Конкурсы для педагогов и детей

Практическая консультация для родителей старших дошкольников с нарушением зрения

Практическая консультация для родителей «Коррекция зрительно - моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения».
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» (В.А.Сухомлинский).
Проблема развития зрительно-моторной координации воспитанников с нарушением зрения выявлялась на протяжении последних трех лет на каждом заседании психолого-медико-педагогического консилиума МБУ. К сожалению, не все педагогические воздействия на формирование зрительно-моторной координации дошкольников закреплялись и отрабатывались родителями в домашних условиях, создавая, таким образом, неэффективную базу коррекционного сопровождения на детей с ОВЗ. Таким образом, в учреждении остроактуальной выступила проблема повышения уровня компетентности родителей в способах и приемах коррекции зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрительного анализатора. Наиболее ярко раскрыть для родителей достаточно сложную тему, как «Пропедевтическая направленность зрительно-моторной координации при подготовки руки к письму у старших дошкольников с нарушением зрения» было решено при помощи такой формы взаимодействия, как мастер-класс. Это форма обучения для людей любого возраста и пола (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем организации и активизации творческого потенциала каждого участника. Итак, перед педагогами стояли следующие задачи:
1. Обеспечение положительной динамики развития зрительного восприятия у воспитанников.
2. Повышение педагогических знаний родителей об особенностях зрительного восприятия детьми окружающей действительности при косоглазии, амблиопии, гиперметропии, миопии и астигматизме. 3. Обучение практическим приемам организации коррекционного воздействия на развитие нарушенных зрительных функций детей в домашних условиях. Организационным моментом для проведения мастер-класса выступила возможность рассмотреть окружающую обстановку «глазами своих детей», для чего родителям предложили надеть специально изготовленные очки, позволяющие снизить зрительную возможность до уровня аметропии при косоглазии, амблиопии, гиперметропии, миопии и астигматизме. Данный прием позволяет на практике представить родителям о последствиях поражения зрительно – двигательного и нервного аппарата, вызывающего изменения ряда функций: снижение остроты зрения, контрастной чувствительности, сужение и выпадение поля зрения и др. Это приводит к нарушению восприятия и связанными с ним изменениями в психо- эмоциональной сфере. К дальнейшей деятельности мотивационным компонентом выступила теоретическая информация педагога: в отличие от взрослых, утративших зрение в зрелом возрасте, зрительный дефект у ребенка приводит к ряду вторичных отклонений, к числу которых относится недоразвитие высших психических функций. У детей отсутствует или не сформирован до конца зрительный образ, представление о цвете, пропорциях различных предметов, о представителях растительного и животного мира. У большинства слабовидящих дошкольников страдают наглядно – образная, зрительно – слуховая, зрительно – двигательная виды памяти, чтозатрудняет усвоение и запоминание материала. Возникают проблемы с письмом. Ребенок не представляет, как видят мир люди с нормальным зрением и не может полностью оценить получаемую зрительную информацию. Большое познавательное значение руки открыл И.П.Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением, поэтому одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы быстро не уставал, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита координация рук и их моторика. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому – то очень важны согласованные действия глаза и руки. При этом важно, чтобы пальцы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. У детей с нарушением зрения, как правило, взаимодействие руки и глаза не развито, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Неполноценное зрение детей дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно- практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Именно поэтому очень важно в дошкольном возрасте проводить работу по формированию зрительно-моторной координации, т.е. двигательнойдеятельности, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Когда родители ощутили на себе состояние неуверенности и неопределенности, которое испытывают слабовидящие дети; для закрепления эффекта от понимания затруднений детей во время выполнения практических действий, педагог предлагает перейти к практической части мастер-класса и расположиться за столами. В практической части родителям вновь предлагалось надеть очки и выполнить в них практические упражнения: «Обведи по контуру», «Золушка» (отобрать крупы по разным тарелочкам), «Шнуровка», «Проследи путь» и т.п. Далее педагог предлагает выполнить аппликацию и предлагает четкую инструкцию: на столе находятся материалы, из которого необходимо сделать картину (цветок, листья зеленого и бордового цвета, серединка для цветка, лист цветной бумаги). В центре листа картины должен находится оранжевый цветок, в середине которого красная сердцевина. Справа и слева от цветка необходимо наклеить зеленые листья. В верхнем правом, в нижнем правом, в верхнем левом и нижнем левом углу - бордовые листья. Кроме того, наклеивая отдельные элементы картины необходимо четко совместить их контур, прорисованный на фоновом листе, и края этого же элемента. Безусловно, данная работа повлечет за собой рефлексию, в которой родители высказываются о своих ощущениях, трудностях и понимании того, что их дети нуждаются в коррекционной помощи и моральной поддержке. Зрительно-двигательная и моторная координация заключается в контроле глаза за действиями руки. Чем хуже зрение, тем тяжелее ребенку осуществлять данный контроль. Поэтому в заключительной части мастер-класса педагог рассказывает об играх, упражнениях, раскрывает приемы развития зрительно- моторной координации, возможные к выполнению в домашних условиях.
1. Упражнения «Поймай шарик», «Носик лисички», «Достань предмет» - выполняется при помощи приспособления «бильбоке», выполненного из бросового материала.
2. Упражнение «Прокати каток». Для его выполнения необходим гимнастический каток и фантазия взрослого для мотивации ребенка к различным действиям с ним.
3. Упражнения «Пальчики танцуют», «Кулачки», «Ладонь – ребро – кулак», «Бегают человечки», «Дождик идет», «У киски Царапки мягкие лапки». «Пальчики здороваются», «Кулак - кольцо».
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Дидактические игры: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», разнообразные настольно-развивающие игры В.В.Воскобовича.
6. Задания в тетради, прописи: «Обведи по контуру», «Нарисую дорожку», «Не заходи за линию», «Распутай линию», «Клубочки», «Вырасти фигуру».
7. Работа с трафаретами, глиной, пластилином, мозаикой, мелким конструктором.
8. Работа с бумагой в технике «Оригами». В заключении мастер-класса родители получают от педагога буклеты- памятки, дополнительно раскрывающие игровые приемы развития зрительной – моторной координации в домашних условиях. Практические знания и умения родителей позволили в дальнейшей работе обеспечить повышение уровня развития зрительно-моторной координации воспитанников групп с нарушением зрения, что в дальнейшем отразилось на положительной тенденции в компенсации и коррекции нарушенных зрительных функций.

Рекомендуем посмотреть:

Игрушки для детей 5-7 лет Развитие психических процессов у детей 5-6 лет в домашних условиях Консультация для родителей. Обряды и обычаи русской культуры Памятка для родителей детей старшей логопедической группы
Игровизор Воскобовича в детском саду
Опубликовано: 200 дней назад (20 мая 2016)
Просмотров: 685
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!