Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе
Автор: Бондаренко Екатерина Николаевна, воспитатель
Место работы: МБУ детский сад № 49 "Веселые нотки" ( корпус 4), г. Тольятти
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Обитатели водоема"

Цель: Сформировать представление о животных водоема.
Задачи: Знакомство с обитателями водоема.
Обобщение представлений о жизни животных в водоеме. Освоение действия использования и построения моделей взаимосвязи животных и условий жизни в водоеме. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.
Материал:
Демонстрационный: картинки с изображением водоемов и их обитателей (водомерки, жука-плавунца, карпа, щуки, лягушки, улитки, тритона, головастика, паука, стрекозы, комара); текст рассказа Е. Чарушина «Бобровый пруд»; миска с водой, игрушечный паук, стакан; аквариум с водорослями, рыбками и улитками; условные обозначения воды, животных, двусторонние стрелки; игрушечный Водяной; мелкие камешки или семена водных растений.
Раздаточный: условные обозначения воды, почвы, света, растений и животных, односторонние и двусторонние стрелки.
Ход:
Воспитатель читает детям рассказ Е. Чарушина «Бобровый пруд».

-Ребята, каких обитателей пруда вы узнали?
Дети отвечают, а воспитатель показывает картинки с изображением животных водоема.



Показывая картинки с изображением этих животных, воспитатель рассказывает о наиболее типичных и интересных представителях фауны водоема.
- Ребята, давайте подойдем к аквариуму.

(Рассматривают поведение рыб и улиток)
В гости к ребятам приходит Водяной. (Взрослый или игрушка)

Водяной: - Здравствуйте, ребята, вы знаете обитателей водоемов? Я вам загадаю загадки и проверю.
(За каждый правильный ответ Водяной дает детям свой подарок – камушек или семечко водного растения).
Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад. (Рак.)

Весь день хожу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки.
Совсем домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я при себе ношу,
И потому всегда я дома. (Улитка.)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)

Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит - кричит;
Сядет - молчит.
Кто его убьёт -
Свою кровь прольёт. (Комар).

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку.
И комар и мушка. (Лягушка).

Физминутка:
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, глазками хлопали.
Водяной: - Ребята, я очень доволен тем, как много вы знаете и за это я расскажу вам удивительные истории из жизни в воде. Например, о «ловцах» воздуха.
- Чем дышат животные? (воздухом). Но в воде воздух особый, им умеют дышать только рыбы. Поэтому лягушки и насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух.
- Например, жук-плавунец прикрепляет пузырек воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду.

Водяной: - Но есть еще более хитрое подводное животное – паук-подводник. Он сумел построить себе дом на дне. Он питается маленькими детенышами насекомых и рыб, заманивая их в свой дом. Как же он научился дышать под водой?

Водяной показывает фокус. Он кладет игрушечного паука в стакан, переворачивает его, придерживая игрушку, и резко опускает в прозрачную миску с водой. Стакан остается частично наполненным воздухом.
Водяной: -Так делает и паук. Он плетет паутинный дом, похожий на стакан, одевает его на спину и стремительно ныряет под воду. При этом его домик оказывается полон воздуха, достаточного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых.

- Ребята, каждое животное водоема приспособлено к жизни в воде. Как вы думаете, что самое главное для обитателей водоемов: свет, почва или вода. Покажите ответ волшебной картинкой.
(Дети выбирают из разложенных у них на столах карточек условное обозначение воды и показывают Водяному).
Затем Водяной рассказывает о значении водных обитателей: рыб, лягушек, стрекоз и др. они очищают воду, делают ее прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредных микробов и т.д.
Водяной жалуется детям, как плохо иногда люди относятся к водным обитателям и предлагает детям вместе с воспитателем нарисовать значок, который бы показал, как важны животные для чистоты воды в речке, пруде, озере, и как вода нужна животным.
Воспитатель, учитывая пожелания детей, выкладывает модель, отражающую взаимосвязь воды и животных, обитающих в ней.

Водяной: - Ребята, спасибо вам за рисунки. Мне с вами пора прощаться. Я обещаю поместить их над каждой речкой, прудом и озером, чтобы все люди знали, как нужно бережно относится к водоемам.
Релаксация «Тихий водоём»
Воспитатель: - Ребята сегодня мы с вами познакомились с обитателями водоема. Теперь закройте глаза и представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного водоёма. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для детей 5 - 7 лет о лесном пожаре Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада Конспект непосредственно-образовательной деятельности в детском саду. Вода Конспект занятия по экологии для детей старшей группе
Участник №189 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Подарок к 8 Марта своими руками в детском саду для детей 5-6 лет. Каллы | Акция "День Земли" в детском саду
Опубликовано: 2928 дней назад (19 апреля 2016)
Просмотров: 8780
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Оксана Юрьевна Калинина # 20 апреля 2016 в 13:42 0
спасибо за красивые иллюстрации. Очень трудно порой найти реальные изображения. Материал подобран грамотно. Можно использовать в работе в полном объеме.