Конкурсы для педагогов и детей

Психологическая модель стрессоустойчивости педагога

Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
Автор: Донюш Мария Михайловна, учитель изо ГБОУ города Москвы "школа № 1161"

Педагог несет на себе огромную ответственность по воспитанию подрастающего поколения, именно педагог должен, по возможности, корректировать различные социальные проблемы возникающие у современного ребенка: асоциальность, склонность к употреблению лекарственных препаратов и алкоголя.
Но педагог достигая определенного уровня профессионального мастерства приобретает и профессиональные деструкции, а что это такое?
Понятие профессиональной деструкции

В процессе педагогической деятельности происходит деформация психологического портрета личности педагога под воздействием повреждающего фактора извне, т. е. стресса.
Педагог теряет способность обучаться новым профессиональным технологиям, у него складываются определенные стереотипы мышления и поведения. А также разрушаются ранее приобретенные профессиональные качества.
Естественно изменения, произошедшие в личности, сказываются и на профессиональной деятельности, возникает эмоциональная напряженность.
Основными причинами возникновения эмоциональной напряженности являются:
• Четкое выполнение профессиональных обязанностей;
• Дефицит времени;
• Ощущение постоянного напряжения в общении с окружающими;
• Постоянная потребность в сне и отдыхе;
• Ощущение неудовлетворенности жизнью и дискомфорт;
• Не с кем поговорить о своих проблемах и нет особого желания делиться;
• Отсутствия ощущения уважения (нет чувства уважения к себе дома и на работе).
Как выражается, внешне, напряженность мы можем увидеть в приведенной ниже таблице, а также невозможно обойти вниманием и негативные физиологические реакции, которые влекут за собой ухудшения деятельности.
Формирование психологической устойчивости
Эмоциональное напряжение наблюдается у представителей профессий, которые по роду своей деятельности, часто взаимодействуют с большим количеством людей, что приводит к нервным срывам, возбудимости, раздражительности и чрезмерной агрессии.
Профессиональными стресс факторами в деятельности педагога являются:
• хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность,
• повышенная ответственность,
• психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания,
• постоянно подтверждать свою компетентность.

Для формирования определенной устойчивости к психологическому стрессу педагогу необходимо работать над закреплением определенных качеств личности, а именно над созданием системы преодоления.
Как отмечают И.М. Никольская, Р.М. Грановская в своей книге «Психологическая защита у детей», все это успешно осуществляется при соблюдении трёх условий:
а) осознавание возникших трудностей;
б) знание способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа;
в) умением своевременно применить их на практике.
Для планирования действий по профилактике эмоционального выгорания необходимо, конечно, знать его стадию, а их три:
• низкая степень;
• средняя степень;
• высокая степень.
Для каждой стадии Якобом Морено разработан ряд рекомендаций.
Отработка проблемных ситуаций в общении друг с другом, развитие положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности, обучение саморегуляции – это касается низкой степени эмоционального выгорания.
Целесообразно использование мягких методов корректировки в отношении педагогов со средней степенью, основанных на невербальной активности, например - арттерапию и музыкотерапию
Для педагогов с высокой степенью рекомендуется групповая работа, для стимуляции процессов личностного роста.
Заключение

Несколько общих рекомендаций для стабилизации личности педагога:
• Относитесь к жизни позитивно.
• Ведите разумный образ жизни.
• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
• Хобби-терапия.
• Ведите здоровый образ жизни.
• Высыпайтесь.
• Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
• Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям.
• Работа– не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
• Живите своей жизнью, а не жизнью других.
Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи и помочь обрести большую уверенность в своей профессиональной состоятельности.
Список литературы:
1. "Психология для педагогов." Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2012. — 640 c.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2. "Психология и педагогика: Учебник для вузов." Бордовская Н. В., Розум С. И. — СПб.: Питер, 2011. — 624 е.: ил.
3. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Конкурсная программа по профориентации в начальной школе Эссе учителя Размышления одного учителя Влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника

Похожие статьи:

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Сказки о художниках для детей | Конспект урока рисования тигра
Опубликовано: 740 дней назад (26 ноября 2014)
Просмотров: 1570
Рубрика: Размышления
+7
Голосов: 7
Ольга Васильевна Скичко # 26 ноября 2014 в 18:11 +1
Добрый вечер Мария Михайловна! Очень интересный и познавательный материал. Я думаю, что многие педагоги воспользуются рекомендациями для стабилизации личности педагога. спасибо!!!
Мария Михайловна Донюш # 26 ноября 2014 в 18:17 +1
Самое важное для учителя не потерять себя, оставаться спокойным, рассудительным в любой ситуации. Если кто-то воспользуется материалом, будет очень хорошо!
Марина Владимировна Дорогова # 26 ноября 2014 в 19:21 +1
Работаю психологом и провожу тренинги на подобные темы, хорошая разработка и рекомендации есть. Профессия педагог очень много требует самоотдачи и необходима рефлексия, нужный материал! Голос!
Наталья Анатольевна Кряклина # 26 ноября 2014 в 19:39 +1
Раскрыта серьезная проблема, нужный материал. Хожу со студентами педагогического колледжа на практику и приходится наблюдать разное поведение педагогов. Когда слышешь от учителя начальных классов, что он ненавидет учеников, а у этого учителя за плечами 25 лет стажу, есть над чем задуматься!!!
Ольга Вячеславовна Долгова # 26 ноября 2014 в 21:43 +1
Уважаемая Марина Михайловна!Согласна с вами и с комментариями прочитанными мной на вашей страничке.Это действительно огромная проблема не только для педагога, но и для окружающих его людей. Считаю, что в учебных заведениях необходим психолог не только для детей, но и для взрослых тоже! Голос!
Светлана Николаевна Ефименко # 27 ноября 2014 в 00:17 +1
Здравствуйте, Марина Михайловна. Прочла с глубочайшим вниманием Вашу публикацию! Есть о чём задуматься, есть чему поучиться! Актуально, как говориться "не в бровь, а в глаз".
Иллюстрации, я так понимаю, это Ваше творчество- зримое подтверждение поднятой проблемы.
Примите мой голос!
Мария Михайловна Донюш # 27 ноября 2014 в 06:23 +1
Нет рисунки детей, их я увидела в тетрадях.
Ирина Михайловна Редикульцева # 27 ноября 2014 в 15:18 +1
Итересный материал! ну что поделать, раз работа у нас такая, терпения всем!
Ирина Викторовна Коняхина # 27 ноября 2014 в 15:28 0
да, действительно важная тема в деятельности любого педагога. Постоянная нехватка времени и сил на себя, приводит к плачевным последствиям. Поэтому психологическая помощь обязательна педагогам, причем профессиональная. Если эмоциональное состояние педагога будет стабильным и спокойным, то и общение с детьми будет только в радость. Спасибо за рекомендации, держите голос!
Галина Олеговна Оськина # 30 ноября 2014 в 16:46 0
Здравствуйте!
как я удачно посетила ваш блог. очень нужный материал, ведь, нам, учителям очень необходима стрессоустойивость. так тяжело с детьми найти общий язык и не взорваться, у них уже в 3-м классе переходный возраст.
Оксана Викторовна Хотулёва # 10 апреля 2015 в 09:31 0
Очень нужный материал для учителей!