Конкурсы для педагогов и детей

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе

Методические рекомендации по организации игровой деятельности в разновозрастной группе малокомплектного сельского детского сада
Автор: Егорова Елена Викторовна, руководитель структурного подразделения – детского сада «Солнышко» МБОУ-СОШ с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области
Описание материала: Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  рекомендации по организации игровой деятельности в разновозрастной группе малокомплектного сельского детского сада.  Надеюсь, данные рекомендации помогут сельским педагогам в организации игровой деятельности с детьми разновозрастной группы.
«Организации игровой деятельности в разновозрастной группе малокомплектного сельского детского сада.»
Цель: Помочь педагогам сельских детских садов, укомплектованных одной разновозрастной группой преодолеть затруднения в организации  игровой деятельности дошкольников, связанные с особенностями малокомплектного детского сада.

В условиях совместного воспитания детей разного возраста есть много положительного и ценного в педагогическом отношении.
Благотворное влияние общения младших дошкольников со старшими в условиях разновозрастной группы создает лучшие условия для воспитания таких качеств, как взаимопомощь, особенно помощь старших младшим, забота старших о младших, самостоятельность, дружеские отношения и коллективизм, трудолюбие, организованность и т.д. Особое  значение приобретает пример старших для малышей.
Воспитательная работа в условиях малокомплектных детских садов  и разновозрастных групп является делом  более сложным, требующим от педагога знания  воспитательно - образовательной программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования  с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу, направлять развитие детей  согласно целям и задачам воспитания и их возможностям.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра.
Каковы же особенности организации  повседневной игровой деятельности дошкольников в разновозрастной группе?
Важно правильно использовать игровое пространство групповой комнаты. Следует позаботиться о том, чтобы ничего лишнего в групповой комнате не было. Дети должны иметь больше свободного места для игр и движений.
В организации содержательной игровой деятельности дошкольников и педагогического руководства ею в разновозрастной группе важны, прежде всего, правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий.
Подбирать игровой материал (игрушки и пособия) надо в строгом соответствии с реальным составом детей в группе. Это значит, например, что в младше - средней группе должны быть игрушки, рекомендованные для детей 3-5лет. В группе, где воспитываются дети от3 до 7 лет, ассортимент игровых материалов должен быть  рассчитан на дошкольников всех возрастов.
Игрушки и игровые материалы лучше размещать в разных местах групповой комнаты. Если позволяет помещение, надо выделить игровой уголок для малышей и место для игр старших детей (отдельно зону сюжетно-ролевых игр, зону настольно-печатных игр и конструкторов). В двух местах следует  расположить строительный материал: для маленьких – крупные, простые формы и модули, для старших, кроме того, формы долее сложные и разнообразные, мелкие. Ассортимент игрушек для малышей не должен быть большим, но желательно, чтобы каждая игрушка была в 3-5 экземплярах. Это позволит одновременно играть одной и той же игрушкой нескольким детям ( ведь малышам свойственна подражательность).
Распределение игрушек по подгруппам весьма условно и совершенно необязательно. Запретов на пользование теми или иными игрушками устанавливать не следует, но в процессе  руководства играми чаще рекомендовать детям то, что им больше подходит по возрасту и игровому опыту.
При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор. Воспитательное влияние оказывается через содержание игры, через роли и ролевые отношения играющих. Выполняя в игре, например, роль мамы, ребенок проявляет заботу  о своих детях, а в роли капитана корабля – смелость, умение четко отдавать команды матросам и т.д. В связи с тем, что разные виды игр вносят в детскую жизнь свое, характерное, педагогическое руководство должно быть направлено на то, чтобы дети сами умели играть в разные игры.
Организация содержательной, интересной  игровой деятельности для детей обеспечивается не только разнообразием  игр, но в большей мере зависит от детского коллектива, в котором протекает игра, от того, с кем ребенок играет, как вступает в игру, как складываются его взаимоотношения  с играющими товарищами. Именно в этих реальных отношениях, поступках формируется личность внутри детского коллектива.
Педагогу очень важно поэтому внимательно изучать детское сообщество группы, руководить  взаимоотношениями детей в этом сообществе, складывающимися в процессе игры. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками  поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.
Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих , ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д.
В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Наоборот, общение детей разного возраста, как уже отмечалось, несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Однако  педагогу необходимо думать о том, чтобы в процессе организации игр возникали и развивались правильные взаимоотношения детей разных возрастов.
Там, где этому не уделяется должного внимания, старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать малыших потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями.
Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, педагог должен исходить из того, что дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, педагог должен тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать.  Взаимоотношения маленьких детей в игре лучше устанавливаются с детьми 6-7- летнего возраста, нежели с 4-5-летними. Дети 6-7 лет, чувствуя себя старшими, успешно налаживают и регулируют свои отношения с малышами, стараются научить их тому, что сами знают, и не подчеркивают очевидного для них своего превосходства. Дети 4-5 лет еще не умеют этого делать, часто жалуются педагогу, между ними и 2-3-летними детьми возникают недоразумения, ведущие к распаду игры.
Установлению положительных взаимоотношений детей в играх с правилами мешает отношение самих детей к правилам игры. Уровень игровой деятельности малыша таков, что затрудняет соблюдение правил,  а ребенка увлекает само игровое действие. Правила  - основное для старших в этих играх.  Объединение малышей и старших нецелесообразно.  Это приведет к конфликту или к нарушению правил игры. Причем, если малыши объединяются с 4-5-летними детьми, которые сами только учатся играть по правилам, возникновение конфликта  неизбежно. Старшие же дети избегают неприятностей тем, что позволяют малышам нарушать правила, хотя для себя признают их обязательными.
Воспитывая у старших детей любовь к маленьким, умение оказать им помощь, проявить заботу, готовность уступить, в то же время нельзя допускать  постоянной опеки старших детей над младшими, когда маленький ребенок  не может и шага  самостоятельно сделать – все за него делает старший ребенок. Недопустимо внушать старшим детям, что они всегда должны помочь малышу, уступать младшим, от чего-то отказываться, приспосабливаться к его возможностям.  Надо учитывать  и интересы старшего ребенка – поиграть со своими сверстниками, удовлетворить свои личные запросы.
Руководство самостоятельной игровой деятельностью, таким образом, требует от педагога огромного терпения и педагогического такта, умения идти от ребенка, учитывая его непосредственные побуждения и стремления, уважая его как  личность.
Направляя детскую инициативу ( даже маленький ребенок уже активная личность, индивидуально проявляющая себя во взаимоотношениях с окружающим миром), педагог имеет возможность лучше увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, найти наиболее подходящие приемы педагогического влияния, максимально активизировать и совершенствовать личный и общественный опыт ребенка, своевременно помочь ему в преодолении возникающих в данный момент трудностей.

Рекомендуем посмотреть:

Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Родительская компетентность У. Ливингстон Ларнед. Раскаяние отца

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Сценарий осеннего досуга в разновозрастной группе
Опубликовано: 1066 дней назад (4 января 2014)
Просмотров: 7297
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!