Конкурсы для педагогов и детей

Интегрированный урок по биологии и русскому языку, 5 класс

Интегрированный урок по биологии и русскому языку "Животные фразеологизмы" (5 класс)
Цель урока:
- мотивировать детей к изучению взаимосвязей между живой природой и русской речью
Задачи:
- познакомить учеников с С.И. Ожеговым и его вкладом в изучение русской словесности
- познакомить ребят с некоторыми фразеологизмами и видами животных
- развитие работы с текстом
Добрый день, ребята. В этом году мы с вами вместе со всей страной празднуем один очень важный юбилей.
В 1900 году родился Сергей Иванович Ожегов - выдающийся русский языковед, лексикограф и лексиколог, историк литературного языка, профессор, автор всемирно известного «Словаря русского языка».

Первое издание «Словаря русского языка» С.И. Ожегова вышло в 1949 году. С того времени по 1991 год ожеговский словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7 миллионов экземпляров. Он стал поистине настольной книгой «правильной русской речи» для всех, кому дорог и кому настоятельно нужен русский язык. К нему обращаются учителя, журналисты, писатели, актеры и режиссеры, дикторы радио и телевидения, студенты и школьники.
Сергей Иванович был наделен особым дарованием словарника, обладавшего тонким чутьем слова. Обладая феноменальной памятью, он знал множество бытовых, исторических, областных и даже сугубо специальных реалий, стоящих за лексикой русского языка. Он помнил многие факты из истории науки и техники, народных промыслов и ремесел, военного быта, из городского и сельского фольклора, из текстов классиков и современных авторов. По воспоминаниям современников, незабываем был и сам облик этого обаятельного человека, интереснейшего собеседника, остроумного рассказчика, внимательного и заинтересованного слушателя.
Но почему же мы вспомнили об этом прекрасном человеке на уроке биологии? Для этого попробуем вспомнить что такое словарь и что такое биология (словарь – совокупность слов какого-то языка, биология – наука о жизни) Наводящие вопросы: что описывают словами? Является ли природа частью жизни?
Ожегов описал в своём словаре огромное количество животных и растений. И сейчас мы попробуем с вами познакомится с некоторыми статьями из этого словаря. Каждой из групп даётся небольшая выдержка из словаря Ожегова. Ваша задача – угадать загаданное животное и показать в сценке пример, где можно употребить фразеологизм с названием этого животного. На подготовку даётся 3-5 минут, на саму сценку- не больше минуты. Если не могут отгадать, то пишется половина фразеологизма (та часть, которая была в карточке).
На всякий случай напомню: фразеологизм- это устойчивый оборот речи (кузькина мать, луковое горе, злой как чёрт и т.д.)
Карточка 1
Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех.
… услуга — неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред
ответ: Медведь
Карточка 2
Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами, а также мех его.
Ехать … - ехать куда-нибудь без билета, не заплатив
ответ: Заяц
Карточка 3
Крупное водное пресмыкающееся тёплых стран.
… слезы (проливать, лить) — о лицемерном раскаянии, сетовании
ответ: Крокодил
Карточка 4
Хищное животное семейства псовых.
Морской … - старый, опытный моряк.
ответ: Волк
Карточка 5
Парнокопытное нежвачное животное с крупным телом и короткими ногами.
Подложить …— устроить неприятность.
ответ: Свинья

После выступления каждой группы преподаватель задаёт вопрос: почему именно это животное используется в данном фразеологизме?
Когда все группы выступят:
Ребята, мы с вами живём в 21 веке, почти у каждого из нас есть дома и на телефоне интернет, нам не нужно каждый раз открывать словарь что бы найти значение непонятного слова. Значит ли это, что словари больше не нужны, и труд Сергея Ивановича Ожегова сейчас будет интересен только узкому кругу филологов?
А сейчас ребята у каждого из вас есть небольшое слово на карточке. Попробуйте написать определение для этого слова, если получится – то написать с ним фразеологизм с определением, а после выполните задание следующее задание:
- Напишите 3 слова, которыми вы можете охарактеризовать сегодняшний урок
- Напишите два слова, которыми вы можете описать С. И. Ожегова
- Напишите одно слово, у которого вам хочется узнать значение и по приходу домой вы обязательно его найдёте
Слова на карточках:
Синица
Черепаха
Крот
Соня
Хомяк
Каждой группе раздаётся набор карточек, что бы слова внутри группы не повторялись.
В завершении урока хотелось бы сказать следующее: каждый из нас гражданин великой страны под названием Россия. И одно из наших величайших богатств – это наша природа и язык, в котором она отражается. Так давайте будем беречь и то, и другое.
Спасибо за урок!

Рекомендуем посмотреть:

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 5 класса Конспект урока по биологии в 5 классе. Шляпочные грибы Тест – контроль по ФГОС ООО. Биология – наука о живом мире, 5 класс Конспект урока биологии в 5 классе. Приспособления организмов к жизни в природе

Похожие статьи:

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии в 5 классе

Участник №227 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Интеллектуальная игра по биологии, 10-11 класс
Опубликовано: 390 дней назад (15 ноября 2015)
Просмотров: 699
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
татьяна # 16 ноября 2015 в 01:47 0
замечательный материал.я люблю проводить интегрированные уроки, как правило, с иностранным языком, историей, изо, но вот с биологией - нет. На уроках русского языка знакомим с Ожеговым, но в вашем уроке биологии (!). Спасибо, что Вы обратили внимание на хрупкость и взаимосвязь языка и природы.Обязательно воспользуюсь Вашей идеей.
Жанна Григорьевна Труш # 16 ноября 2015 в 22:18 0
Спасибо за интересный и содержательный материал. Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Что мы должны сформировать у учащихся, над какими компетенциями работать? На эти вопросы отвечает учитель, готовя каждый свой урок. Это заставляет его искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. Думать, знать, уметь – вот составляющие деятельности педагога на подготовительном этапе, без которых творческий процесс немыслим. При этом знания, умения, навыки – средство развития способностей, компетентностей.