Конкурсы для педагогов и детей

Урок - викторина. Обучение грамоте 1 класс

Новые формы работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся 1-х классов по обучению грамоте - урок-викторина
Автор: Бурмистрова Екатерина Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 42 им.Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка г.Ярославля.

Материал может быть полезен учителям начальных классов и является дополнением к материалу "Новые формы работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся 1-х классов"
http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-aleksandrovna-burmistrova/novye-formy-raboty-aktiviziruyuschie-poznavatelnuyu-dejatelnost-uchaschihsja-1-h-klasov-po-matematike-i-obucheniyu-gramote.html
Урок - викторина
Данные уроки проходят с привлечением пятиклассников, что позволяет облегчить адаптационный период и ускорить привитие навыков групповой работы.

Урок – викторина – известная форма работы и применяемая чаще во внеклассной или воспитательной деятельности. Однако «Азбука» Р.Н.Бунеева и др. – отличный материал для проведения викторин.
Вот мой «ларец заданий» по этому учебнику:
• Найдите слово, начинающееся с гласного звука /согласного твердого/ мягкого
• Найдите слово, начинающееся с глухого/ звонкого звука
• Какое из слов на странице подходит к схеме (слоговой/звуковой)
• Найдите слова, которые произносятся и пишутся по-разному
• Найдите многозначное слово
• Найдите однокоренные слова/слова с приставкой/ с одинаковым суффиксом
• Найдите предложение, соответствующее схеме
• Составьте предложение с одним из слов/ с двумя/ с тремя повествовательное/вопросительное/восклицательное
• Составьте небольшой текст, используя как можно большее количество слов со страницы

и т.п.

Эти задания все учителя дают своим ученикам на каждом уроке ОГ, но не всегда видят в ответ «лес рук»: устные задания сложнее воспринимаются детьми этого возраста. Приходится постоянно побуждать их к деятельности, а ответ на поставленный вопрос сможет дать один, редко – два ученика. Работа в группах на уроке-викторине позволяет выслушать ответы 4-5 учеников на каждый вопрос, в группе есть возможность обсудить спорные варианты ответа, да и активизировать познавательную активность учеников не придется – каждый хочет проявить себя, принести баллы своей команде, внести свой вклад в общее дело.

Только задания тоже лучше «облекать в игровую форму». Предлагать детям не просто находить слова, предложения, а искать
• жильцов домиков,
• хозяев колпачков,
• плоды с чудо-дерева,
• слова из загадочного послания,
• магические заклинания и т.п.

Вот тогда урок превратится в праздник, а материал будет усвоен, закреплен всеми участниками учебно-игрового пространства.

В начале урока класс разбивается на команды по 5-6 человек, для каждой команды организуется удобное рабочее место. Начинается урок с игровой ситуации, разыгранной пятиклассниками, которая позволяет раскрыть тему урока и его цели. Затем помощники отправляются к командам, а проводит урок учитель. Все учебные задания – конкурсные. В конце урока обязательно подводится итог соревнования команд и выявляются причины удач и недостатки в работе команд.

Однако первоклассники еще не приучены работать в команде, да и самостоятельности в принятии ответственных решений пока нет. Вот здесь и приходят на выручку помощники-пятиклассники. На первых порах они выполняют первостепенную роль в команде, являются лидерами. Они же учат командной игре:
• дать право высказаться каждому,
• не шуметь (чем громче говоришь, тем хуже тебя слышно),
• принимать решения коллективно, не выпячивать себя,
• не осуждать за неправильный ответ (каждый имеет право на ошибку),
• радоваться победе соперника (в следующий раз они порадуются нашей победе)
и следят за выполнением всех правил.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение грамоте 1 класс Конспект урока 1 класс "Обучение грамоте" УМК "Школа России" Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Конспект урока по обучению грамоте и письму в послебукварный период, 1 класс

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Формы работы для развития познавательной активности учащихся 1 класса | Дидактический материал для уроков литературного чтения в 1 классе
Опубликовано: 870 дней назад (23 июля 2014)
Просмотров: 2340
+3
Голосов: 3
Ольга Ивановна Марченко # 23 июля 2014 в 08:53 +2
Екатерина Александровна, спасибо за хороший и полезный материал о формах активизации познавательной деятельности детей. Примите мой голос. Творческих Вам успехов!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 23 июля 2014 в 10:47 +2
Спасибо, Ольга Ивановна!
Вероника Валентиновна Быкова # 28 июля 2014 в 17:48 +1
Уважаемая Екатерина Александровна, меня очень заинтересовало ваше предложение о новой форме обучения. Прекрасная идея подключить пятиклаксников к обучению первокласников. Хорошая задумка обратить познавательный процесс в игровую форму. Мне очень понравился ваш материал, поэтому я голосую +1. Спасибо вам и успехов в творчестве!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 28 июля 2014 в 19:59 +1
Спасибо, Вероника Валентиновна!
Сидорова Зоя Григорьевна # 28 июля 2014 в 21:27 0
Екатерина Александровна! Викторина - это как тест, по которому мы можем судить, насколько дети хорошо усвоили материал. В игре-путешествии педагог может на "остановках" повторять пройденное, объяснить новый материал и т.д. Все формы работы с детьми-первоклассниками очень интересны и актуальны. возможно, они оправдают себя. Я за внедрение нового, интересного.
Зоя.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 июля 2014 в 01:37 0
Спасибо, Зоя Григорьевна!
Анастасия Викторовна Григораш # 7 декабря 2014 в 14:12 0
Спасибо за интересный материал к урокам обучения грамоты. У меня 1 класс. Все так вовремя нашла на вашей страничке. Скачала в свою копилку без вашего ведома. Заранее извиняюсь и очень ВАС благодарю за творчество и изюминки.