урок познания мира в 1 классе. Тема: «Зима»
Опубликовано: 747 дней назад (21 ноября 2014)
Просмотров: 5133
0
Голосов: 0
Людмила Юрьевна Кондрина # 21 ноября 2014 в 21:08 0
Уважаемая Дина Михайловна! Интересная работа, но трудно воспринимается. мое предложение:выработать структуру изложения материала , т.е метод цель: пример из опыта, полученный результат. Спасибо. С уважением Л.Ю.