Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы учителя физической культуры

Национальные подвижные игры и виды спорта как средство в решении задач по духовно – нравственному воспитанию учащихся коренной национальности.
Хорошими людьми становятся
Больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит (460 – 370 до н.э.)


Каждому человеческому сообществу присуща специфическая культура, нормы и ценности которой молодыми поколениями генетически не наследуются, а усваиваются через систему образования (воспитания), с соответствующими общественному укладу целями и способами их достижения.
Образование – это социально – генетический механизм постоянной передачи культуры последующим поколениям, предопределяющий становление личности. Образование как система – уникальный социальный институт, призванный развивать человека, общество и культуру, формируя ценности, социально – значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущую культуру и общество, её питающее, так и судьбу человека.
Физическая культура и образование человека в сфере физической культуры находится в таких же связях и отношениях, как и образование человеческого сообщества.
Проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начала всегда привлекала пристальное внимание. Это и понятно: вскрытые факты деформации духовной жизни и культуры общества во многих проявлениях не могут не волновать. Их причины корнями уходят в глубокие пласты общественного сознания, подвергавшегося суровым испытаниям на протяжении многих десятилетий. Указанные негативные явления не могли отразиться на физической культуре как проявлении общей культуры.
Сегодня остро стоит задача культурного, духовно – нравственного возрождения. Одним из средств возрождения является физическая культура. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, её ценности передавались из поколения в поколения в национальных видах спорта, национальных подвижных играх. Особенностью функционирования культуры является её самобытность, неповторимость, уникальность. Каждый народ вносит оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Потеря культурных завоеваний отдельного народа является потерей для всего человечества, приносит ущерб всем народам.

Тазовская школа – интернат обучает и воспитывает детей коренной национальности, входящих в состав малочисленных народов России. Педагоги работают над возрождением многовековых традиций в области духовной культуры, родного языка, фольклора, народных промыслов и традиционного физического воспитания.
Арсенал физического воспитания подрастающего поколения ненецкого народа является жизненно важным и необходимым, так как богат уникальными, традиционными играми, самобытными состязаниями и специфическими физическими упражнениями, которые в значительной мере способствуют воспитанию физически и психически крепкого, закалённого оленевода и рыбака.
Традиции и повседневный уклад жизни ненецкого народа сильно отличается от образа жизни городского населения. Поэтому ребёнок испытывает огромные затруднения в процессе адаптации к условиям проживания и обучения в школе-интернат. Задача школы состоит в том, чтобы эта адаптация проходила с наименьшим психологическим стрессом для ребёнка. А стресс конечно есть. Также на протяжении всех лет проживания и учёбы в школе-интернат, ребёнок испытывает дефицит общения на родном языке, самобытном образе жизни, национальной пище, культуре и традиционных играх и видах спорта.
Я как учитель физической культуры школы-интерната одним из приоритетов в своей работе считаю решение вышеупомянутых задач с помощью традиционного физического воспитания (национальных игр и видов спорта), а именно внедрение его в «Комплексную программу физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» Л.Б. Кофмана, В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. Данная программа охватывает все основные разделы учебного материала: лёгкую атлетику, гимнастику, спортивные игры, лыжную подготовку, как известно это составляет базовую основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников. Вариативная часть этой программы, региональные и национальные особенности, конечно же, учитывает. Но этого не достаточно для учащихся школы-интерната.
Национальные виды спорта и подвижные игры народов Севера как народное средство физического воспитания подрастающего поколения должны шире использоваться на уроке физкультуры в северных регионах. Национальные подвижные игры и виды спорта должны стать одним из эффективных и уникальных средств современного физического воспитания школьников коренной национальности.
Самобытные физические упражнения и подвижные игры очень действенны при развитии физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты), способствуют приобретению подрастающим поколением необходимых навыков в традиционных промыслах, эффективны в закаливании организма и формировании характера будущего оленевода и рыбака.

Рекомендуем посмотреть:

Урок физической культуры в 7 классе по теме «Волейбол. Правила игры в волейбол» Открытый урок по физкультуре в 3 классе План – конспект бинарного занятия «Фитнес + физиология» для студентов колледжа Конспект урока по лёгкой атлетике для 4 класса

Похожие статьи:

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 2 класса

Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса

Сценарий спортивной игры-путешествия по станциям в начальной школе

План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе по теме: Подвижные игры на развитие ловкости

Конспект урока физкультуры в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры в школе
Опубликовано: 301 день назад (7 февраля 2016)
Просмотров: 291
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Татьяна Гуляева # 9 февраля 2016 в 13:47 -1
Очень нужное направление работы - возрождение национальных игр. Хотелось бы в статье найти описание некоторых из них.
Дмитрий Михайлович Казаков # 9 февраля 2016 в 15:25 +1
Описание игр обязательно будет.