Конкурсы для педагогов и детей

Программа студии изобразительного искусства 2 и 3 года обучения

Программа студии изобразительного искусства "Витраж" 2 и 3 года обучения
Автор: Донюш М.М.
Место работы: ГБОУ "школа №1161"
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения[/b]

занятия Тема занятия Элемент содержания Характеристика деятельности учащихся
Требования к уровню подготовки.

1
1 час Введение в программу
Правила техники безопасности в изостудии Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Рассматривать живопись известных художников
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Знать: правила техники безопасности в студии.
Уметь: организовать свое рабочее место.
2
1 час Особенности второго года обучения Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Различать цвета красок
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, эмоциями других обучающихся Создавать композицию на заданную тему
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности
3
1 час Живопись Основы цветоведения.
Рассматривать шедевры мирового искусства
Знать:
- основные жанры произведений изобразительного искусства.
- основные и дополнительные цвета.
Уметь:
– различать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности
4-5
2 часа Гармония цвета Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Праздничный букет», «Зимняя сказка». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать в объеме цветы, различать оттенки.
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности

6-7
2 часа Контраст цвета Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать героев, опираясь на изображения характерных для них украшений, зверей, птиц.
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности

8-9
2 часа Цветные кляксы Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать сказочных персонажей, насекомых, опираясь на изображения характерных для них украшений Знать основные жанры изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество).

Знать: о видах бумаги (плотность, зернистость )
Уметь:
- использовать их на практических занятиях.
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

10
1 час Азбука рисования Понятия и термины живописи и рисования, словарь терминов художника.
Есть два основных понятия: рисование и живопись. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать в объеме.

11
1 час Пропорции Пропорции – соотношение частей по величине.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Создавать несложные эскизы.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);

12-14
3 часа Плоскостное изображение Плоскостное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией. Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража».
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры, разбивать изображение на составляющие фигуры.

Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в работах

15-17
3 часа Объёмное изображение Объёмное изображение предметов в рисунке. Передача объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида).
Практическое занятие. «Любимые игрушки», «Конструктор». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

18-21
4 часа Рисование с натуры Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Сотрудничать с обучающимися в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашом.
22-23
2 часа Рисование по памяти Рисование по памяти
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки деревьев». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать изображения родного края.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
24
1 час Пейзаж Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью
25-27
3 часа Образ дерева Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Любоваться красотой природы.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

28-29
2 часа Живописная связь неба и земли Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

30-31
2 часа Цветовая растяжка Растяжка цвета - плавный переход в пределах одного цвета от светлого к
Кроме цветовых переходов между насыщенными цветами существует еще их тоновая растяжка. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать вид изобразительного искусства – графика.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

32
1 час Понятие настроения и характера Любое творение художника отражает характерные для современной ему эпохи черты и противоречия реальной жизни, общественные настроения и тенденции. Образное отражение в искусстве типических событий и характеров делает художественное произведение особым. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

33
1 час Принципы построения Принципы композиционного
построения рисунка Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с маркерами, пастелью, цветными фломастерами и карандашами

34
1 час Времена года - осень Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей осенью. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами

35
1 час Времена года- зима Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей зимой. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать различные изображения, находить в них природные мотивы .
36
1 час Времена года - весна Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей весной. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Придумывать свой пейзаж: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами.

37
1 час Времена года - лето Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей летом. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество).

38-40
2 часа Знакомство с бумагой Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать понятие объемная композиция, рельеф.
Уметь:
– использовать художественные материалы
–работать с карандашами, гуашью, ножницами

41-43
3 часа Полуплоскостные изделия
Торцевание Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне. Практическое занятие. Примерное задание: «Подводный мир». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);

44-46
3 часа Объёмные композиции Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.
Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
. Знать такой вид изобразительного искусства, как декоративно-прикладное творчество.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
47
1 час Макетирование Макетирование - процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать основные принципы и правила работы с бумагой.
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с простым карандашом, ножницами, линейкой.
48-50
3 часа Геометрические фигуры Макеты геометрических фигур
сделанных из бумаги учащимися.
Аппликация из геометрических фигур" Машина"- подарок для папы. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие формы со своими чувствами и эмоциями Знать основные принципы и правила работы с бумагой.
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с простым карандашом, ножницами, линейкой.
51-54
4 часа Архитектурные объекты Макетирование — изготовление модели объекта в уменьшенном виде.
Макетирование из бумаги и картона. Практическое занятие: "Город будущего" - коллективная работа. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать: о видах правилах работы с бумагой и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с ножницами.
55-57
3 часа Цветы из бумаги Цветы из гофрированной бумаги: делаем тычинки. Придание формы листьям и прикрепление листьев к цветам из гофрированной бумаги. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать: о видах бумаги и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
58
1 час Сувенирные открытки Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание) Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

Знать: об особенностях работы с бумагой.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

59-60
2 часа Азы композиции Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Рассматривать картины в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

61-63
3 часа Линия горизонта Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

64-66
3 часа Композиционный центр Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
67-70
4 часа Ритм Композиция как ритм пятен. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, карандаши)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
71-73
3 часа
Движение Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
74
1 час Статика В изобразительном искусстве - качество покоя, равновесия в рисунке. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, тушь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
75
1 час Динамика Чередование каких либо элементов в последовательности.
Практическое занятие: "Пожар", "Звездное небо". Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, восковые мелки)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
76
1 час Итоговое занятие Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся, обсуждение.
Итого: 76 часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения

занятия Тема занятия Элемент содержания Характеристика деятельности обучающихся
Требования к уровню подготовки.
1
1 час Введение в программу Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Знать: правила техники безопасности в студии.
Уметь: организовать свое рабочее место.
2
2 часа Правила техники безопасности в изостудии Правила техники безопасности в изостудии. Различать цвета красок
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Знать: правила техники безопасности в студии.
Уметь: организовать свое рабочее место.
3
3 часа Особенности третьего года обучения Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для выставки «Лето». Различать цвета красок
Сочетание холодных, теплых тонов.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
4
1 час Графика Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого). Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Создавать композицию на тему
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности
5-7
3 часа Граттаж Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.
Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать животных, космос.
Создавать композицию на тему
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы (акварель, тушь, гуашь, пастель);
– видеть красоту разнообразных поверхностей.
8-10
3 часа Монотипия Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Создавать композицию на тему
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах
11-13
3 часа Гравюра на картоне Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.
Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
14-16
3 часа Линогравюра Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).
Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать афиши, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

17-19
3 часа Гризайль Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

20
1 час Натюрморт и его изобразительные возможности Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Создавать несложные эскизы, быстрые наброски. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

21-22
2 часа Натюрморт в холодной гамме Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Рассматривать иллюстрации по теме.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

23-24
2 часа Натюрморт в тёплой гамме Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет». Рассматривать иллюстрации по теме.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать фрукты и овощи, цветы, передавая характер их расцветки, форму, узорчатую красоту фактуры. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

25-26
2 часа Натюрморт абстрактный Геометрическая абстракция.
Шишанов В. А.
Музей современного искусства: история создания и коллекции. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать жанр изобразительного искусства - натюрморт.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

27
1 час Фигура и портрет человека Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Знать:
– основные и составные цвета;
- понятия композиция, пропорции, симметрия.
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью
28-31
4 часа Набросок с натуры Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами, углем.

32-33
2 часа Силуэт Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

34-37
4 часа Живописный портрет Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Любоваться красотой человеческого образа.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами
38-39
2 часа Фигура человека в движении Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами
40
1 час Женская фигура Практическое занятие. Примерные задания: «Портрет мамы». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Любоваться красотой человеческого образа.
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
41
1 час Мужская фигура Практическое занятие. Примерные задания: «Портрет папы». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);

42
1 час Семейный портрет Практическое занятие. Примерные задания: «Семейный портрет». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);

43
1 час Образ природы Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Находить прекрасное в мелочах. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– передать состояние природы в различное время года.
44-43
2 часа Работа на пленэре Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)
Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
45
1 час Работа по впечатлению Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Придумывать свой рисунок по впечатлению: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
46-47
2 часа Тематический пейзаж Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.
Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Знать: о видах декоративно прикладного искусства и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
48
1 час Декоративно-прикладное рисование Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать: о видах декоративно прикладного искусства и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
49-51
3 часа Особенности русских народных промыслов Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать: о видах декоративно прикладного искусства и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
52-53
2 часа Декоративная композиция (витраж) Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).
Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Знать: о видах декоративно прикладного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
54
1 час Азы перспективы Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать: о видах декоративно прикладного искусства и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с ножницами.
55-56
2 часа Линейная перспектива Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать: о видах декоративно прикладного искусства и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с ножницами.
57-58
2 часа Воздушная цветоперспектива Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

59-60
2 часа Дизайн Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
61-64
4 часа Карнавальные маски Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.
Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
65-68
4 часа Фантазийные шляпы Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.
Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
69-70
2 часа Дизайн упаковки Дизайн этикетки создаёт образ товара.
Практическое занятие. Примерные задания: «Упаковка для торта". Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
71-74
4 часа Дизайн интерьера Практическое занятие. Примерные задания: «Разработка интерьера для детской комнаты", "Разработка интерьера для детской библиотеки" Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
75
1 час Дизайн игрушек Практическое занятие. Примерные задания: «Игрушка моей мечты". Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
76
1час Итоговое занятие Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.
Итого: 76 часов.

Рекомендуем посмотреть:

Программа дополнительного образования
Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения | Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка
Опубликовано: 736 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 497
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!