Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого внеклассного занятия по краеведению для 6-9 класса с презентацией

План-конспект воспитательного часа «Белгородский народный костюм»
Автор: Екатерина Юрьевна Ларкина, воспитатель детского дома
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский детский дом «Южный»
Образовательная область: «Я и моё Отечество».
Целевая аудитория: Группа воспитанников 12-16 лет.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с народным костюмом жителей Белгородской области.
Задачи:
Образовательная: Учить устанавливать причинно-следственные связи между представлениями людей об устройстве мира и образного строя народного костюма.
Воспитательная: Воспитывать любовь к своей малой родине, интерес к ее истории, умение видеть эстетику и красоту мира через призму народного костюма.
Развивающая: Развивать речь; обогащать словарный запас; развивать умения формулировать и высказывать своё мнение; умение работать сообща.
Предварительная работа: Подбор видео- и аудио- материалов; изготовление шаблонов белгородского народного костюма.
Инструментарий:
Техническое обеспечение: ПК для воспроизведения презентация MPP (2007); проектор; аудиоаппаратура.
Раздаточный и демонстрационный материал: магнитная доска; клей; шаблоны; информационные карточки с названием элементов белгородского народного костюма.
Тип занятия: Познавательная беседа с использованием элементов практического занятия.
Список используемых источников:
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг. - СПб.: Паритет, 2005.
2. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе - М., 1994.
3. Ботова С.И., Приставкина Г.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. - Белгород, 2000 г.
4. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной художественной культуры. - Белгород, 2003.
5. Жиров М.С, Жирова О.Я., Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородской области. История и современность. - Белгород: БГИКИ, 2005.
6. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. - М., 1999.
7. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре - М., 1995.
8. Народная художественная культура под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М.: МГУКИ, 2002.
9. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: изд. "Молодая Гвардия", 1988.


Ход занятия:

I. Введение
1. Организационная часть
Воспитатель предлагает воспитанникам посмотреть друг на друга и подарить улыбку, т.к. улыбка всегда настраивает на общение.
2. Сообщение темы и цели занятия
Тихо играет русская народная мелодия.
Воспитатель:
Сегодня мы познакомимся с русским народным костюмом Белгородской области.
Народные костюмы мы видели в музее, на телеэкране во время выступления артистов, но практически не задумывались, почему он именно такой? Сегодня мы прикоснёмся к истории создания русского народного костюма.

Слайд 1 (На экране проецируется тема открытого занятия «Белгородский народный костюм»)
II. Основная часть
1. Познавательная беседа
Воспитатель:
Россия на протяжении столетий была и остается самой большой страной в мире. На её территории проживает много народов и народностей. Каждой области характерен свой народный костюм.
Русский народный костюм - это уникальное явление в истории мировой культуры, имеющий свою историю создания.

Слайд 2 (На экране проецируется фото Белгородского народного костюма)
Народная одежда Белгородской области собрала в себе все виды русского народного костюма; впитала в себя общерусские, южнорусские и украинские черты, которые прослеживаются в деталях, вышивках и украшениях, т.к. Белгородская область образовалась в результате слияния юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области.

Слайд 3 (На экране проецируется фотографии народных рубах, преобладающих на территории Белгородской области)
Внимание воспитанников обращается на фотографии народных рубах, преобладающих на территории
Белгородской области.
( Дети делятся мнениями о видах изображений).
Народный костюм Белгородской области состоит из рубахи.
Рубаха – основа народного костюма, самая древняя и необходимая его часть, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Ее носили мужчины, женщины, дети.
С рубахой связывали множество обрядов и поверий. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной - человек тоже был облачен в рубаху
Самая распространенная на Белгородчине, была рубаха с прямыми прямоугольными плечевыми вставками – поликами. Она состояла из двух частей: верхняя (стан) шилась из тонкого полотна, нижняя (подстава) изготавливалась из более грубого холста, которая пришивалась и отпарывалась по мере необходимости.

Слайд 4 (На экране проецируется фотографии орнамента, преобладающих на территории Белгородской области)

Воспитатель:
- Ребята, а что вы видим на вороте, подоле и у запястий рубахи?
(Ответы детей уточнятся, расширяются)
Вышивку, орнамент наши предки располагали на самых важных участках одежды. Вышивка была не только украшением одежды, но и оберегом. Согласно повериям, так они защищали себя от «нечистой силы». От предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека:
ворот (на шее крепится голова - шею нужно оберегать);
плечи (от плеч начинается главный рабочий орган – руки);
грудь (у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род).
Вышивались отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия — «нечистая сила». Укрепление этих участков символами-оберегами, среди которых преобладали солярные знаки, на протяжении веков было непреложным законом.
Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица или владелец. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут.
Орнаментальное искусство достигло своего наивысшего развития именно в южнорусском костюме, неотъемлемой частью которого является костюм Белгородчины. Вышивку выполняли крестом или счетной гладью. Преобладал в основном красный цвет, который часто сочетался с черным. Белгородские мастерицы вышивали линейно и растительно-геометрические орнаменты. Жители русских сёл, которые граничили с украинскими, охотно перенимали традицию украшать рукава рубахи вполне реалистичными розами, васильками, гвоздиками и даже вазами с целыми букетами.
- Ребята, а как называется платье без рукавов?
(Ответы детей).

Слайд 5 (На экране проецируется фотографии сарафанов преобладающих на территории Белгородской области)
Сарафан в допетровской Руси был «внесословной» одеждой. Он надевался поверх рубахи. Сарафанов существовало много вариантов: глухой туникообразный; косоклинный во множестве разновидностей; прямой (круглый); сарафан-платье из фабричной ткани («саян»).
Все виды сарафанов существовали на территории нашей области. Отличие состояло в их украшении.
Мастерицы Белгородчины редко декорировали сарафаны вышивкой; их украшали лентами, парчей, тесьмой. В некоторых селах нашей малой Родины на сарафан одевался короткий или длинный передник.
- Дети, как вы думаете, какой элемент народной одежды будет следующим?
(Ответы детей).

Слайд 6 (На экране проецируется фотографии юбок, преобладающих на территории Белгородской области)
Юбка на территорию современной Белгородчины, по мнению исследователей, пришла с переселением в южные края служивого сословия с польско-литовских рубежей еще в XVII веке. Юбочный комплекс не имел ничего общего с русским костюмом, но, тем не менее, он смог плотно укорениться в костюмах наших предков.
К концу XIX века, с развитием фабричного производства, домотканые юбки были вытеснены. Юбки стали пышнее, их украшали воланами (оборками). Сельские модницы надевали сразу несколько юбок, чтобы казаться пышнее (в то время особенно ценилась полная фигура). Никаких вольностей в длине не допускалось. Самой короткой могла быть девичья юбка, открывавшая ступни, а женщины старшего возраста обязательно надевали юбки «в пол».

Слайд 7 (На экране проецируется фотографии понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Понёва - самая древняя деталь русского костюма. В Белгородской области ее надевали как на сарафан, так и на юбку. Девушки ее надевала лишь с наступлением совершеннолетия, тем самым давая понять окружающим, что ее можно сватать. Поэтому крестьянки называли ее «вечный хомут» или «бабья кабала».

Слайд 8 (На экране проецируется фотографии разновидности понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Понева состояла из трех полотнищ шерстяной ткани. Одно - заднее полотно, два других – по бокам. Спереди, между боковыми полотнищам была видна рубаха. Такая понева называлась распашной. Закрытая или «глухая» понева кроилась из четырех кусков ткани. Декору понёву на Белгородчине уделяли особое значение. Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста. Их расшивали шерстяной пряжей (гарусом) сочных, контрастных цветов. Самые красивые понёвы нашей малой Родины бытовали в селах Алексеевского, Красненского, Красногвардейского районах. Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок.
- Ребята, а про что говорят, не одежда, а греет?
(Ответы детей).

Слайд 9 (На экране проецируется фотографии поясов, преобладающих на территории Белгородской области)
Пояс наши предки называли еще кушак, женщины подпоясывали им понёвы и сарафаны, мужчины - рубахи. Длина пояса — около трех метров. Почти на всей территории Белгородчины (кроме Приосколья) бытовал пояс фабричного производства, который украшали вышивкой, кружевом, лентами, блестками, бахромой, парчой, бисером. Пояс также имел магическое значение. Он сопровождал человека от рождения до самой смерти, считался сильным оберегом.

Слайд 10 (На экране проецируется фотографии женских головных уборов, преобладающих на территории Белгородской области)
Головной убор имел огромное значение для женщины, т.к. две трети своей жизни она с ним не расставалась.
По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой.
Головной убор русского народного костюма, представлял из себя твердое основание различной формы (кика, кичка) поверх которой надевалась сорока или кокошник. Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой — кокошник.
По головному убору можно было определить, кому он предназначался (молодой женщине, будущей маме; пожилой женщине) и для чего предназначался (для праздника;
для ношения каждый день).
- Какая есть ещё составная часть народного костюма?
(Ответы детей).

Слайд 11 (На экране проецируется фотографии обуви, преобладающей на территории Белгородской области)
Обувь у мужчин и женщин была практически одинаковая - лапти. Их плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. На территории Белгородчины, носили, за редким исключением, так называемые «московские» лапти косого плетения с круглой головкой. Праздничная разновидность — «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, «дробненькие», «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких лык, в которых головка украшалась выплетенным узором. Летом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок. Обувь шили также из кожи (башмаки, черевики), но их носили только богатые люди. Грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками, были практически одинаковыми – открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге.
Сапоги считались признаком достатка, и если таковые в семье имелись, то обувались в основном по праздникам.
В конце XIX — начале XX века в село приходит кожаная обувь городского фасона: «румынки», «гусары», «щиблеты». Особенно были популярны «румынки» — высокие ботинки из мягкой кожи на шнуровке. Они береглись для самых праздничных дней, и только зажиточные сельчане могли позволить себе носить такую обувь в будни.

2. Коллективная работа в группах
(Для выполнения задания, воспитанникам предлагается разделиться на группы).
Задание: объяснить основную идею пословиц
- По одёжке встречают, по уму провожают.
- Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
- Без порток, а в шляпе.
- Не одежда красит человека, а человек одежду.
- Достались от жилетки рукава.
- Одежда лучше новая, а друг — старый.
- С миру по нитке - голому рубаха.

III. Заключительная часть
1. Итог занятия

Воспитатель
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего и надо хранить наше прошлое. Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. Народное искусство по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником.
Практическое задание: используя карточки с эскизами и названиями элементов белгородского народного костюма, составить народный костюм жителей Белгородской области (карточки сопоставить по принципу: название элемента – эскиз элемента народного костюма - «сарафан», «кушак», «кичка» «сорока», «понёва», «лапти», «румынки», «черевики»). Карточки наклеить на лист А4.
Выполненные работы анализируются, обсуждаются.
2. Рефлексия
Воспитанники обмениваются мнениями о занятии, выражают свои эмоциональные переживания.
Презентация на тему: Белгородский народный костюм

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Рассказ по краеведению для учащихся 5-6 классов Конкурсная программа "Фабрика Звезд", 1-6 класс. Сценарий

Похожие статьи:

Внеклассные мероприятия, 6 класс

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Участник №120 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Сочинение: Письмо Гоголю
Опубликовано: 553 дня назад (30 мая 2015)
Просмотров: 2629
+15
Голосов: 15
Марина Викторовна Княжева # 30 мая 2015 в 21:45 +3
Екатерина Юрьевна, совершенно с Вами согласна, что без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего и надо хранить наше прошлое. Замечательное занятие, интересное и насыщенное, интересная презентация. Огромное спасибо за то, что Вы храните традиции нашего народа. Удачи и дальнейших творческих успехов!!!
Екатерина Юрьевна Ларкина # 1 июня 2015 в 09:50 +1
Марина Викторовна, спасибо большое за теплые слова!
Аида Амировна Дюсембина # 13 июня 2015 в 21:28 +2
Екатерина Юрьевна! ваше занятие по краеведению считаю очень интересным. Ведь учащиеся должны знать особенности духовной культуры своей Родины.Знать историю, традиции и обычаи своей страны.
Наталья Константиновна Клочкова # 28 июля 2015 в 19:34 +2
С удовольствием познакомилась с занятием по краеведению. Познавательное занятие. Много интересной информации. Ребята окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. Очень хорошая наглядность.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 28 июля 2015 в 21:07 +2
Добрый вечер, Екатерина Юрьевна! Над важной темой работаете Вы на внеклассном мероприятии. История родного края, народные традиции, быт, одежда - всё это важные составляющие патриотического воспитания. Вероятно, особенно важны беседы на такие темы с детьми, лишёнными корней, живущими в детском доме... Вы подготовили замечательный хорошо иллюстрированный материал. Благодарю за приглашение! Вам голос № 5 и дальнейших творческих успехов!
Оксана Петровна Харина # 29 июля 2015 в 20:50 +2
Добрый вечер, Екатерина Юрьевна! Спасибо за приглашение. Спасибо за конспект по краеведению, который мне очень понравился. Грамотно оформили и представили. Вы воспитываете патриотические и гражданские чувства, любовь к родному краю. Необходимо развивать в детях интерес и уважение к деятельности взрослых, представления детей об особенностях внешнего облика, народного костюма. Очень интересная и познавательная презентация. Примите голос!
Вера Александровна Орехова # 29 июля 2015 в 21:45 +2
Екатерина Юрьевна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с конспектом занятия.
Вы знакомите воспитанников с народным костюмом жителей Белгородской области, воспитываете любовь к своей малой родине, интерес к ее истории.
Понравилась и предложенная презентация, спасибо!
Голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Надежда Павловна Панфилова # 31 июля 2015 в 11:04 +1
Здравствуйте, Екатерина Юрьевна! Вашу работу я, с Вашего разрешения, сразу взяла в закладки. Очень хороший материал для воспитания у детей патриотических чувств, развития познавательных способностей, расширение знаний об истории края. Знакомство с народным костюмом, бытом через фотоматериал или презентацию- отличное решение в воспитании любви к малой родине. Работа отлично оформлена по всем требованиям сайта. Поставленные цели Вы выполнили. Свой голос давно поставила. Желаю новых творческих идей. С уважением Н.П.
Надежда Васильевна Быкова # 31 июля 2015 в 16:38 +1
Интересное занятие!Много познавательной информации!Замечательная наглядность. Мне очень понравилось! Примите голос!
Надежда Васильевна Быкова # 31 июля 2015 в 16:47 +1
Интересное занятие!Много познавательной информации!Замечательная наглядность. Мне очень понравилось! Примите голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 31 июля 2015 в 18:41 +2
Вы,Екатерина Юрьевна, замечательно преподнесли материал о русском национальном костюме, в частности- белгородском! Конечно в каждой местности были свои элементы и орнамент и сама одежда и обувь с головным убором. Ваши дети теперь это знают. Вы большая молодец, что начинаете именно с патриотического воспитания, со знакомства с историей и традициями народа. С удовольствием познакомилась с презентацией, которая очень грамотно представлена. Дарю вам голос!
Алла Ивановна Ефимова # 31 июля 2015 в 22:20 +1
Добрый вечер, Екатерина Юрьевна! Важная тема. История родного края, народные традиции, быт, одежда - всё это важные составляющие патриотического воспитания. Вы подготовили замечательный хорошо иллюстрированный материал. Благодарю за приглашение! Вам голос и дальнейших творческих успехов!
Наталия Александровна Куликова # 1 августа 2015 в 00:24 +1
Здравствуйте, Екатерина Юрьевна! Спасибо за приглашение! Воспитание патриотических чувств, любви к традициям своего народа-важная задача, с которой Вы успешно справились на внеклассном занятии! Детям представлена большая наглядная информация в виде слайдов. Во время всего занятия дети принимают участие в беседе с педагогом, а в итоговой части, занимаясь практической работой, закрепляют полученные знания. Ваша цель и поставленные задачи выполнены. Желаю Вам дальнейших успехов! Примите голос!
Светлана Анатольевна Калиуллина # 1 августа 2015 в 15:28 +1
Отличная разработка, Екатерина Юрьевна.Мне близко, все что связано с русским фольклором.Нравятся народные песни, обычаи, традиции, все , что составляет культуру этого народа.Спасибо за приглашение. Голосую с большим удовольствием.
Елена Владимировна Николаева # 3 августа 2015 в 13:43 +2
Екатерина Юрьевна, спасибо за приглашение! Вы представили хорошую разработку внеклассного занятия, наглядную, интересную. Сама тема, связанная с патриотическим воспитанием, национальной аутентичностью, особенно актуальна сейчас. Материал доступен пониманию детей, достаточна и степень включения школьников в активную работу на занятии. Спасибо, успехов Вам, примите голос!
Мария Юрьевна Жиличкина # 7 сентября 2015 в 09:10 0
Здравствуйте, Екатерина Юрьевна! Вы затронули на своем классном часе важную тему воспитания патриотизма у детей. И именно с любви, знаний о своей малой Родине развиваются патриотические чувства. Конспект урока хорошо продуман, доступен и интересен для детей, грамотно оформлен, проиллюстрирован отличной презентацией. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!