Конкурсы для педагогов и детей

Мотивация на уроках информатики

Мотивация на уроках информатики
Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация.
Согласно Википедии: «Мотивация — это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности».
В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых.
I. Научно-исследовательская деятельность в школе
Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления.
Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность.
Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.).
Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Существует пять основных видов творческих работ школьников:
1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской).
3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте.
4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления.
5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.
Во-вторых, эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач.
В-третьих, ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности.
Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.
II. Творческие задания на уроках
Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.
На уроках информатики учащиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.
Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления. Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т.д.
Например:
Тема клавиатура. Я использую программу «Емеля» в которой щука подарив Емеле компьютер обучает его работе с устройствами ввода.
Тема файловая система. Дерево каталогов мы сравниваем с генеалогическим деревом. Ребята с большим удовольствием изображают древо своей семьи (узнавая новое о своих предках) и очень быстро запоминают понятия: корневой каталог, родительский каталог и место положения файлов на диске.
Определяя место положения файла на диске, мы ищем клад зарытый пиратами.
III. Творческие домашние задания
Во-первых, разно уровневое домашнее задание является одним из наиболее эффективных способов повторения изученных ранее тем.
Первый уровень – обязательный минимум – оно посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особых трудностей справляются с программой.
Третий уровень – творческое домашнее задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой.
Диапазон творческих заданий широк:
1. Кроссворды, чайнворды, ребусы, комиксы, плакаты (результаты на стенде).
2. Тема «Компьютер будущего» вдохновила многих на свой проект. Причём по разнообразию идей семиклассники не уступали девятиклассникам. На уроке была проведена пресс-конференция XXV века, где ребята выступали со своими докладами в роли профессоров (результаты на стенде).
3. При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» ребята составляют алгоритмы для фантастических роботов (результаты на стенде).
4. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и ...». Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.)
5. При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. И здесь на помощь приходят известные литературные произведения. В рассказе Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз. В рассказе Эдгара По «Золотой жук» главный герой находит сокровища, разгадав шифрованное письмо. С примером закодированной информации учащиеся встречаются и в «Путешествии к центру земли» Жюля Верна.
Прочитав эти рассказы, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись.
Самим написать тайную записку, используя этот код.
Придумать свои собственные способы кодирования информации.
6. Знакомясь с различными системами счисления, ребята учатся переводить числа из одной системы счисления и при этом выполняют различные творческие задания. Например: перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отметить точки на координатной плоскости и соединив их получить симпатичного зверька. Ещё больше ребятам нравиться придумывать такие задания самим.
7. А с каким удовольствием учащиеся 7 класса при повторении и закреплении изученных тем, таких, как «Системы счисления», «Файловая система», «Устройство ЭВМ», «Алгоритмы и исполнители» самостоятельно придумывают вопросы к викторинам, проводят конкурсы «Что, где, когда?», «Миллионер», КВН, «Слабое звено». Дома готовят вопросы и проводят игры на уроках
8. Старшеклассники оказывают неоценимую помощь, создавая презентации и обучающие программы, позволяющие другим ученикам осваивать.
9. У меня есть ученики, которым я могу дать опережающее домашнее задание. Например, подготовить тему следующего урока и самостоятельно его провести.
10. Конечно же, нельзя переоценить возможности традиционных методов исследовательской деятельности: проблемно-реферативного и информационно-реферативного. Например, по таким темам, как «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» и др. ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблемы.
IV. Коллективное творчество
Результатом изучения темы «Графический редактор» является проект «Магазин игрушек». При выполнении этого творческого задания не только закрепляется изученный материал по данной теме, но и осуществляется обмен информацией по сети.
Сначала ребята активно обсуждают, как должен выглядеть конечный результат и распределяют работу. После выполнения отдельных фрагментов рисунка каждый ученик собирает по сети картинку у себя на экране компьютера. При выполнении этого задания используется математический термин «симметрия». После того как освоены первичные навыки работы в локальной сети, школьники применяют их в таких прикладных проектах, как «Вернисаж индивидуальных или групповых рисунков», «Выпуск стенгазеты» (при помощи текстового редактора) и др.
Работая в текстовом редакторе Microsoft Word, ребята составляют различные кроссворды и сканворды с использованием коллекции Clip Art, таблиц, графики и других возможностей данной программы.
Изучение темы «База данных» также предоставляет огромные возможности для творческой и познавательной деятельности. Учениками составляются:
записные книжки, где указаны не только имена и адреса друзей, но и их хобби, вид спорта, которым они занимаются, любимая музыка книги, фильмы и др.
банк данных любимых артистов (певцов) с перечислением самых известных их ролей (альбомов, песен), фактов из их биографии и др. _
V. Проблемное обучение
Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение. Чем оно привлекает?
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
4. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Техника проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как:
Организация проблемной ситуации.
Формирование проблем.
Индивидуальное или групповое решение проблем учащимися.
Проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретенных знаний в теоретической и практической деятельности.

Вообще, в практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
составление плана решения проблемы;
выдвижение и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка решения проблемы;
повторение и анализ процесса решения.

Приведу пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы:
1. Тема «Алгоритмы». Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну).
2. Тема «Графический редактор». Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования).
3. Программирование, изучаем тему «Циклические операторы», проблема: как подсчитать сумму цифр числа, где одна и та же операция должна использоваться несколько раз.
И т.д.
VI. Дистанционное (программное) обучение
Компьютеры уже стали привычным атрибутом в школе. В связи, с чем учителя стараются найти способы их применения, позволяющие существенно повысить качество усвоения материала учащимися и эффективность их мышления. Компьютеры могут вполне успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что делает процесс обучения более быстрым и эффективным. Компьютерные программы дают возможность осуществлять непосредственное взаимодействие между учащимся и машиной, реализуя технику программированного обучения, которое позволяет преподавать материал в определенной последовательности, регулировать объем каждого урока в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Я использую такой способ обучения при изучении ряда тем, таких как:
Архитектура компьютера;
История возникновения компьютерной техники;
Роль компьютера в современном обществе;
и т.д.
VII. Межпредметные связи
Трудно переоценить значение обучающих программ, как по информатике, так и по другим дисциплинам; таким как география и английский язык, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Ученик имеет право на ошибки и собственное мнение.
Программа TRAVEL – это путешествие по всем странам и материкам, история их открытия. Знакомство с биографией путешественников. Работая с ней, ребята одновременно учатся работать с компьютером, и знакомятся с важными географическими открытиями, учатся пользоваться справочниками и гипертекстом.
English – это путешествие по волшебной стране. Через элементы игры ребята получают знания по английскому языку и совершенствуют навыки работы устройствами ввода, учатся пользоваться справочниками.
Изучение темы «Программирование» даёт возможность решать на компьютере задания из курса физики, геометрии, алгебры.
Тема «Компьютерное моделирование» открывает возможности для решения широкого спектра задач из разных школьных курсов: биологических, экономических и т.д.
Здесь мне хочется остановиться и ещё раз сделать упор на то, что у нас тесная связь с предметами: (геометрия, алгебра, литература, русский язык, география, английский язык, физика), мы опираемся на знания, полученные на этих уроках, а иногда даём начальные понятия раньше, чем тема изучается учащимися.
Например: Графика в Бейсике 8 класс (понятия: параллелограмм, эллипс, дуга, измеряем углы в радианах)

Резюмируя изложенное, можно сказать, что поскольку дети являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он имел характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия. Учение само должно нести награду за труды в виде новых знаний. Внешнее подкрепление, например, похвала и одобрение, может оказаться не самой оптимальной мотивацией учения. Учителям следует поощрять детей делать логические выводы о реалиях этого мира и связях между ними, но не делать это за них и преподносить готовые формулировки в виде непреложных истин.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики и ИКТ Информационная безопасность в сети Интернет Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализац Из опыта работы учителя информатики. Проектная технология в школе
Решение логических задач табличным способом
Опубликовано: 377 дней назад (30 ноября 2015)
Просмотров: 1067
+3
Голосов: 3
Татьяна Аркадьевна Трофименко # 6 декабря 2015 в 10:17 0
Хороший материал!
Юлия Алексеевна Коваль # 7 декабря 2015 в 00:31 +1
Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому учителю важно формировать мотивацию к добыванию знаний на уроке. Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, познавать.
Сидорова Зоя Григорьевна # 7 декабря 2015 в 17:21 +1
Екатерина Викторовна!
Ваша публикация "Мотивация на уроках информатики" меня заинтересовала тем, что мотивация необходима не только на уроках информатики. Некоторые выводы и размышления актуальны в педагогике обучения любого возраста. Материал замечательный. Главное, что сквозит в Вашей работе - желание воспитать в детях - умение думать, анализировать. Публикация заинтересует многих педагогов.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.