Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по развитию речи в 6 классе

Автор: Беликова Екатерина Петровна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ г. Зернограда
Конспект урока по развитию речи в 6 классе
«Подготовка к написанию сочинения «Люби и охраняй природу!»
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект урока развития речи по русскому языку в 6 классе «Подготовка к написанию сочинения «Люби и охраняй природу!». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы.

Цель: развитие речи учащихся, написание сочинения «Люби и охраняй природу!»
Задачи:
– познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу;
– развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения по создавшейся проблеме;
– воспитывать активную жизненную позицию, уважение к природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: перед данным уроком было проведено внеклассное мероприятие на экологическую тему «Давайте будем беречь планету!», прогулка по парку, учащиеся подобрали рассказы, стихи, пословицы, приметы и статьи по данной теме, нарисовали рисунки «Природа нашими глазами».
Оборудование: иллюстрации и рисунки по теме, выставка книг «Стихи и рассказы о природе», орфографические словари (у каждого на парте), толковый словарь, музыкальное сопровождение: шум ветра, дождя, пение птиц…
Цитаты: (записаны на доске)
Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях.
Д. Арманд
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.
И. Гёте
Книга природы – есть неисчерпаемый источник познаний для человека.
Ф. Вольтер
Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.
Жюль Ренар
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять…»
М. Налбандян
«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам»
Герцен
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первые и истребляет вторую»
Ф. Бэкон
Ход урока:
I. Организационный момент
(Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение, стихотворение на каждой парте)
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Н. Старшинов
Беседа с классом по вопросам:
Какова основная мысль стихотворения?
Какая проблема звучит в нем?
Что значит «жить в одной семье»?
Как вы понимаете слова «Давайте наши души сохраним, тогда… и сами сохранимся»?
Какие слова, фразы вам понравились? Запишите.
(Ответы учащихся)
(Озвучивается тема и задачи урока)
II. Подготовка к написанию сочинения
1). Беседа по стихотворениям
Послушаем стихотворение Рюрика Ивнева «Природа»
(Читает ученица под музыкальное сопровождение)
Она сама себя не понимает,
Да и не сможет никогда понять,
Свою планету нежно обнимая,
Как сына обожающая мать.
Воистину, она ничем не скована.
Как пульс в ней бьется щедрость, доброта,
Священный гнев, любовью продиктованный,
И ослепительная красота.
Но что творят ее шальные дети,
Сжигая все — от листьев до корней.
Когда бы жили мы тысячелетья,
Мы б осторожней обходились с ней!
Что объединяет это стихотворение с предыдущим?
Как вы понимаете слова «Свою планету нежно обнимая», «Священный гнев, любовью продиктованный…»?
Объясните последние две строчки.
ПРИРОДА ж. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней… (из словаря Даля)
(Ответы учащихся)
К уроку вы нарисовали рисунки на тему «Природа моими глазами». Прокомментируйте свои рисунки.
2). Сообщение подготовленного учащегося
Конец ХХ века характеризуется глобальным воздействием человека на окружающую среду. Развитие общества повлекло за собой нежелательные для самого человека изменения в природе.
(Вопрос к классу)
Какие?
Ежегодно из земли извлекается более 100 миллиардов тонн горных пород, около 15 миллиардов тонн атмосферного кислорода используется при сжигании топлива. Площадь лесов за последнее сто лет сократилась в два раза. Каждую минуту опустыниваются земли, вырубаются леса.
С земли исчезли многие виды животных, загрязняется окружающая среда, здоровье людей не защищено.
Какую информацию нашли вы, ребята?
(Ответы учащихся)
3). Лексическая работа
Обратите внимание на доску: вы видите высказывания известных людей о природе, эти слова можно использовать и в качестве эпиграфа к сочинению и в тексте вашего сочинения.
(Выборочное чтение и обсуждение понравившихся высказываний)
На доске опорные слова, которые могут вызвать трудности при написании: (выборочная работа со словарями)
Экология
Охрана природы
Природа-мать
Будущее планеты
Окружающая среда
Загрязнение воздушного и водного бассейнов
Заповедник
Здоровье человека
Национальный парк
Территория
Памятник природы
Ресурсы
Панорама
Защита зеленого друга
4). Работа с газетными и журнальными статьями
Каждый из нас любит подышать свежим воздухом. Полежать на зеленой траве. Но это еще не любовь к природе. Любовь начинается с понимания природы.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих зеленых
С. Есенин
Животные тоже неотъемлемая часть природы. У Пришвина есть выражение «Природа, ставшая человеком». В этой мысли две грани, два оттенка.
1 – В природе есть то, похожее на нас и наши поступки. Брему, создавшему большой труд «Жизнь животных» удалось наблюдать двух ворон, кормивших в дупле третью, которая была ранена.
В одной из телепередач «В мире животных» была рассказана история про скворца и галку. Скворец попал лапой в петлю и повис на ветке. Галка перебила леску клювом и отпустила его на волю.
Как это назвать?
Состраданием, долгом, солидарностью?
(Ответы учащихся, свои примеры)
2 – Второе и самое главное: мы не просто природа, а природа, ставшая человеком.
Но часто человек своими руками убивает природу.
(Ученица читает наизусть стихотворение Рюрика Ивнева «Прости»)
Не может камень в сердце обратиться
И превратиться ненависть в любовь.
Прости меня, голодная волчица,
За волчье горе и за волчью кровь.
Не я к тебе подослан был судьбою,
Не я виновник гибели твоей,
Но я несу ответ перед тобою
Как человек за злобу всех людей.
Друг к другу жмутся жалкие волчата,
Им не дождаться материнских ласк.
Кровавый блеск вечернего заката,
Ответь хоть ты, коль есть ответ для нас.
Но в небесах – упорное молчанье,
И дремлет совесть, мягкая, как воск,
И дела нет законам мирозданья
Ни до тоски, ни до горячих слез.
Какие мысли появились у вас, когда вы слушали стихотворение?
Как данная история касается нашей темы?
Имеет ли право человек (творение природы) лишать жизни животное (другое творение природы)?
У нас есть рисунки с изображением животных, чьи они? Почему вы нарисовали животных?
(Ответы учащихся)
III. Составление плана сочинения
(У учащихся может быть и самостоятельно составленный план)
Примерный план:
I. Красота нашей природы.
II. Опасности, подстерегающие природу:
1) Что совершает человек?
2) Последствия человеческого вмешательства в природу.
3) Как можно помочь?
III. Люби и охраняй природу!
Рекомендации:
Ребята, при написании сочинения используйте в своей работе стихотворные строки, цитаты из газетных статей, высказывания известных людей о природе.
Употребляйте вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения. При необходимости обращайтесь к словарям.
IV. Примерный рассказ по плану. (1-2 учащихся)
V. Работа с черновиками.
VI. Домашнее задание:
переписать сочинение в тетрадь для творческих работ.
VII. Итог урока.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из записанных на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Выставление оценок.
Приложение (примеры творческих работ школьников)
Люби и охраняй природу. Колесникова Татьяна.
Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Наша природа очень красива. Моря, леса, луга, озера, поля… Писатели, художники, поэты воспевали ее неотразимость в своих произведениях. Какие красивые строки: «Поле, русское поле! Светит луна или падает снег… Запах полыни, вешние ливни… Нет, не забыть тебя сердцу вовек».
Природа… Как много вложено в это слово! Растения, животные, человек… «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять». К сожалению, люди, с головой погруженные в развитие техники, не задумываются о том, что дым их заводов загрязняет воздух, отходы, сбрасываемые ими в реки, озера, губят их обитателей. Много видов растений и животных занесено в Красную книгу.
Подсчитано, что каждый год количество чистого воздуха сокращается на десять миллиардов тонн. Леса просто не успевают возместить такой ущерб.
Вредим природе и мы сами. Прочитав статью «Зачем застрелили птичку?» в журнале «Юный натуралист», я еще раз убедилась в жестокости людей: Один биолог зимовал в лесу, наблюдая за жизнью животных. Однажды он заметил зимородка, отметив, что это странно, птица эта улетает на зиму в теплые края. Стал наблюдать за ней. А спустя неделю нашел ее мертвой. Поднял, чтоб посмотреть, что стало причиной гибели несчастной. Оказалось, что в ее маленькой грудке застряла дробинка. «Я катал ее в пальцах и в сотый раз задавал себе вопрос: Есть ли предел человеческой жестокости? И тоскливо вспомнились поэтические строки: Какое это чудо – человек! Какая это мерзость – человек!»
Если мы не остановимся, то наше поведение приведет к катастрофическим последствиям. Люди, любите и охраняйте природу! Ведь на этой планете жить нам и тем, кто придет после нас.

Люби и охраняй природу. Чурсина Любовь.
Приходя в гости к природе, не делай ничего,
что счел бы неприличным сделать в гостях.
Д. Арманд
Как красива наша природа! Особенно весной, когда после долгой зимы среди голых деревьев начинает пробиваться первая зеленая травка, на веточках деревьев и кустарников набухают почки. Поют птицы, радуясь приходу тепла. Совсем иначе, по-весеннему светит солнышко на нежно-голубом небе.
Но не все люди замечают эту красоту. Многие даже не задумываются, что этого великолепия может не стать из-за потребительского отношения человека к природе. Токсичными веществами из заводских и фабричных труб, выхлопными газами автомобилей загрязняется атмосфера. И этим мы дышим!
А что происходит с нашими лесами!? Бросая непотушенный костер, мы становимся виновниками пожаров. Гибнут животные, птицы, а те, кто успевает спастись, лишаются своих жилищ. В погоне за деньгами безжалостно вырубаем деревья в больших количествах. А ведь они очищают воздух, вырабатывают кислород, благодаря им мы продолжаем жить.
Реки нередко огорчают нас загрязненными водами. Что творят туристы, когда приходят отдыхать на берег реки! Сколько мусора остается после них! Бумага, бутылки, полиэтиленовые пакеты, плавающие в воде и брошенные на лужайке, еще долго будут напоминать о человеке.
Природа просит о помощи. Ее необходимо спасать, пока еще не поздно! Пока мы, новое поколение, еще не черствы сердцем и душою, не безразличны к происходящему. Нужно учиться любить и беречь природу! Слышать ее! Нельзя ради своей минутной радости рвать цветы на лугу и в лесу, стоит помнить, что в твоих руках может оказаться растение, занесенное в Красную книгу.
Давайте будем любить и охранять природу, по мере своих возможностей, и она ответит нам взаимностью!

Люби и охраняй природу. Кондирова Екатерина.
Я осторожно прилег на траву.
Руки раскинул,
Смотрю в синеву.
Солнца потоки меж сосен легли.
Лапкою зайчик мне гладит ресницы.
Слышу, как сердце стучит у земли,
Так, словно друг
В мои двери стучится.
В последнее время много говорят об охране природы. Земля просит о помощи. Мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что становится страшно за будущие поколения. Что оставим по наследству им?
В журнале я прочитала статью «Мусор атакует» про Приморск, маленький лесной городок на берегу Финского залива. Местные жители буквально в нем души не чают, стараясь едва ли не каждый свой выходной проводить на природе. Приезжают сюда и туристы из Питера. Только вот отношение у них потребительское – отдохнул, намусорил и уехал. В конце концов приморский лес постепенно перестал быть местом для отдыха, превратившись в самую обыкновенную свалку.
К сожалению, такая ситуация в России встречается сплошь и рядом. Стоит только вдуматься: бутылка, оставленная на берегу, рано или поздно окажется в воде. А что было внутри? Газировка? Бензин или жидкость для разжигания костров? Понравится ли это обитателям водоема? Чем это им грозит?
Живые организмы могут погибнуть. Тем самым могут повлечь исчезновение какого-нибудь другого вида живой природы, так как пищевая цепь будет нарушена. Нарушится природный баланс. Вы только представьте, в отдельно взятом месте может произойти самый настоящий «конец света»!
Однако, выход есть! Начать спасать планету надо с себя! Каждый из нас время от времени бывает на природе. Давайте, наконец, начнем убирать за собой. Ведь, наверняка, туда, где мы с душой отдохнули, нам захочется приехать снова. Необходимо придерживаться элементарных правил. То, что горит, надо сжечь – обязательно проконтролировать, чтобы огонь не распространился по лесу. Консервные банки нужно обжечь – так железо быстрее ржавеет, и закопать. Стеклянную тару обязательно забрать с собой и выбросить в ближайший мусорный контейнер. Поддерживайте порядок в своем дворе, в школе, на работе, там, где проводите время – и вокруг все изменится!
Закончить сочинение хочется словами Маленького принца из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Сочинения в начальной школе Сочинение «Вклад моей семьи в победу» Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе | Конспект открытого урока по русскому языку, 8 класс
Опубликовано: 931 день назад (16 мая 2014)
Просмотров: 10903
+3
Голосов: 3
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 16 мая 2014 в 15:51 0
Екатерина Петровна, замечательный конспект урока! Всё продумано до мелочей. Очень интересный вариант проведения урока. Не менее интересен и результат - сочинения учеников. Беру на заметку. Спасибо!
Оксана Анатольевна Токмакова # 21 мая 2014 в 19:47 0
интересная разработка урока, включает в себя разнообразные виды деятельности, и ученикам не скучно, и учителю - приятно! v
Елена Александровна Сархадова # 6 сентября 2016 в 20:24 0
Екатерина Петровна, здравствуйте, замечательный конспект урока! Взяли много разнообразного материала, воздействовали на все органы чувств, вызвав различными способами целую их гамму. После такой подготовки дети не напишут бездарные сочинения. Вы большая умница!