Конкурсы для педагогов и детей

Как преодолеть застенчивость у детей дошкольного возраста

Застенчивость у детей дошкольного возраста
Автор: Дирконос Марина Николаевна, воспитатель  МКДОУ  детский сад № 64, город  Россошь, Воронежская область.
Описание статьи:  данная статья  полезна  воспитателям, в особенности молодым начинающим  педагогам, а также родителям, которые столкнулись с проблемой застенчивости  своих детей – дошкольников, может использоваться для докладов на педсоветах, родительских собраниях, консультациях для родителей. Отражены причины, проблемы застенчивости детей, а также даны теоретические и практические рекомендации  по работе с детьми.

Воспитание эмоций и чувств человека  необходимо начинать  с самого раннего детства, потому что эмоциональный мир играет важную роль  в жизни каждого человека. Для детей, как и для взрослых,  свойственны самые разные эмоциональные состояния: агрессия, страх, гнев, застенчивость,  радость, сострадание и так далее.  В своей статье я хотела  бы акцентировать внимание на таком психическом  проявлении детей, как застенчивость.  В психологии дано  определение  понятия «застенчивости» - это комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда,  препятствующий нормальному общению,  наиболее  часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Работая с дошкольниками много лет, можно с уверенностью составить психологический портрет застенчивых детей. Они всегда послушны, исполнительны, их  часто называют  «тихонями».  Ребенок со своей любимой игрушкой  уединяется в уголке, при этом активно наблюдает за окружающими. Задавая вопрос  таким детям, ответ  на него, скорее всего, ты не получаешь, хотя  ребенок может все  знать.  У  застенчивого малыша возникает страх, что на него обратят внимание,  и это не даёт положительного  развития  эмоциональной сферы ребенка.  Внешне  кажется, что  такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри, и могут  стать причиной серьезных заболеваний. Психологи,  в ходе многочисленных наблюдение и экспериментальных исследований, установили ряд причин застенчивости. К ним можно отнести темперамент ребенка. Меланхоликам  и флегматикам,  более свойственно проявление застенчивости.  Немало важную роль на формирование болезненной застенчивости оказывает  семья. Сюда можно отнести чрезмерную опеку родителей, стремление оградить своё чадо от всех негативных жизненных проявлений, а также лишение ребенка общения со сверстниками.

Работа педагога с застенчивыми детьми должна вестись во всех направлениях:  с ребенком, родителями, и, возможно, с психологом. Очень важно установить с малышом личностный контакт. Этому способствует  спокойный, доброжелательный тон. Необходимо слушать ребенка, чтобы он до конца мог высказать то, что хотел. Давать посильные поручения, при этом аргументируя, что  взрослый нуждается именно в его  помощи, отмечать  вслух  успехи. Создавая  условия для  игры в паре, привлекать  при этом активных детей, которые своим доброжелательным поведением способствовали  бы развитию уверенности у застенчивых  деток.  Постепенно привлекать к групповой деятельности. Например, играя в подвижную игру, уделить внимание, чтобы  ребенок сыграл роль  водящего, но если он не захочет, то  настаивать не нужно. В своей работе  педагогу  нужно использовать  разные формы   взаимодействия с детьми: психогимнастика, упражнения на релаксацию, игры, способствующие созданию благоприятного эмоционального  климата  в детском коллективе.

Воспитателям необходимо уделять внимание работе с родителями застенчивых  детей. Рекомендации должны быть направлены на то, чтобы взрослые постепенно расширяли круг общения детей, при этом учитывать тот факт, застенчивые дети легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками.  Как можно больше общаться со своим ребенком, а также стимулировать общение в быту: соседи, продавец в магазине и тому подобное. Посещать с малышом разные мероприятия:  ходить в гости, приглашать гостей к себе домой, цирк, театр, дополнительные кружки, спортивные секции, обсуждая при этом увиденное, пережитое. Проигрывать заранее  предстоящие мероприятия: чтение стихов на утреннике, роли  в театре, ситуации знакомства.  Очень часто родители сравнивают своего ребенка с другими детьми, иногда этом может быть и неприятное сравнения. Насколько болезненно такая ситуация может быть для застенчивого ребенка. Поэтому, никакого сравнения и критики не должно быть в общении с  детьми. Как можно чаще нужно говорить,  что родители его любят, отмечать его успехи, а если что-то не получается, то вселять уверенность, что получится.  При этом никогда за ребенка ничего не делать, а только совместно, пока малыш не научится. Создавать все условия для самостоятельности детей.

В заключении еще раз хочется отметить, что в работе с застенчивыми детьми от педагогов, родителей, психологов  важны тактичность, терпение. Их  деятельность должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку развить все свои внутренние потенциалы и в дальнейшем чувствовать себя полноценным членом общества. Хочу предложить игры, которые я применяю в своей практике, способствующие развитию эмоциональной сферы детей, сближению в коллективе, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и спокойно.
«Цепочка»
Дети берутся за руки. Выбирается водящий, который бегает и за собой водит цепочку в разных направлениях. Его цель, чтобы дети расцепили руки. Выигрывает тот, кто дольше всех продержится в цепочке.
«Клубочек»
Дети с воспитателем становятся в круг,  воспитатель держит в руках клубочек ниток, передают его по кругу, каждый ребенок при этом говорит «Клубочек ниток передаю, ласково соседа назову», называя потом ласковым именем стоящего рядом.
«Ладонь в ладонь»
Дети становятся парами напротив друг друга, прижимая правую ладонь
к левой ладони, а  праву  к левой  ладони друг друга. Передвигаются в помещении, преодолевая препятствия.
«Лови мяч»
Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, показав предварительно, кому бросают. Выбывает тот из игры, кто не поймал мяч.
«Давай поговорим»
Взрослый начинает игру: «Давай поговорим. Я   бы хотел стать ( доктором, продавцом, волшебником).
- Почему?  (завязывается беседа,  при этом нужно давать время высказаться каждому ребенку, но если он не хочет вступать в диалог, то настаивать не нужно».

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Самоанализ учителя музыки Речевое поведение учителя Статья-размышление учителя русского языка и литературы

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Рисование солью и гуашью в детском саду
Опубликовано: 1018 дней назад (20 февраля 2014)
Просмотров: 5550
+2
Голосов: 2
Марина Александровна Горбачева # 20 февраля 2014 в 14:49 +1
познавательный материал, интересные игры, спасибо)))
Александр Семенович Жбанов # 20 февраля 2014 в 16:18 +1
Если застенчивость не побороть с ранних лет, очень трудно будет ребенку в школе, застенчивый ребенок сторонится от всех мероприятий, путается в ответах, стихах. Да и в дальнейшем в жизни ему будет тяжело, в наше время прогрессирует упорство и часто, к сожалению, наглость. Важную тему Вы затронули, Марина Николаевна! +
Наталья Валентиновна Черникова # 22 февраля 2014 в 16:36 +1
Застенчивость является одной из самых распространённых и самых сложных проблем межличностных отношений.Застенчивый ребёнок — это тот ребёнок, который доброжелательно относится к сверстникам и окружающим людям, но не решается проявлять себя и свои потребности в общении. Таким детям,безусловно,нужна помощь со стороны взрослых,будь то родители,педагоги или психологи. Вы,Марина,затронули важную тему и представили   замечательные практические игровые упражнения,которые помогут в работе с застенчивыми детьми.Спасибо за материал.