Конкурсы для педагогов и детей

Формы работы для развития познавательной активности учащихся 1 класса

Новые формы работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся 1-х классов
Автор: Бурмистрова Екатерина Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 42 им.Н.П.Гусева с углубленным изучением французского языка г.Ярославля.

Материал может быть полезен учителям начальных классов для работы с первоклассниками с привлечением учеников 5 класса (выпускников учителя) с целью облегчить процесс адаптации, сделать учебный процесс более увлекательным и динамичным.

Говорят, что основная задача начальной школы – научить учиться, т. е. сделать из малышей-дошколят учеников. А это значит, развивать их познавательную активность, стремление к новым знаниям.
А вот основной проблемой начального образования является проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Это не случайно: ведь первый год обучения в школе - своего рода, «пропедевтический» этап, выполняющий важнейшее предназначение в дальнейшей жизни и учении ребенка.
Огромную роль в этот период играет для ребенка как личность учителя, так и те формы, методы и приемы работы, которые он использует.

Задача учителя в этот период – сделать переход из дошкольного детства (с доминирующими игровыми мотивами) в школьный возраст менее ощутимым и болезненным. Поэтому учителя первоклассников в своей практике часто применяют игровые моменты, различные физкультминутки, дидактические игры, множество наглядного и раздаточного материала.

Однако не стоит забывать, что учитель первоклассников только что «выпустил» в «среднее звено» целый класс ребятишек, которые по-прежнему привязаны к нему, хотят быть рядом, помогать, даже присутствовать на уроках своего первого учителя, зачастую отвлекая, мешая педагогу работать.
Не в силах «разорваться» между настоящими и бывшими учениками, стала использовать такие формы работы на уроках, которые позволяли развивать познавательную активность первоклассников с помощью старших помощников. Такие уроки проводятся систематически, один раз в неделю, и их с нетерпением ждут как малыши, так и пятиклассники.

Каждый урок можно сделать нетрадиционным: урок-путешествие, урок-викторина, урок-блиц. Для этого требуется в первую очередь фантазия учителя, во-вторых, немало его же труда и, на первых порах, пока дети мало знакомы с различными формами работы, – помощь в проведении подобного рода уроков. Безусловно, проводить такие уроки часто - затруднительно, да и нецелесообразно – традиционную классно-урочную систему у нас никто не отменял. А вот раз в неделю – необходимо для учеников (это прекрасная возможность снять эмоциональное напряжение), и достаточно для учителя (за неделю можно основательно подготовиться к следующему уроку).
Работа на таких уроках ведется в группах, что позволяет первоклассникам сблизиться, почувствовать себя частью команды, учит взаимодействию и взаимопомощи.
К каждой группе «прикреплен» пятиклассник, который помогает, подсказывает, следит за дисциплиной в группе.
Проводимые мною уроки я условно разделила на 3 группы:
1. Урок – викторина
проводится как соревнование по группам, пятиклассники выполняют в группах ведущую роль, формируя у первоклассников навыки групповой работы

2. Урок – путешествие
проводится как путешествие команды с наставником (пятиклассником) по станциям, следуя маршрутному листу


3. Урок – калейдоскоп
напоминает урок-путешествие, только в этом случае группы учеников статичны, а вот пятиклассники переходят от группы к группе, предлагая каждый свое задание. Таким образом задания и «учителя» сменяются, как картинки калейдоскопа. Урок проходит в хорошем темпе и позволяет охватить больший объём материала, чем урок-путешествие.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе | Урок - викторина. Обучение грамоте 1 класс
Опубликовано: 871 день назад (23 июля 2014)
Просмотров: 2294
+4
Голосов: 4
Ольга Александровна Нечаенко # 23 июля 2014 в 07:47 +2
Отлично. Вы воспитываете замечательных ребят, если выпускники приходят Вам на помощь. Такие формы работы действительно помогают активизировать познавательные процессы и позволяют сформировать навыки работы в группах. Спасибо.+1
Екатерина Александровна Бурмистрова # 23 июля 2014 в 10:46 +1
Спасибо, Ольга Александровна!
Наталья Николаевна Сегенюк # 28 июля 2014 в 18:54 +2
Екатерина Александровна, это очень хорошо, что вы привлекаете ребят 5-х классов для работы с детьми первого класса! Дети старшего возраста с интересом работают и занимаются с детьми младше себя, они чувствуют себя взрослыми, знающими, авторитетными, а малышу интереснее с ними, ведь они тоже дети. Такая взаимосвязь принесет только хорошие плоды. Молодец! +1
Екатерина Александровна Бурмистрова # 28 июля 2014 в 20:00 +1
Спасибо, Наталья Николаевна!
Вера Викторовна Янченко # 2 сентября 2014 в 14:05 +5
Добрый день, Екатерина Александровна! Познакомилась с Вашей статьей о новой форме работы, активизирующей познавательную деятельность учащихся 1-х классов, спасибо за приглашение! Статья очень интересная, подробно рассказывает о Ваших новых методах работы, об актуальности такого рода деятельности. Да, очень часто, выпускники начальной школы посещают свою первую учительницу, порой даже в течении всего года, так почему бы не использовать их посещения с пользой, хотя работы самому учителю прибавилось. Свои плоды такие методы работы дают, из фотографий видно, как с интересом, удовольствием дети общаются, работают, причем и те и другие, да и формы проведения уроков урок - викторина, урок - путешествие, урок - калейдоскоп, очень интересные, развивающие, познавательные, обобщающие. Что же касается оформления статьи, Екатерина Александровна, смелей пользуйтесь редактором, изменяйте шрифт заголовком, вставляйте цель, задачи, назначение, описание материала, а то так материал кажется незаконченным, немного недоделанным. Голосую за новые формы работы +1! Удачи Вам!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 3 сентября 2014 в 21:56 0
Вера Викторовна, спасибо за Ваш отзыв и особенно за конструктивные замечания - на сайте я новичок и советы коллег мне просто необходимы, обязательно учту их в дальнейшем!
Татьяна Александровна Ковальских # 25 ноября 2014 в 23:09 +1
Посмотрела некоторые Ваши работы, понравились формы и методы организации работы с детьми. Рекомендую к использованию другими педагогами.