Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста

Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста – «Жаворонок» П. И. Чайковского
Автор: Шваб Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад, п. Лоухи, Лоухского района, Республика Карелия
Описание: Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательной средней школы
Цель: Расширение знаний детей о музыке П.И Чайковского,обогащение знаний о поведении птиц весной.
Задачи:
-Расширять и уточнять представления о трёхчастной форме произведений П.И. Чайковского
-Развивать память, внимание, логику, мышление;
на основе собственного опыта выделять главное, сравнивать, делать выводы.
-Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Атрибуты:
На стенде портрет композитора П. И. Чайковского, иллюстрация произведения «Жаворонок», иллюстрация весеннего леса с изображением жаворонка, карточки составных частей этого произведения (3-х частная форма) - 2 карточки оранжевого цвета и 1 карточка синего цвета. Видеозапись «Песня жаворонка» -Образовательный канал для слушания детьми дошкольного возраста (подготовительная группа)

Ход:
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, пожалуйста, на стенд, как зовут этого композитора?
Дети отвечают:Пётр Ильич Чайковский
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением П.И. Чайковского , который называется «Жаворонок»
Музыкальный руководитель:
Скажите, пожалуйста, что вы знаете о жаворонках, кто это такие?
Дети отвечают - Птицы.
Музыкальный руководитель:
А когда они прилетают к нам?
Дети: Весной
Музыкальный руководитель:
А как вы думаете, почему птицы поют весной?
Дети отвечают: Радуются весне, радуются теплу, солнышку...
Музыкальный руководитель:
А вот и нет! Весенняя песня для птиц - очень важное и серьёзное дело.
И поют, между прочим, только самцы.

Возвратится маленький певун домой весной и немедленно во весь голос заявляет: «Я прилетел! Это мой участок, моя территория! Тут я буду жить, охотиться и растить птенцов». Своей песней птица устанавливает границу своей территории, она невидимая. Зато слышимая.

Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории.
А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем.
Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит.
Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
(Бережная С.)




Музыкальный руководитель включает первую часть пьесы «Жаворонок». Затем останавливает запись.
Скажите, какая песня сейчас звучала по характеру?
Дети отвечают: Звонкая, радостная, весёлая.
Музыкальный руководитель:
Давайте послушаем дальше, как птичка будет петь.
(Включает вторую часть пьесы, затем останавливает по окончании второй части) .
Музыкальный руководитель:
А сейчас как пел жаворонок, что-нибудь изменилось в характере его песни?
Дети отвечают: Песня стала грустная, печальная.
Музыкальный руководитель:
Как вы думаете, почему жаворонок загрустил?
Дети предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель добавляет:
А может быть, перестало светить солнышко или к нему ещё не прилетела будущая мама его птенцов, а он ведь так старался петь...
Давайте послушаем последнюю часть песни жаворонка.(включает третью часть произведения)
Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать об этой песне жаворонка?
Дети отвечают: Песня стала опять радостная, весёлая, уверенная.
Музыкальный руководитель:
А сейчас про что пел жаворонок?
Дети предлагают свои варианты ответа.
Музыкальный руководитель добавляет: « Наверное он увидел ,как к нему летит его самочка - подружка, он очень обрадовался и запел очень пронзительно и нежно. «Я здесь, я очень рад! Лети ко мне!!»

Музыкальный руководитель указывает на первую карточку оранжевого цвета:
А сейчас давайте ещё раз вспомним, какая по характеру была песня в первой части произведения П.И. Чайковского?
Дети отвечают: Радостная, весёлая
Музыкальный руководитель: (показывает на вторую карточку синего цвета):
А какая стала по характеру вторая часть музыки ?
Дети: Грустная, печальная…
Музыкальный руководитель (указывает на третью карточку оранжевого цвета): И в заключительной части музыки какая опять стала песня жаворонка?
Дети: Радостная, весёлая, нежная…
Музыкальный руководитель:
А сколько грустных песенок спел жаворонок?
Дети: Одну
Музыкальный руководитель:
А сколько спел радостных песенок
Дети: Две
Музыкальный руководитель:
Скажите, пожалуйста, сколько частей получилось в произведении П.И. Чайковского «Песня жаворонка»?
Дети: Три
Музыкальный руководитель:
Понравился ли вам рассказ о жаворонке? А его песня?
Дети отвечают
Музыкальный руководитель:
Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались, старательно думали, отвечали на вопросы и сами много нового узнали про жаворонков весной.

О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.

(Ученики 2 Б класса школы №16 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жигулёвска)а
Литература:
«Музыкальные занятия в детском саду» З.Н. Бугаева
Издательство АСТ; Сталкер, Москва 2005 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада Музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Участник №145 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Городской смотр - конкурс среди педагогов ко Дню Победы - 9 мая. Сценарий | Сценарий летнего игрового развлечения для детей старшей группы. В поисках сокровищ
Опубликовано: 553 дня назад (6 июня 2015)
Просмотров: 1433
+4
Голосов: 4
Елена Владимировна Рудакова # 6 июня 2015 в 06:32 +1
Здравствуйте Екатерина Валерьевна! содержаьельное, легко доступное занятие. яркие иллюстрации. использование ИКТ несомненно удержит внимание детей, и оставит образ в памяти надолго.Способствует воспитанию у детей любовь и бережное отношение к природе.
Надежда Павловна Панфилова # 6 июня 2015 в 07:48 +1
Здравствуйте! Прекрасное занятие! Слушанье чарующей музыки П.И.Чайковского, иллюстрации дают представление о творчестве композитора, развивают воображение, эстетический вкус. У занятия большое воспитательное значение: любовь к природе, вниманию,- слушать и понимать музыку окружающей природы. Занятие, с Вашего разрешения, возьму в закладки. Спасибо, за познавательное музыкальное занятие, за труд. Примите мой голос. С уважением Н.П.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 6 июня 2015 в 08:20 +1
Екатерина Валерьевна, благодарю за приглашение познакомиться с опытом вашей работы. Не смотря на то, что я не музыкальный руководитель, тем не менее с большим интересом познакомилась с разработкой музыкального занятия. Не поверите, вспомнились занятия музыкой в детском саду, которые были для меня самые любимые, так как петь любила с раннего детства. Уверена, что материал найдёт своего пользователя. Желаю вам творческих успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Екатерина Валерьевна Шваб # 6 июня 2015 в 23:54 0
Большое спасибо коллеги за хорошие, содержательные комментарии, очень приятно!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Наталья Васильевна Шулдан # 26 июня 2015 в 20:07 0
Чайковский - великий композитор, но не все могут доступно для детей рассказать о его творчестве. Спасибо за прекрасный материал! Дети сейчас практически не знают композиторов и классическую музыку. Наша задача - привить им любовь к классике, доступной их возрасту. Беру Ваш материал в копилку! Желаю удачи!