Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рисование пейзажа поэтапно. Мастер-класс

В мастерской художника: пишем пейзаж. Мастер-класс адаптированный для детей среднего школьного возраста
Автор: Донюш Мария Михайловна
Место работы: ГБОУ "школа №1161"
Должность: учитель изо.
Предмет: изобразительное искусство.
Мастер-класс предназначен для учителей ИЗО и педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Курс для начинающих, основы живописи.

Цель: сформировать у обучающихся понимание манеры пейзажной живописи.
Задачи мастер-класса:
- расширить представления обучающихся о деятельности художников;
- понимать важность сохранения материальной культуры; учить видеть красоту родной природы, ценить и беречь ее;
- отработать навык владения таким материалом как гуашь, понимать последовательность действий во время написания пейзажа.
В художественных школах, а также в высших художественных заведениях такой прекрасный материал как масло убрали, заменив его на гуашь. Поэтому для своих учеников я подготовила занятие посвященное масляным краскам. Конечно, я заменила в процессе работы для детей масло на гуашь. Но представления о том, как работает художник в своей мастерской было у детей сформировано.
Что нам потребуется:
- для учителя: художественный планшет, масляные краски (я рекомендую краски производства Санкт-Петербург), емкость для растворителя, салфетки и ветошь, кисти: обыкновенная малярная кисть 1,5, если есть веерная кисть (синтетика), старая кисть щетинка № 15, кисть синтетическая №2 или 3 (что есть под рукой), грунтованный картон, пищевая пленка (для того, чтобы затянуть нашу палитру, я люблю работать широко и ничем не стесняться, поэтому не трачу время на отмывание палитры, а просто снимаю и выбрасываю пленку), палитра. Конечно, когда я пишу картины дома использую разбавитель тройник, но поскольку я показывала этот мастер-класс детям, купила разбавитель Уайт-спирит без запаха №089 для масляных красок Talens.

Уайт-спирит специальный без запаха для художественных работ, выпускается заводом художественных материалов "Royal Talens" (Голландия). Предназначен для разбавления и растворения масляных красок, используется для очистки кистей и других инструментов для живописи. Входит в состав многих специальных средств для масляных красок. Изготавливается на основе минеральных масел.
Сразу скажу, что если вы сами решите написать такую картину для себя, то вместо уайт-спирита берите разбавитель "Тройник", он конечно, пахнет,но входящее в состав льняное масло придаст вашей работе блеск.

Холст я беру на картоне грунтованный акрилом односторонний 350 х 500 мм. Картон, грунтованный акриловым грунтом, односторонний, отечественного производства. Акриловый грунт - это универсальное связующее между картоном с одной стороны и краской - с другой. Подходит для масляной, акриловой, темперной краски. На нем очень удобно делать наброски чернографитовым карандашом или углем.

Репродукции Исаака Левитана:
Исаак Левитан. Тихая обитель
Исаак Левитан. Осень. Усадьба
Исаак Левитан. Над вечным покоем
Исаак Левитан. У омута
Исаак Левитан. Владимирка
Исаак Левитан. Крепость
Вот, все, что понадобилось мне.
- для обучающихся: картон загрунтованный белой гуашью, гуашь, кисти (размеры соответствуют размерам кистей преподавателя), баночка с водой, салфетки или ветошь, клеенка, нарукавники, фартук, палитра и небольшая емкость с льняным маслом.
В начале занятия я демонстрирую ученикам репродукции и рассказываю сказку про грустного художника.
Сказка о грустном художнике.
Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, как до тебя никто не умел. Понятно, что на все надо много времени.
У Грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Да, трудно пришлось Грустному художнику, но все же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он.
Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.
Но ... он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда Солнца становится совсем мало.
Но все равно картины Грустного художника были прекрасны. И все любители живописи тотчас узнавали их не только по краскам, но и по настроению.
- Смотрите, вот новая картина Грустного художника! - говорили они. - Как она печальна!
Но веселые Солнечные Лучики решили, что не оставят Грустного художника в покое. Они все время старались попасться ему на глаза, прыгнуть на кончик кисти. Иногда художник нехотя пускал их в свои картины, но так, чтобы они не очень то распускались. То разбросает солнечные пятна на лужайке в лесу, где они не слишком яркие, то позволит им поплясать немного на воде, чтобы их отсветы не слепили глаза.
Но Солнечным Лучикам казалось несправедливым, что такой замечательный художник не любит и не замечает их красоты, которая так радует других людей. И однажды они сговорились попробовать застигнуть его врасплох, развеселить и даже рассмешить. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Грустный художник ехал в санях и невесело посматривал по сторонам.
Вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала лесная птица сойка, с которой Лучики были большие друзья. Поэтому она согласилась вылезти из своего теплого гнезда и посторожить, когда поедет мимо Грустный художник.
Услышав ее крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут сразу все озорные Солнечные Лучики дружно брызнули ему в глаза, и Грустный художник с непривычки словно ослеп. Привстал в санях, замахал руками, и тоже вывалился в сугроб. А лошадка на радостях, что сани стали совсем легкими, рванулась вперед, да и припустилась рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная.
Лежит Грустный художник в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то нет! А Лучики хохочут, глаза щекочут, ну-ка, мол, открывай глаза сейчас же!
Сел художник, глаза открыл, а с непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протер глаза, взглянул - и сам себе не поверил. Красота-то какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник - ждет-не дождется своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И все вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то все-таки ... чуть-чуть печально. Потому, наверное, что и с зимой прощаться жалко, и весна еще только начинается, будут еще и холода, и морозы.
Но, как всегда весной, кажется: обязательно случится что-то очень хорошее, и придет в жизнь радость... Долго-долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. А Солнечные Лучики не мешали ему больше. Они уже и так поняли, что их затея удалась и художник обязательно напишет прекрасную картину, на которой отразится вся красота солнечного леса.
А теперь и мы с вами попробуем написать картину изображающую красоту летнего утра.
Для начала я обрабатываю загрунтованный холст разбавителем, то есть готовлю его к последующей работе.
Широкой кисть, энергичными движениями укрываю всю поверхность. Ученики делают это льняным маслом.
После отступив одну треть сверху, намечаю зеленой краской линию горизонта.

Беру белила и прямо по белой поверхности холста круговыми движениями формирую облака, используя для этого тампон из нетканой салфетки.

Потом этим же тампоном от верхнего края гоню голубую краску круговыми движениями, к нашей белой. На границе между ними делаю плавный переход.
Далее, на линии горизонта, синей краской (можно кистью, можно пальцем! да, да не удивляйтесь) намечаю деревья, которые растут в дали.

Вот, что у нас получается.

Потом, взяв, желтую краску, я намечаю поле, чуть ниже леса. И темно зеленой (мешаем: коричневую и светло зеленую краски)небольшой перелесок.

Намечаю форму деревьев, тех, которые к нам ближе.
И полянку, освещенную утренним солнцем.

Используя светло зеленую краску делаю растяжку от желтого к нижней части холста.

Наш подмалевок готов, теперь можно приступать к проработке деталей.
Скомкав салфетку вот такой розочкой, мы набираем на нее как можно больше оттенков зеленого. Что-то у нас есть на палитре, что-то мы получаем путем смешения.

Далее, легко прикасаясь к холсту, формируем кроны деревьев.

Кистью прописываем кое-где тень. Ближе к стволам деревьев, под деревьями.

Используя строительную кисть, движениями снизу вверх (едва касаясь холста, как бы смазывая краску), обозначаем травы, которые растут возле деревьев.


Смешав розовую краску, обозначаем душистые травы, используя при этом тоненькую кисть.
Коричневой же краской обозначаем растения на переднем плане.Тем самым подчеркивая яркость мест на которые падает солнце.

Легкими мазочками, веерной кистью прорабатываем мелочи. Добавляем темных травинок там, где солнце и светлых, где тень.

Середину не трогаем, оставляем легкую дымку. Эффект утреннего тумана на воде.
Оцениваем картину в общем, добавляем мелочи, если это необходимо.

Вот и все наш чудный пейзаж готов. Творческих успехов Вам и талантливых учеников.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование летнего пейзажа поэтапно Морской пейзаж гуашью поэтапно с фото Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих Как нарисовать пейзаж поэтапно для начинающих
Участник №6 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию» Весна 2015
Организация дистанционного образования в ОУ | Конспект урока ИЗО в 5 классе с презентацией. Декоративно-прикладное искусство и человек
Опубликовано: 3300 дней назад (7 апреля 2015)
Просмотров: 7781
+21
Голосов: 21
Татьяна Алексеевна Набилкова # 7 апреля 2015 в 21:03 +1
Мария Михайловна, здравствуйте. Я не учитель ИЗО, но тоже хочу рисовать. Мне кажется, по Вашей разработке у меня все получится. Публикуйте еще, голосую.
Александр Семенович Жбанов # 8 апреля 2015 в 16:16 +4
Пожалуй впервые вижу на портале , как рождается картина маслом, и при этом она пишется тампоном, строительной кистью и даже пальцем! Вы полным образом доказываете, что нет границ приемам пейзажной живописи, все средства хороши, если пользуется ими понимающий и умеющий видеть красоту в самом обыденном. Вот бы видел все это Исаак Левитан! Здорово! Замечательный мастер-класс, умело передающий секреты пошагового создания летнего пейзажа необыкновенным образом. Интересная вступительная сказка настраивает читателя на внимательный просмотр мастер-класса, а простое текствое сопровождение и фото хорошего качества вдохновляют на его повтор. Мария Михайловна, я за двумя руками. Спасибо Вам за содержательный МК. Результат классный! Удачи Вам!
Мария Михайловна Донюш # 8 апреля 2015 в 16:44 +4
Александр Семенович и Вам спасибо за теплые слова. Как в народе говорят: "Художника обидеть может каждый, а вот вдохновить...", подобные Вашим комментарии толкают меня на эксперименты.
Зульфия Алиевна Хамидулина # 8 апреля 2015 в 23:56 +5
Замечательная вступительная сказка.Доступно все объяснено и что больше всего радует отличный результат.Красивая работа.Творите и радуйте своим творчеством окружающих!
Маргарита Александровна Гришина # 9 апреля 2015 в 01:06 +5
Мария Михайловна,спасибо за приглашение на МК.Очень интересный подход к занятию(уместный рассказ про грустного художника)-он навивает романтическое настроение,настраивает на работу.Вы все понятно и подробно показали,фотоматериал четкий и понятный,спасибо особое за подробные рекомендации по использованию нужных химикатов,все подробно расписали,это так подкупает.Просматривая разработку,сразу чувствуется,что ее создал и оформил опытный специалист в художественно-изобразительном творчестве,который с любовью и интересом относится к своей работе.Примите мой голос+1
Светлана Павловна Маммеева # 11 апреля 2015 в 02:47 +5
Вот это да! Столько хитростей!! Голос и жду еще мастер-класс!!
Лилия Масагутова # 11 апреля 2015 в 05:36 +5
Здравствуйте, Мария Михайловна! Спасибо за увлекательный и подробный мастер-класс! Очень красивый получился пейзаж, интересная сказка о грустном художнике! Примите мой голос.Желаю успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 11 апреля 2015 в 18:54 +5
Мария Михайловна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей работой. Работа у Вас получилась очень интересная, мне понравилась. Такие работы расширяют представления обучающихся о деятельности художников. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Мария Чукмарёва # 13 апреля 2015 в 12:47 +4
Здравствуйте, Мария Михайловна! Нет слов , чтобы передать своего восторга от написанной вами картины!!! Утренний пейзаж передан вами очень реалистично, мастерски!!!
В прохладе утренней зари,
В густых тенях двора
Всегда таится красота
И завтра, и вчера…
Остановить прекрасный миг,
Одеть его в штрихи
И пусть застынут на листе
Пейзажные стихи!

Эти стихи замечательно подходят к вашей картине,такое чувство, что этот прекрасный утренний миг застыл на вашем полотне! В предложенном МК завораживает все: и текстовая , достаточно подробная часть и демонстрационная, которая подробнейшим образом передает все секреты художественного мастерства работы с кистью, и с салфеткой! Хочу обратить ваше внимание на одну помарочку в вашем материале - цель должна отвечать на вопрос что?
Тем не менее ваша работа несомненно вдохновит многих пользователей сайта на создание своих пейзажных художественных творений!
Спасибо за приглашение и за возможность созерцать за рождением прекрасной картины! Голос!
Мария Михайловна Донюш # 13 апреля 2015 в 13:11 +3
Спасибо за комментарий! Замечания учту!
Марина Ивановна Еремина # 16 апреля 2015 в 07:57 +2
Доступно все объяснено и что больше всего радует отличный результат.Красивая работа.Спасибо за увлекательный и подробный мастер-класс!Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Жанна Галимовна Дубанова # 18 апреля 2015 в 19:47 +2
Мария Михайловна, здравствуйте.Замечательный мастер-класс, умело передающий секреты пошагового создания летнего пейзажа необыкновенным образом. Голос и жду еще мастер-класс!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 апреля 2015 в 23:59 +1
Мария Михайловна! Вы очень точно отразили настроение пейзажа. Рассказывая и показывая в М-к технику и приёмы изображения деталей работы, есть возможность развивать умение воспринимать красоту природы, творческие способности, эстетический вкус, воспитывать любовь к родной природе. Удачно подобранные оттенки цветов подчёркивают характерные черты русской природы. Всё предельно просто, но и сложно. Тонкость в том, чтобы подобрать цвет так, чтобы он поддерживал нужную тональность, не выделялся, слился с настроением пейзажа. У Вас это получилось. Удачи Вам! Голос!
Зоя.
Ирина Владимировна Холодная # 11 мая 2015 в 19:13 +1
Мария Михайловна, познакомилась с вашей работой. Замечательный мастер класс вы нам преподнесли. Очень интересно! Мне понравилась. Такие МК очень помогают, и я уверена что вы настоящий мастер своего дела. Творческих Вам успехов и вдохновения.
Наталья Анатольевна Демина # 9 августа 2015 в 11:22 0
Здравствуйте, Мария Михайловна! Очень мне понравился ваш мастер-класс! Результат отличный и будет доступен даже для младших школьников. Подробно описано какими материалами пользоваться. Было очень полено узнать.Интересен приём строительной кистью. Спасибо большое! Мой голос вам!
Евгения Владимировна Шкедова # 27 августа 2015 в 21:33 0
Здравствуйте,Мария Михайловна! Посмотрев Ваш мастер-класс, вновь окунулась в студенческую жизнь...запах загрунтованных холстов, масляных красок...ооо это незабываемо!!! Наверное пора достать краски,кисти... Спасибо за Ваш отлично подготовленный материал и воспоминания!!! +1
Светлана Викторовна Постнова # 11 октября 2017 в 14:43 0
Здравствуйте! Под большим впечатлением от Вашего мастер-класса! Всегда удивлялась людям, которые умеют так рисовать! Точнее писать! Всегда в восторге от таких пейзажей! Сама тоже умею рисовать, просто рисовать! Жаль нигде не могла получить необходимые знания, опыт, чтобы получались такие работы! Вот может мастер - классы, на подобие Вашего помогут))) Спасибо вам большое!!!