Конкурсы для педагогов и детей

Пути формирование каллиграфических навыков младших школьников в школе вида I и II вида

Пути формирование каллиграфических навыков младших школьников в школе вида I и II вида.( из опыта работы).
Автор: Барзова Елена Александровна.
Должность: учитель начальных классов.
Место работы:ГКСКОУ "СКО школа-интернат № 68" г.Орск.
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы вставали передо мной на протяжении всех лет работы с глухими и слабослышащими детьми. Поэтому я решила тщательно проработать этот вопрос, для того , чтобы научить своих учеников правильно и красиво писать.
Одной из первых целей стало: определить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников и формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, я пришла к выводу о необходимости знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно.
С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами
Приемы, необходимые для письма:
1) владение инструментом письма;
2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;
4) движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма:
1) умение сравнивать образец с результатом письма;
2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
6) письмо букв между линиями строки и на линии;
7) начало письма, запоминание строки;
8) приемы правильного наклонения письма.
Приёмы используемые учителем:
1) показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений.
Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели как учитель пишет.
2) списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради.
Учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражение.
3) копировальный.
Его следует применять ограниченно. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.
4) воображаемое письмо, письмо в воздухе.
Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
5) анализ формы букв.
Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.
В 1 классе (1-4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3) писать надо красиво.
Со 2 класса вводятся такие правила:
1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);
2) слог пишется безотрывно;
3) писать надо быстро и красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно
6) письмо под счет или в такт счету.
Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа.
7) прием ошибочного написания .
Для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.
8) приемы взаимопроверки.
Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку.
9) приемы рисование бордюров, штриховка мелких форм и других.
Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине Работа дефектолога в специализированном детском саду
День Матери в начальных классах школы I и II вида. Сценарий | Урок предметно-практического обучения в подготовительном классе в школе I и II вида
Опубликовано: 726 дней назад (9 декабря 2014)
Просмотров: 1527
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Ивановна Горбунова # 16 июля 2015 в 16:29 0
Здравствуйте! Каллиграфическое письмо - проблема, над которой необходимо работать. Работу над каллиграфическим почерком начинаем с подготовительного класса и продолжаем до выпуска из начальной школы, и жаль, что в среднем и старшем звене этому мало уделяют время. Два года я работала с детьми подготовительного класса (2009-2010 уч. год и 20014-2015 уч. год), и сама много внимания уделяю этой работе на всем протяжении обучения в начальной школе. Спасибо за статью!