Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательский проект по биологии, 5 класс

Исследовательский проект по биологии: "Изучение поведения попугаев в домашних условиях и в школьном уголке живой природы."
Автор проекта: Устарбекова Дженнет Хадисламовна, учитель биологии , МКОУ БСОШ № 1 с. Бабаюрт Республика Дагестан.

Материалы данной исследовательской работы будут полезны учителям биологии, экологии, учителям начальных классов. Результаты исследования можно применить на уроках при изучении темы птицы, для проведения внеклассных мероприятий на день птиц, для воспитания любви и заботы к птицам у учащихся начальных классов.
Содержание
1.Введение
2.Методика исследований
3.Результаты исследований и их анализ
4.Выводы
5.Заключение
6.Список использованной литературы

1.Введение
Самыми любимыми домашними питомцами во всем мире являются попугаи. В природе встречается около 140 видов попугаев, и все они очень хорошо привыкают к людям и вскоре становятся членами семьи.
Попугаи, особенно крупные их виды, очень сообразительны и чувствительны к окружающим их условиям. В поведении попугаев в домашних условиях играют роль не только врожденные инстинкты, но и то, как относятся к ним все члены семьи владельца, среда обитания, возраст в котором начали дрессировку попугая, методы воспитания.
Актуальность выбранного направления работы заключается в раскрытии причин, лежащих в основе поведения попугаев в домашних условиях. У тех попугаев, которые содержатся в ограниченном пространстве ( в клетке, вольере, в комнате), происходит постоянное угасание определенных безусловных рефлексов. Некоторые мотивы поведения, которые в нормальных условиях не развивались, приводят к появлению специфических возбуждений. Они распознаются, когда попугаи реагируют на объекты-заменители. В любой клетке или вольере формируется свой быт, свои порядки в птичьем "коллективе". Попугаи, находясь в одной стае с малолетства, начинают вырабатывать определенную "норму поведения" и мирятся с присутствием друг друга, если это позволяет размер занимаемой им территории.
Исходя из этого, была поставлена цель: изучить проявление поведенческих актов у попугаев в домашних условиях и в уголке живой природы и попытаться объяснить причины такого поведения.

Достичь цели позволяет решение следующих задач:
-обзор литературного материала, поиск и анализ исторической информации по данной теме;
-проведение наблюдений и опытов на выбранной группе птиц;
-проведение анализа таких значимых видов поведения как пищевое поведение, поведение связанное с размножением и изучение двигательной активности в ограниченном пространстве.

Практическая значимость исследования.
Материалы исследования могут быть полезными для дальнейших исследований по этой теме, могут представлять большой интерес для любителей-птицеводов, для содержания этих птиц дома и в живом уголке кабинета биологии, а также использованы в учебном процессе как при изучении темы "птицы" в рамках школьной зоологии, так и для проведения внеклассных мероприятий (например, «День птиц»).
Литературный обзор
Попугаи образуют хорошо выраженную, богатую видами группу птиц, которую большинство систематиков выделяют в отдельный отряд. Отряд Попугаеобразные объединяет 325 видов средних и мелких (массой от 10кг до 1 кг) лесных древесных птиц, распространенных в тропиках и субтропиках. Отдельные виды проникают в умеренную зону. Приблизительно половина видов сосредоточена в Австралии (какаду, нимфы, волнистые попугайчики и др.), треть видов обитает в Центральной и Южной Америке ( ара, амазонские, клинохвостые и др.), и в Южной Азии и Африке попугаи представлены небольшим количеством видов.
Пища попугаев состоит преимущественно из плодов и семян. Однако есть виды, которые питаются исключительно соком цветов и цветочной пылью, а может быть, еще и насекомыми, которых находят в цветочных венчиках. Оперение попугаев жесткое. Окраска его в большинстве случаев очень яркая и пестрая. Преимущественный цвет оперения зеленый, но много также синего, желтого и т.д.
Период размножения попугаев приходится на те месяцы, которые соответствуют нашей весне, и предшествует времени созревания плодов и семян. Обычно птицы выбирают себе партнеров на всю жизнь.
Попугаи относятся к долгоживущим птицам. Малые и средние виды живут до 20 лет и более, а крупные гораздо дольше. При хорошем уходе крупные виды попугаев могут и в неволе прожить очень долго. В природе крупные попугаи чаще умирают от старости, т.к. хищников они избегают, благодаря своей хитрости, ловкости и осторожности.
Среди множества видов попугаев имеется несколько разновидностей, которые обладают уникальной способностью-умением воспроизводить человеческую речь. К ним можно отнести серых попугаев, амазонских, какаду и ара.
При исследовании животные в лабораторных условиях можно получить много новой информации, но надо учитывать тот факт, что в неволе животные ведут себя иначе, чем на свободе.
Объектом изучения в данной работе являются птицы отряда Попугаи, содержащиеся в неволе (в клетке). Материалом для наших исследований послужили данные отечественных и зарубежных исследователей, а также собственные наблюдения за поведением волнистых попугайчиков в домашних условиях.
В ходе выполнений данной работы нами использованы: клетка с попугаями, зеркало, корм, фотоаппарат, диктофон, блокнот, ручки, вата, листья, бумага, солома.

2.Методика исследований.
Исследованию подвергались птицы рода волнистые попугайчики. В клетке содержались два попугайчика: самец и самка. Эти птицы имеют разную и очень яркую окраску (самка желтого цвета с темным волнообразным рисунком на шее, самец голубого цвета, также с темным рисунком на шее). Самка по размерам немного крупнее самца.
Любая научная проблема требует, как правило, применения методов наблюдения и эксперимента. И в рамках данного исследования эти методы занимают центральное место.
Наблюдение проводилось за двигательной активностью птиц, пищевым поведением, строительной деятельностью, половым поведением, родительским поведением, групповым поведением и другими поведенческими актами.
В ходе наблюдения за двигательной активностью птиц выявились:
1. возможные виды и способы перемещений птиц в условиях клеточного или вольерного содержания (полет, прыжки, ходьба, лазание);
2. основные направления перемещения птиц (с жердочки на жердочку - горизонтальное, с жердочки на дно клетки и обратно - вертикальное перемещение или какое - либо иное);
3. приблизительное расстояние, преодолеваемое птицей за время наблюдения;
4. изменение активности и зависимости от времени суток.

Двигательная активность попугайчиков изучалась в основном, когда птицы находились в клетке, но для получения более широких сведений птицы периодически выпускались полетать по комнате.
Двигательная активность попугайчиков за 1 ч. Исследовалась следующим образом: на секундомере фиксировались время в 1 ч. и в блокноте делались записи всех движений, которые птица производила в течение этого времени. Затем при помощи линейки проводилось измерение расстояния преодолеваемого птицей за это время.
Основываясь на данных полученных в ходе наблюдения за попугаем в течение часа, мы посчитали примерное расстояние преодолеваемое попугаем за сутки. Для этого мы вычислили расстояние преодолеваемое птицей непосредственно за 1 час, умножили это число на 13 ч (общее время суточной активности попугаев) и узнали примерное расстояние, которое преодолевает птица в клетке в течении дня. Но надо учитывать, что когда птица находится на воле, то расстояние преодолеваемое птицей увеличивается.
В рамках данного исследования мы ставили эксперименты, лишая птиц в течение длительного времени привычного питания и наблюдали за их поведением. Птицы лишались питания на три дня, затем по истечении этого времени птицам давался корм и также проводилось наблюдение за птицами во время и после приема пиши.
Также проводился эксперимент с заменой привычного зернового корма на другую пищу. При этом зерновой корм, которым попугайчики питались в течение 10 месяцев, заменялся на овощи и фрукты.
Нами были замечен такой факт, что при действии стрессового состояния пищевая активность попугаев снижается. Исходя из этого наблюдения ставили такой опыт: на попугаев влияли звуковой атакой и следили за изменением их пищевого поведения. В виде звуковой атаки использовали записи кошачьих звуков, которые приводили попугаев в нервное возбуждение и вызывали у них шок.
Среди экспериментальных методов изучения поведения попугаев в домашних условиях, были использованы следующие: "метод проблемной клетки"- который заключался в нахождении возможности выхода из клетки или проникновения в нее путем открывания дверцы или других возможных отверстий; "метод разлучения " пары птиц, на определенный срок. "Метод разлучения" пары птиц заключается в том, что самца и самку рассаживали в разные клетки и изолировали друг от друга таким образом, чтобы между ними оставалась только акустическая связь. Птиц держали в разных комнатах в течение 10 дней. В течение этих 10 дней проводилось систематическое наблюдение за проявлением жизненной активности у этих птиц.

3. Результаты исследований и их анализ.
1. Двигательная активность.
У волнистых попугайчиков способность ходить по земле развита лучше, чем у других попугаев, а в комнатных условиях они тоже также успешно ходят, как и прыгают.
В ходе наблюдений выяснилось, что по частоте встречаемости из возможных видов перемещений преобладает лазание. Попугаи в комнатных условиях лазают по всем возможным предметам интерьера. Для лазания волнистые попугайчики также как и другие попугаи используют клюв.
Приблизительное расстояние, преодолеваемое птицей за одни сутки сложно определить, т.к. двигательная активность этих птиц зависит от многих факторов. К таким факторам можно отнести размер клетки, степень освещенности помещения, температуру помещения, погодные условия, фактор одиночного или стайного содержания пернатых и т.д. Тем не менее, нам удалось вычислить примерное расстояние преодолеваемое птицей за одни сутки. Проделав все необходимые подсчеты, мы выяснили что попугай за одни сутки, находясь внутри клетки, преодолевает расстояние равное около 30 метрам.
В течение суток активность попугайчиков меняется несколько раз. Наибольшая активность приходится на утренние и вечерние часы, когда птица свистит, укает, разминает крылья, активно передвигается по клетке.
Период активности начинается с 7 ч. и длится до 13 ч. В промежутке времени с 13 до 16 часов активность птиц резко снижается, в это время у попугайчиков наблюдается полуденный отдых. Начиная с 17 часов и до ночи вновь наблюдается повышение активности и уже ночью птицы опять находятся в состоянии покоя.

2. Пищевое поведение.
В домашних условиях основным кормом для большинства видов попугаев являются зерновые смеси. Пронаблюдав за разными попугаями, мы посчитали, что в среднем для мелких попугаев требуется в сутки до 25 г зерновой смеси, для средних птиц до 35г, и для крупных до 45 г. При длительном кормлении этих птиц одним видом корма происходит привыкание. В исследуемой группе особей мы пытались заменить привычный зерновой корм на овощи и фрукты, но эти птицы отказывались принимать такую пищу и так и не удалось разнообразить их питание.
При длительном лишении попугайчиков корма, мы обнаружили, что вследствие отсутствия питания у птиц резко сокращалось щебетание, двигательная активность снижалась. Птицы проявляли двигательную активность лишь в требовании пищи: они переворачивали кормушки, стучали по ним, издавали резкие крики, метались в поисках пищи по комнате. При кормлении после длительного голодания у этих птиц наблюдается агрессивное поведение между особями, которое выражается в виде борьбы за пишу. Доминирующая особь, в данном случае самец, занимает место на кормушке и подавляет все попытки самки подойти к корму. В некоторых случаях доминирующая особь своим клювом может ранить более слабых сородичей. При систематическом же кормлении попугаев борьбы за пищу не наблюдается, и самец и самка могут спокойно кормиться с одной кормушки.
Пищевая активность попугаев может изменяться под влиянием различных стрессовых ситуаций. Под влиянием стрессора, в данном случае использовалась запись кошачьих звуков, у птиц пропадал аппетит. Пищевая активность проявлялась только после прохождения нескольких часов (3-4 ч).Затем если действие стрессора повторялось аппетит, вновь пропадал и пищевое поведение восстанавливалось уже через больший промежуток времени.
В ходе этого эксперимента кроме изменений пищевого поведения выяснилось и то, что внезапный испуг может также привести к выпадению покровного оперения. Такая линька является защитным рефлексом и связана с "залповым" выделением в кровь гормонов тироксина и кортикостерона, которые регулируют удерживаемость пера в перьевой сумке. Такое "отторжение" перьев мы пронаблюдали и в ситуации, когда в помещение с попугаями случайно проникла кошка и напала на клетку. После этого случая у этих попугаев произошла "шоковая линька". Еще один случай, когда у птиц наблюдается "шоковая линька", произошел при попытке нами поймать попугайчиков в темноте. При этом от испуга во время отлова у птиц выпали все хвостовые перья. Таким образом, мы видим как стрессовая ситуация может оказать влияние на этих птиц.
3.Брачное поведение и строительная деятельность.
Период размножения попугаев приходится на те месяцы, которые соответствуют нашей весне и предшествуют времени созревания плодов и семян. На воле птицы выбирают себе партнеров на всю жизнь. В условиях неволи пару попугаю выбирает хозяин, и бывают случаи, что эти птицы могут не прижиться друг с другом. Так, например птицы рода Неразлучники отличаются большой привязанностью к партнеру.
Наблюдая за попугаями, можно отметить, что в домашних условиях содержания у попугаев нарушены в большей или меньшей степени биологические циклы. У домашних попугайчиков можно сказать остался лишь цикл, связанный непосредственно с размножением, который в условиях домашнего содержание может происходить в любое время.
Интересные данные мы получили при проведении экспериментального метода «проблемной клетки». Суть этого метода состоит в том, что закрывались все возможные выходы из клетки и попугая были вынуждены долгое время оставаться запертыми. И по прохождению времени, исследуемые нами особи попугаев, научились открывать дверцу и окошка клетки, тем самым обеспечив себе возможность свободного вылета и влета в клетку.

4. Выводы:
1. Двигательная активность попугаев может изменяться в зависимости от времени суток, колебаний температур, климатических условий и от изменения условий содержания их в клетке.
2. При длительном лишении попугаев питания, даже между близкими особями в группе возникает борьба за пищу.
3. Под действием стрессовых ситуаций у попугаев возникает «шоковая линька».
4. Обучение попугая разговору возможно только в случае изоляции ее от других особей.
5. При частом систематическом повторении одних и тех же действий, попугаи приобретают навыки подражания.
5.Заключение
Красочное оперение, способность подражать человеческой речи и своеобразные повадки попугаев с давних пор привлекали к ним любителей птиц всего мира. Попугаи особенно крупные их виды, очень сообразительны и чувствительны к окружающим их условиям. В поведении попугаев в домашних условиях играют роль не только врожденные инстинкты, но и то, как относятся к нему все члены семьи владельца, среда обитания, возраст в котором начали дрессировку попугая, методы воспитания.
Попугаи образуют хорошо выраженную, богатую видами группу птиц, которую большинство систематиков выделяют в отдельный отряд. Первые письменные сведения о попугаях появились 2400лет тому назад. С этого периода возрастает интерес к этим птицам и многими учеными проводятся наблюдения за их жизнедеятельностью и поведением.
У волнистых попугайчиков способность ходить по земле развита лучше, чем у других попугаев, а в комнатных условиях они также успешно ходят, как и прыгают, по частоте встречаемости из возможных видов перемещений преобладает лазание. Для лазания волнистые попугайчики также как и другие попугаи используют клюв.
Наблюдения за активностью попугаев показывают, что за сутки способны преодолевать расстояние равное 30 метрам.
В течении сутки активность попугайчиков меняется несколько раз. Наибольшая активность приходится на утренние и вечерние часы, когда птица свистит, укает, разминает крылья, активно передвигается по клетке. Период активности начинается с 7 часов и длится до 13 часов. В промежутке времени с 13 до 16 часов активность птиц резко снижается, в это время у попугайчиков наблюдается полуденный отдых. Начиная с 17 часов и до ночи вновь наблюдается повышение активности и уже ночью птицы опять находятся в состоянии покоя.
Также важно отметить, что у попугаев наблюдается синхронность движений в парах, особенно в полете. У птиц длительное время живущих парами синхронное поведение наблюдается чаще, чем несинхронное. Это объясняется тем, что птица корректирует свои собственные действия с учетом действий другой особи, и этим достигается соответствие между ними.
При кормлении после длительного голодания у этих птиц наблюдается агрессивное поведение между особями, которое выражается в борьбе за пищу. При систематическом же кормлении попугаев борьбы за пищу не наблюдается и самец и самка могут спокойно кормиться с одной кормушки. Пищевая активность попугаев может изменяться под влиянием различных стрессовых ситуаций. Внезапный испуг может привести также к выпадению покровного оперения. Такая линька является защитным рефлексом и связана с «залповым» выделением в кровь гормонов тироксина и кортикостерона, которые регулируют удерживаемость пера в перьевой сумке.
Наблюдая за попугаями, можно отметить, в домашних условиях содержания у попугаев нарушены в большей или в меньшей степени биологические циклы. У домашних попугайчиков можно сказать остался лишь цикл, связанный непосредственно с размножением, который в условиях домашнего содержания может происходить в любое время.
Попугайчики, вступившие в пару, прекрасно отличают своего партнера от других самцов и самок, стараются держаться вместе, ухаживают друг за другом, никогда не изменяют друг другу и плохо переносят разлуку.
Для размножения попугаев в неволе необходимо создать для них условия максимально приближенные к естественным условиям их обитания.
Попугаи обладают удивительной способностью к разговору. Обучить попугая разговорной речи можно лишь в случае если он не имеет контакта с другими птицами.

Использование результатов исследования в школьной практике
В школах, детских садах и яслях, разводятся разнообразные комнатные растения, создаются уголки живой природы – клетки с певчими и декоративными птицами, аквариумы с рыбками, клетки с разными видами грызунов.[9; 253]
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство.
Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений и животных позволяет формировать у детей чувство их необходимости.
Во-вторых, систематические наблюдения в уголке живой природы и доступность объектов способствует развитию конкретных представлений о растениях и цветах.
В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.
В-четвертых, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.[17]
Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – главная задача на сегодняшний день. [18]
Принципы и методы обучения детей и попугаев в значительной степени схожи. Ситуативно-наглядное обучение наиболее эффективно для тех и других. Развивающемуся интеллекту ребенка, также как и высокоорганизованному животному, необходимы занятия, у тех и других велика потребность в общении, обучении. Обучение во многом строится на звукоподражании.
Занятия с попугайчиком будут способствовать обоюдному развитию психических возможностей ребенка и птицы. В данном случае, естественно, очень важна помощь взрослых по уходу за попугайчиком. Необходимо также создать экологические условия для занятий слепого ребенка с попугайчиком. Ребенок очень быстро научится улавливать настроение попугайчика, его склонность к занятиям в определенное время. Для занятий слепого ребенка с птицей очень важен тактильный контакт.[6;170]
Все правила организации контакта ребенка и птицы, описанные выше подходят для использования в школьной практике при содержании попугаев в уголке живой природы.
Также в школьной практике можно организовать выставку с фотографиями и описаниями разных видов попугаев для увеличения интереса ребенка к этим птицам. Можно провести КВН или другие развивающие игры способствующие увеличению знаний и интереса к изучению этих птиц.
6.Список использованной литературы.
1. Агнасова Н.В. Я познаю мир: дет. энцикл. Животные в доме. М:ООО. Изд. «Олимп» ООО. «Изд. АСТ» 2002г.
2. Брем А. Птицы. В 2 т. Т 1. М:ООО «Фирма» Изд. 1999г
3. Горбачева Е.Г., ХворостухинаС.А. Удивительные животные. М: Вече, 2002г
4. Джонсон Д. Тайны жизни животных. М: ООО «Изд. Астрель»
5. Ильичев В.Д., Михеев А.В. Жизнь животных в 7 т. Т 6. Птицы М: Просвещение, 1986г
6. Ильичев В.Д., Силаева О.П. Говорящие птицы. М: Наука, 1990г
7. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М: «Академия», 2006г
8. Остапенко В.А., Морозов В.И., Мягков Н.А. Птицы и звери в вашем доме. М: Общество «Знание» РФ, 1992г
9. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. Изд. «Академия», 2003г
10. Рахманов А.И. Дрессировка и воспитание попугаев. М:ООО «Аквариум-принт», 2008г
11. Редакционный совет. Певчие и декоративные птицы. М: «Колос», 1992г
12. Тинберген Н. Поведение животных. М: Изд. «Мир» 1978г
13. Чернушин П.В, Дорофеев А.М. Попугаи у нас дома. Минск «Полымя»,1990г

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательский проект, 5 класс. Хлеб и жизнь Исследовательский проект, 5 класс. О монетах серии «Древние города России»
Участник №56 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Опубликовано: 136 дней назад (26 июля 2016)
Просмотров: 1226
+3
Голосов: 3
Алевтина Николаевна Чукреева # 30 июля 2016 в 12:22 +1
Дженнет Хадисламовна! Вами проделана очень большая исследовательская работа, очень подробно описаны все этапы проектирования. Мне было очень интересно ознакомиться с Вашими материалами. Практическая значимость разработки очевидна: воспитание в детях бережного отношения к природе, воспитание у детей ответственности и чувства прекрасного, примите голос!
Дженнет Хадисламовна Устарбекова # 31 июля 2016 в 10:01 +1
Большое спасибо за прекрасный отзыв smile